УИД 61RS0025-01-2023-000213-20
Дело №2-268/2023
РЕШЕНИЕ
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
18 апреля 2023г. п. Весёлый
Багаевский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего Васильева А.А.
с участием ст. помощника прокурора Весёловского района Ростовской области
Карелиной Л.Н.
при секретаре: Кузьменко Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Весёловского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ Краснознаменская ООШ, Администрации Веселовского района Ростовской области об обязании выделить финансовые средства, суд
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Весёловского района Ростовской области обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, ссылаясь на то, что в результате проведенной прокуратурой района проверки во исполнение приказа Генерального прокурора РФ от 13.12.2021 № 744 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов» в МБОУ Краснознаменская ООШ установлены нарушения законодательства в сфере соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства.
В Российской Федерации материнство, детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38 Конституции РФ).
В соответствии с ч. 1, ч. 3 ст. 29 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
Согласно ч. 1, ч. 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ), к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п. 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 7 статьи 28 Закона № 273-ФЗ, предусмотрено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу ст. 9 Закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В нарушение ст. 11, ст. 17, ст. 24, ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 5 ч. 1 ст. 9, п. 2, 15 ч. 3, п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 Закон № 273-ФЗ выявлены нарушения в сфере соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства в МБОУ Краснознаменской ООШ:
– температурный режим в игровой комнате группы дошкольного образования (далее - ГДО) не соответствует (19,8 вместо допустимых 21-24 градусов) требованиям раздела V СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по гигиеническим нормативам показателей естественного, искусственного и совмещенного освещения в основных и вспомогательных помещениях общественных зданий (освещенность); по допустимым величинам параметров микроклимата в организациях воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи «температура воздуха, относительная влажность воздуха, скорость движения»;
– нарушена целостность гигиенического покрытия потолков, стен в учебных классах, внутренняя отделка стен в учебных кабинетах выполнена бумажными обоями, не позволяющими проводить влажную уборку и дезинфекцию, имеются признаки грибковых поражений стен и потолков лестничных пролетов, что не соответствует требованиям п. 2.5.3 СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи;
– гигиеническое покрытие пола в учебных кабинетах и рекреациях имеют дефекты и повреждения, не допускающие проведение качественной уборки и дезинфекцию, что не соответствует требованиям п. 2.4.3 СП 2.4.364820 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи;
– направление светового потока дополнительных источников освещения учебных досок для работы, с которыми используется мел не обеспечено непосредственно на рабочее поле (учебную доску), что не соответствует требованиям п. 2.4.4 СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи;
– не обеспечен контроль температурного режима в игровой ГДО термометр не установлен, имеются неисправные термометры в учебных классах, что не соответствует требованиям п. 2.7.3 СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи.
Также в декабре 2022 г., температура воздуха в игровой комнате группы дошкольного образования в утренние часы составляла + 17,+ 18 градусов. Указанное нарушение возникло в связи с недостаточной мощностью отопительной системы МБОУ Краснознаменская ООШ. В котельной образовательной организации установлены два котла фирмы «Лемакс» модель «Лидер-40» рассчитанные на рабочую мощность в 40 кВт каждый (общая мощность 80 кВт).
Согласно паспорту и руководству по эксплуатации ориентировочная площадь отапливаемого помещения при указанной мощности котла составляет 400 кв.м. (общая 800 кв.м.).
Согласно техническому свидетельству о государственной регистрации права общая площадь здания составляет 1494.1 кв.м. Также в подвальном помещении здания образовательной организации расположены трубы системы отопления, которые в связи с долгим сроком эксплуатации и высокой влажностью подвального помещения подверглись сильному коррозийному износу. Недостаточная мощность отопительных приборов, а также сильный износ труб системы отопления влекут за собой возможность создания в помещениях образовательной организации температурного режима не соответствующего п.128 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских, сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» утвержденных постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3:
– в учебных классах окна оборудованы занавесями длиной ниже подоконников, что не соответствует требованиям п. 2.4.13 СП 2.4364820 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи".
– при организации питьевого режима с использованием бутилированной воды промышленного производства в одном классе отсутствует дата вскрытия бутилированной ёмкости, используются не одноразовая посуда для питья, документы о качестве и безопасности на используемую воду не представлены, для остальных учащихся школы питьевой режим не организован, что не соответствует требованиям п. 2.6.6 СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи", п.8.4.2 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».
– к моечным ваннам для мытья рук в санитарных узлах, а также в холле около столовой не подведена горячая вода, имеется только холодная вода, что не соответствует требованиям п. 3.4.13 СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи;
– в санитарном узле дошкольников не предусмотрена установка унитазов для детей в туалетных кабинах с дверями, что не соответствует требованиям п. 2.4.11, п. 3.1.7 СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи;– спальные места в ГДО не обеспечены необходимым комплектом постельных принадлежностей - матрасы без на матрасников, что не соответствует требованиям п. 2.4.8 СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи";
– для персонала школы отдельный санитарный узел (кабина) не оборудован, не соответствует требованиям п. 3.4.10 СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи".
– расстановка ПВМ в кабинете информатики не обеспечивает соблюдение требований к левостороннему естественному освещению рабочего места, обучающегося: компьютеры расставлены справа от светонесущей стены и вдоль неё, что не соответствует требованиям п. 3.4.12 СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологическим требованиям к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи".
– линия раздачи школьной столовой не оборудована мармитами для 1-х и 2-х блюд, что не соответствует требованиям п.2.9 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», табл. 6.18 раздела VI «Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Прокуратурой района 18.01.2023 года директору МБОУ Краснознаменская ООШ внесено представление «об устранении нарушений федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних», однако, до настоящего времени нарушения, указанные в нем, не устранены.
Согласно п. 13, 14 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
В соответствии с п. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
При этом органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения на основании п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ обладают, в частности, полномочиями по созданию муниципальных учреждений, осуществлению финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и муниципальными учреждениями, а также по формированию и размещению муниципального заказа.
Согласно ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» муниципальное бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с муниципальными заданиями деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности.
МБОУ Краснознаменская ООШ создано учредителем муниципальным образованием «Веселовский район» для решения вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 13 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Функции и полномочия учредителя в отношении МБОУ Краснознаменской ООШ осуществляет Администрации Веселовского района. В соответствии с разделом 4 п. 4.4 Устава МБОУ Краснознаменской ООШ установлено, что финансовое обеспечение выполнения муниципального задания организации осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за организацией Учредителем или приобретенных организацией за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение такого имущества.
Пунктом 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В этой связи обязанность по созданию необходимых условий в МБОУ Краснознаменской ООШ и устранение нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения должна быть возложена не только на образовательную организацию, но и на администрацию Веселовского района как на субъект, которому собственник объекта социальной инфраструктуры передал функции и полномочия учредителя по управлению учреждением и финансовому обеспечению его деятельности.
Изложенные нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения нарушают права неопределенного круга учащихся школы, что создает угрозу возникновения и распространения инфекционных (и неинфекционных) заболеваний и пищевых отравлений, а также повлечь опасность жизни и здоровья несовершеннолетних в случае возникновения пожароопасной ситуации в общеобразовательном учреждении.
В судебном заседании ст. помощник прокурора Весёловского района Карелина Л.Н. доводы искового заявления поддержала в полном объёме.
Представители ответчиков, каждый в отдельности, с иском согласились, предоставив заявления о признании иска.
В судебном заседании установлено, что ответчики фактически признали иск, что в соответствии со ст. 173 ГПК РФ является основанием для принятия и утверждения данного признания иска судом. Кроме того, доводы иска подтверждаются и представленными суду материалами. Доводы истца не противоречат требованиям, изложенным в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральному закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Оснований для принятия иного решения либо отказа в принятии признания иска, не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░:
– ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░;
– ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░;
– ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░;
░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░;
– ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░;
– ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░;
– ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░;
– ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░;
– ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ - ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░;
– ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░ ░░░░░░░░░;
– ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░;
– ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ 1-░ ░ 2-░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░;
– ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░:
– ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░;
– ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░;
– ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░;
– ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░;
– ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░;
– ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░;
– ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░;
– ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░;
– ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ – ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░;
– ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░ ░░░░░░░░░;
– ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░;
– ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ 1 -░ ░ 2-░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░;
– ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░.
░░░░░: