Номер дела суда первой инстанции: №
Мировой судья судебного участка № <адрес>
Номер дела суда апелляционной инстанции: №
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 августа 2023 года <адрес>
Советский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Гаджиева Х.К., при секретаре судебных заседаний ФИО3, в отсутствие сторон, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к СПАО «Ингосстрах» о взыскании неустойки и расходов на оплату услуг представителя
по апелляционной жалобе ответчика СПАО «Ингосстрах» на решение мирового судьи судебного участка № <адрес> Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ,
Установил:
ФИО1 обратился к мировому судье судебного участка № <адрес> с иском к СПАО «Ингосстрах» о взыскании суммы неустойки и компенсации судебных расходов.
Решением мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО7 удовлетворены частично и с СПАО «Ингосстрах» в пользу ФИО7 взыскана сумма неустойки в размере 90 000 рублей и расходы на оплату услуг представителя в размере 5000 рублей, всего 95 000 (девяносто пять тысяч) рублей.
В апелляционной жалобе представитель СПАО «Ингосстрах» - ФИО4 просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обосновании жалобы указывает, что требования о взыскании неустойки не подлежит удовлетворению ввиду отсутствия обязательного условия для его начисления – несоблюдения Компанием в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя. Сумма страхового возмещения в размере 19 100 рублей была выплачена со стороны СПАО «Ингосстрах».
Требование истца о взыскании расходов по оплате услуг представителя необоснованны, поскольку истцом не представлено доказательств, несения расходов на оплату услуг представителя, не приложено соглашение об оказании юридической помощи или договор об оказании юридических услуг.
От представителя истца ФИО5 поступили возражения на апелляционную жалобу, в которой просит оставить решение мирового судьи без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. В обосновании доводов, автор жалобы указывает, что судом первой инстанции не учтен п.5 ст.16.1 ФЗ «Об ОСАГО», согласно которому страховщик освобождается от обязанности уплаты неустойки (пени), суммы финансовой санкции и (или) штрафа, если обязательства были исполнены в порядке и сроки, которые установлены Законом, а также если страховщик докажет, что нарушение сроков произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потерпевшего.
Таким образом, для освобождения страховщика от обязанности уплатить неустойку необходимо не только исполнение решения финансового уполномоченного, но и исполнение обязательства в порядке и сроки, установленные Законом.
Таких обстоятельств судом первой инстанции установлено не было и никаких доказательств о том, что нарушение сроков произошло по вине ФИО7 тоже ответчиков не доказано.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания в суд не явились, об уважительных причинах неявки суду не сообщили, представителей не направили.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции находит решение подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждения его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Пунктами 1 и 2 статьи 1064 ГК РФ установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред, если оно не докажет, что вред причинен не по его вине.
Согласно п. 1 ст. 927 ГК РФ страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).
В силу п. 2 ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования могут быть, в частности, застрахованы следующие имущественные интересы: риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества (статья 930); риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам - риск гражданской ответственности (статьи 931 и 932); риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе, риск неполучения ожидаемых доходов - предпринимательский риск (статья 933).
В силу требований ст. 935 ГК РФ, законом на указанных в нем лиц может быть возложена обязанность страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступать вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц или нарушения договоров с другими лицами.
Правоотношения страхователя и страховщика по страхованию риска ответственности владельцев транспортных средств регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», в соответствии со ст. 1 которого договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - договор обязательного страхования) - договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, и является публичным.
Статья 12 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» предусматривает, что потерпевший вправе предъявить страховщику требование о возмещении вреда, причиненного его жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортного средства, в пределах страховой суммы, установленной настоящим Федеральным законом, путем предъявления страховщику заявления о страховой выплате или прямом возмещении убытков и документов, предусмотренных правилами обязательного страхования.
В силу ч. 1 ст. 24 Закона о финансовом уполномоченном исполнение финансовой организацией вступившего в силу решения финансового уполномоченного признается надлежащим исполнением финансовой организацией обязанностей по соответствующему договору с потребителем финансовых услуг об оказании ему или в его пользу финансовой услуги.
Однако, согласно п. 2 ст. 16.1 Закона об ОСАГО надлежащим исполнением страховщиком своих обязательств по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств признается осуществление страховой выплаты или выдача отремонтированного транспортного средства в порядке и в сроки, которые установлены данным законом, а также исполнение вступившего в силу решения уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг в соответствии с Законом о финансовом уполномоченном в порядке и в сроки, которые установлены указанным решением.
Пунктом 3 названной статьи установлено, что при удовлетворении судом требований потерпевшего - физического лица об осуществлении страховой выплаты суд взыскивает со страховщика за неисполнение в добровольном порядке требований потерпевшего штраф в размере пятидесяти процентов от разницы между совокупным размером страховой выплаты, определенной судом, и размером страховой выплаты, осуществленной страховщиком в добровольном порядке.
Страховщик освобождается от уплаты штрафа, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, в случае исполнения страховщиком вступившего в силу решения уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг в соответствии с Законом о финансовом уполномоченном в порядке и в сроки, которые установлены указанным решением.
Однако в соответствии с пунктом 5 этой же статьи страховщик освобождается от обязанности уплаты неустойки (пени), суммы финансовой санкции и (или) штрафа, если обязательства страховщика были исполнены в порядке и в сроки, которые установлены данным законом, Законом о финансовом уполномоченном, а также если страховщик докажет, что нарушение сроков произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потерпевшего.
Из приведенных положений закона в их совокупности следует, что для освобождения страховщика от обязанности уплатить неустойку необходимо не только исполнение решения финансового уполномоченного, но и исполнение обязательства в порядке и сроки, установленные Законом об ОСАГО.
При ином толковании данных правовых норм потерпевший, являющийся потребителем финансовых услуг (абз. 3 п. 1 ст. 16.1 Закона об ОСАГО), при разрешения вопроса о взыскании неустойки будет находиться в более невыгодном положении по сравнению с потерпевшим, не являющимся потребителем финансовых услуг (абз. 2 п. 1 ст. 16.1 Закона об ОСАГО).
Более того, в таком случае страховая компания получает возможность в течение длительного времени уклоняться от исполнения обязательств по договору ОСАГО и неправомерно пользоваться причитающейся потерпевшему, являющемуся потребителем финансовых услуг, денежной суммой без угрозы применения каких-либо санкций до вынесения решения финансового уполномоченного, что противоречит закрепленной в статье 1 Закона о финансовом уполномоченном цели защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг.
Как усматривается из материалов дела, дорожно-транспортное происшествие имело место, факт наступления страхового случая сторонами не оспаривается. 30.12.2019г. ФИО7 обратился в СПАО «Ингосстрах» с заявлением о прямом возмещении страхового возмещения.
21.02.2020г. страховая компания уведомило истца об отсутсвии оснований для выплаты страхового возмещения.
04.02.2020г. ФИО7 обратился СПАО «Ингосстрах» с претензией с требованиями выплаты страхового возмещения.
СПАО «Ингосстрах» в выплате страхового возмещения ФИО7 отказано.
Решением Службы финансового уполномоченного №У№ от 12.2021г. в пользу ФИО7 была взыскана с СПАО «Ингосстрах» выплата страхового возмещения в размере 19100 рублей, право требования, которого возникло 20.01.2020г.
СПАО «Ингосстрах» решение Службы финансового уполномоченного №№ от 29.12.2021г. исполнило 20.01.2022г., что подтверждается платежным поручением №.
Таким образом, Решением Службы финансового уполномоченного №У-№ 00 от 29.12.2021г. требования заявителя ФИО7 были признаны законными, а действия СПАО «Ингосстрах» не соответствующими требованиям ОСАГО.
09.02.2022г. истец ФИО7 обратился в СПАО «Ингосстрах» с требованиями выплаты неустойки в связи с несоблюдением сроков выплаты страхового возмещения.
СПАО «Ингосстрах» письмом от 10.02.2022г. уведомила истца ФИО7 об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Решением Службы финансового уполномоченного №№ от 29.03.2023г. в выплате ФИО7 неустойки было отказано.
Обязательство возникло у ответчика перед истцом по договору ОСАГО.
Согласно расчету сумма страхового возмещения выплачена в размере 19100 рублей, просрочка составила с 20.01.2020г. по 19.01.2022г дней, расчет суммы неустойки: 19100 руб. х 1% = 191 руб. х 730 дней = 139430 рублей размер неустойки составляет в сумме 139430 рублей.
Истец ФИО7 просит взыскать неустойку в размере 100000 рублей.
Предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки.
Суд с учетом объема нарушенного права, а также негативных последствий для истца просрочкой исполнения обязательства, пришел к выводу самостоятельно снизить размер неустойки и определить ее размер до 95000 рублей.
Расходы по оплате юридических услуг удовлетворены частично и взыскано с ответчика в пользу истца в разумном пределе 5000 рублей.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об установлении факта наступления страхового случая и права требования страхового возмещения.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, с учетом приведенных норм материального и процессуального права, а также с учетом положений ст. 333 ГК РФ, ст. 1101 ГК РФ, п. 3 ст. 16.1 и п.14 ст.12 ФЗ «Об ОСАГО», ст.ст. 98, 100, 103 ГПК РФ, разъяснений, изложенных в п.84 и п.85 Постановлении Пленума от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», принимая во внимание требования разумности, а также необходимость установления баланса интересов сторон, пришел к обоснованным выводам о взыскании с СПАО «Ингосстрах» в пользу ФИО7 суммы неустойки в размере 95000 рублей и расходов на оплату услуг представителя в размере 5000 рублей.
Суд апелляционной инстанции находит указанные выводы суда правильными, основанными на совокупной оценке собранных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующих возникшие спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального и процессуального закона и установленным обстоятельствам дела.
Нарушений норм материального права и гражданско-процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по настоящему делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, суд
Определил:
решение мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу СПАО «Ингосстрах» - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента его вынесения, может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня его вынесения в мотивированной форме.
Судья Х.К. Гаджиев