Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-191/2022 (2-3473/2021;) ~ М-3366/2021 от 30.11.2021

2-191/2022 (2-3473/2021)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 января 2022 года                                                                город Нефтеюганск

Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Дудыревой Ю.В., при помощнике судьи Судьевой О.П., с участием истца ФИО7 В.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к АО "Юганскводоканал" о восстановлении нарушенного права потребителя на получение жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с иском к АО "Юганскводоканал" о восстановлении нарушенного права потребителя на получение жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества.

Требования мотивированы тем, что истец является собственником жилого помещения по (адрес), поставку холодного водоснабжения осуществляет АО «Юганскводоканал».

Истец свои обязательства по оплате оказанных услуг по холодному водоснабжению исполняет в полном объеме. Ответчик свои обязательства по поставке коммунального ресурса надлежащего качества не исполняет надлежащим образом, в адрес потребителя постоянно предоставляются коммунальные услуги ненадлежащего качества.

До истца не доводилась информация о качестве услуг, не предоставлена она и в момент обращения с письменными требованиями в адрес ответчика, на момент подачи иска, в нарушение п.104 гл. X Правил от (дата), ответ о качестве коммунальных услуг истцу так и не предоставлен.

Ответчиком нарушены требования гл.IX п.98 Правил от (дата), приложение п.2 - постоянное отклонение состава и свойства холодной воды от требований законодательства РФ о техническом регулировании, что не допускается.

Согласно пп. «г», «ж» п. 17 Постановления Правительства от 06.05.2011г. в обязанности ответчика входит, в том числе контроль качества коммунальных услуг и непрерывность их подачи до границ раздела внутридомовых и централизованных сетей, что ответчиком не исполняется.

Исполнителю коммунальных услуг АО «ЮВК» информация о ненадлежащем качестве ресурса известна с (дата), однако до истца данная информация не доведена, перерасчет за оказание некачественной услуги не произведен.

Истец, с учетом уточнения требований в судебном заседании в части размера расходов на исследование воды, просит взыскать с ответчика перерасчет за поставленные ненадлежащего качества коммунальные услуги по холодному водоснабжению за период с (дата) по (дата) в размере 211,52 руб., 5000 руб. в счет компенсации морального вреда, за исследование воды по договору от 17.09.2021г. 6051,12 руб., штраф за неудовлетворение требований потребителя в размере 50% от взысканной суммы.

Также просит освободить ФИО8 В.Р. от оплаты коммунальных услуг холодного водоснабжения с момента вынесения решения суда до устранения нарушения.

В судебном заседании истец ФИО9 В.Р. поддержала исковые требования согласно доводам искового заявления.

Дело рассмотрено в отсутствие ответчика АО "Юганскводоканал" по правилам ст. 167 ГПК РФ, извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Изучив материалы дела, заслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения. Пункт 2 этой статьи предусматривает, что в случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии (пункт 2 статьи 1105 ГК РФ).

Из содержания подпункта "д" пункта 3 Правил N 354 и пунктов 2, 6 Приложения N 1 к данным Правилам следует, что качество предоставляемых коммунальных услуг, в частности состав и свойства холодной и горячей воды, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.1074-01, СанПиН 2.1.4.2496-09, действующиие ранее (до 01.03.2021).

Гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения в населенных пунктах устанавливаются СанПиН 2.1.4.1074-01.

В соответствии с требованиями пункта 2.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм, предъявляемым к питьевой воде.

Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства (пункт 3.1 СанПиН 2.1.4.1074-01).

Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети (пункт 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01).

Безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (пункт 3.4.1 СанПиН 2.1.4.1074-01).

Благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в таблице 4 Санитарных правил (пункт 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01).

Аналогичные обязанности возлагаются на организацию, осуществляющую водоснабжение Законом о водоснабжении.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (вместе с "СанПиН 1.2.3685-21. Санитарные правила и нормы...") с 01.03.2021 года предъявляются аналогичные требования к качеству питьевой воды.

При этом, в силу статьи 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

В силу пункта 98 Правил N 354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

При реализации ресурсоснабжающей организацией мероприятий по приведению качества питьевой воды и горячей воды в соответствии с установленными требованиями, согласованных с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статьи 23, 24, 40 Закона о водоснабжении, пункт 37 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 641), если при этом фактически соблюдены установленные на срок реализации названных планов мероприятий предельные нормы допускаемого несоответствия качества подаваемой воды, суд отказывает в удовлетворении требований об освобождении от оплаты стоимости поставленных коммунальных ресурсов.

При этом с учетом установленной пунктом 5 статьи 10 ГК РФ презумпции добросовестности участников гражданских правоотношений и разумности их действий, а также по смыслу статей 469, 474 - 477, 542 ГК РФ надлежащее качество ресурса предполагается (презюмируется).

Однако допустимы ситуации, когда фактические обстоятельства дела свидетельствуют о наличии обратной презумпции (некачественности ресурса), то есть начальное бремя доказывания возлагается именно на РСО, которая обязана доказать надлежащее качество ресурса.

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статья 56 ГПК РФ).

Согласно части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных данным кодексом.

Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, ФИО10 В.Р. является собственником жилого помещения многоквартирного дома, расположенного по (адрес)

Услуги по снабжению питьевой холодной водой с 01.05.2019 года оказывает АО «Юганскводоканал».

Истец исполняет свои обязанности по оплате предоставленных коммунальных услуг, в том числе ХВС в полном объеме.

В августе 2021 года ФИО11 В.Р. обращалась в АО «Сфера жилья» с претензией об оказании услуг ненадлежащего качества, в том числе по холодному водоснабжению, по результатам рассмотрения которого сообщено, что управляющая компания не является исполнителем услуг по холодному водоснабжению.

На обращение ФИО12 В.Р. в августе 2021 года в АО «ЮВК» получен ответ о том, что документы, подтверждающие ненадлежащее качество коммунальной услуги отсутствуют, общество не усматривает оснований для перерасчёта платы за холодное водоснабжение.

По заказу ФИО13 В.Р. отобраны пробы воды (образцы) по месту жительства истца по (адрес).

Из протокола испытаний от (дата) следует, что объектом экспертизы является вода питьевая централизованных систем, вода холодного водоснабжения, местом отбора проб указан: (адрес), 16 мкр., (адрес).

По результатам гигиенической оценки воды питьевой централизованных систем, воды холодного водоснабжения, по исследованным органолептическим, санитарно-гигиеническим показателям водане соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Мутность (Выше ПДК до 2 раз: 1,21) - СанПиН 1.2.3685-21, Цветность (Выше ПДК до 2 раз: 1,04) - СанПиН 1.2.3685-21, Железо общее (Выше ПДК от 2 до 3 раз: 2,53) - СанПиН 1.2.3685-21.

Кроме того, доводы истца о предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества по холодному водоснабжению подтверждаются государственным докладом о состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в городе Нефтеюганске в 2017 году, подготовленным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО-Югре Территориальный отдел по г. Нефтеюганску, Нефтеюганскому району и г. Пыть-Яху, в п.п.3,4,5 гл. 3.2 которого указано, что ОАО «ЮВК» является поставщиком ресурса централизованного обеспечения питьевой водой объектов, находящихся на территории города Нефтеюганска, по прежнему не имеет необходимого комплекса водоочистных сооружений и современных обеззараживающих установок используемых для холодного водоснабжения на городском водозаборе. Поступающая из артезианских скважин, несмотря на повышенное содержание железа и несоответствующие органолептические показатели, вода подвергается лишь обеззараживанию и подается населению без улучшения ее физико-химических свойств. Очистные сооружения подземных вод (СОЖ) находятся на реконструкции около 13 лет (с 2003 года) не функционируют. В настоящее время производятся работы ООО СК «ЮВиС» по проекту «Модернизация нежилого строения станции обезжелезивания г. Нефтеюганск, микрорайон 7, строение 57/7.Реестр № 522074». Контракт заключен 07.12.12 г., окончание строительства планировалось на октябрь 2014 года, сроки сдачи объекта в эксплуатацию до сих пор не исполнены, вода холодного централизованного водоснабжения по-прежнему подаётся населению города без улучшения ее физико-химических свойств, сроки ввода объекта смещаются на 2 квартал 2017 года, в связи с определением ряда дополнительных работ и необходимостью установки дополнительного заказного оборудования.

В п.п. 9,10 доклада отражено, что в городе Нефтеюганске функционирующее канализационное очистное сооружение КОС-12, проектной мощностью 12000м"5 сточных вод в сутки, не обеспечивают необходимый уровень и эффективность очистки сточных вод. Полную биологическую очистку проходит менее половины всех сточных вод, половина очищается только механически, что подтверждается и проведенными лабораторными исследованиями сточной воды до очистки и после. Для обеззараживания стоков на КОС г. Нефтеюганска используется жидкий хлор и препарат для дезинвазии сточных вод ПУРОЛА7- БИНГСТИ. Качество сточных вод не удовлетворяет по азот-аммонийному, азот- нитритному, фосфатам, нефтепродуктам, БПК5, КВЧ, АПАВ, из-за недостаточной системы очистки сточных вод.

Построенные в г. Нефтеюганске новые КОС производительностью 50 000 м3/сут., введены в эксплуатацию и не функционируют с 2014 года, построенные КОС мощностью 26 тыс.м3 с 2002 года не эксплуатируется и на сегодняшний день законсервирован.

Более того, тот факт, что поставляемая по централизованной системе хозяйственно-питьевого водоснабжения потребителям города Нефтеюганска холодная и горячая вода не соответствует требованиям санитарно-гигиенических правил, является общеизвестным фактом, подтвержденным многочисленной судебной практикой, судов общей юрисдикции, арбитражных судов. Информация о вступлении в силу судебных актов является общедоступной, поскольку в обязательном порядке размещается на официальных сайтах судов.

Решением Нефтеюганского городского суда ХМАО-Югры от 13.10.2014 года по гражданскому делу по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО-Югре к ОАО «Юганскводоканал», третьи лица Администрация города Нефтеюганска, Департамент жилищно-коммунального хозяйства, удовлетворены исковые требования о признании действий ОАО «Юганскводоканал» по поставке некачественной питьевой воды населению противоправными в отношении неопределенного круга потребителей. На ОАО «Юганскводоканл» возложена обязанность по доведению сведений о решении суда до потребителей в десятидневный срок.

Факт поставки населению города Нефтеюганска некачественной воды, установлен также постановлениями по делам об административных правонарушениях в отношении АО «ЮВК» №130 от 17.05.2016г., №133 от 10.05.2016г., №136 от 10.05.2016г., №88 от 05.06.2018г., №55 от 24.04.2018г., № 307 от 26.09.2018г., протокол №2989 от 25.04.2018г., №1190 от 26.02.2018г., №1191 от 26.02.2018г. за нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде.

Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в заключении по делу о защите прав потребителей от 27.11.2020 года установлено, что анализ показателей за анализируемый период (2016-2019гг.) показал, что вся питьевая, поступающая от ресурсоснабжающей организации в жилые микрорайоны и многоквартирные дома города Нефтеюганска по санитарно-химическим показателям не отвечает санитарным требованиям, установленным СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

Водный ресурс горячий и холодный можно расценить как качественный только при соответствии воды санитарным нормам, установленными СанПиН 2.1.4.1074-01 « Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

По результатам проведенных надзорных мероприятий, а также по результатам социально-гигиенического мониторинга ресурсоснабжающие организации г.Нефтеюганска в период 2016-2019 гг. были неоднократно привлечены к административной ответственности по ст.6.5 КоАП РФ - нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде.

До настоящего времени нарушения законодательства в сфере водоснабжения не устранены, нарушаются требования санитарного законодательства, закона об охране здоровья граждан, жителям города подается вода, несоответствующая требованиям санитарного законодательства, качественной питьевой водой граждане не обеспечиваются.

Пробы воды, отобранные в разных точках города Нефтеюганска и исследованные по санитарно-химическим (органолептическим) показателям свидетельствуют о поставке воды ненадлежащего качества в г.Нефтеюганске в целом.

Несоответствие водопроводной воды требованиям санитарных правил даже по одному показателю говорит о предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что вопрос по централизованному предоставлению услуг по питьевому водоснабжению в полном объеме не решается, жители города не обеспечиваются качественной питьевой водой.

В связи с тем, что поставляемый ресурс (вода) не отвечает установленным требованиям, нарушаются права потребителя на получение коммунальной услуги по водоснабжению надлежащего качества.

Сложившаяся ситуация с осуществляемым водоснабжением неприемлема, население города на протяжении многих лет использует воду, несоответствующую по органолептическим показателям. Потребители вынуждены приобретать за личные деньги очищенную воду.

Значимость водного фактора в соматической заболеваемости населения достаточно высока, что позволяет проблему обеспечения населения качественной питьевой водой считать приоритетной.

Непринятие указанных мер приводит к нарушению прав потребителей на охрану здоровья.

Согласно положениям статьи 2 пункта 18 Закона о водоснабжении и водоотведении питьевая вода - это вода, за исключением бутилированной питьевой воды, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции. Техническая вода - это вода, подаваемая с использованием централизованной или нецентрализованной системы водоснабжения, не предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения и для производства пищевой продукции.

В силу частей 1, 4 статьи 23 указанного закона организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием центральной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям.

Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.

Таким образом, установлено и не доказано обратного, что истец получает некачественные услуги по водоснабжению.

На ответчика законом возложено бремя доказывания соответствия качества коммунального ресурса и оказываемых коммунальных услуг предъявляемым требованиям, однако ответчиком не представлено доказательств соответствия предоставляемых коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», и иным вышеуказанным требованиям, в связи с чем, суд приходит к выводу, что требования ФИО14 В.Р. об освобождении от оплаты коммунальных услуг ненадлежащего качества по холодному водоснабжению со дня вступления решения суда в законную силу до момента устранения нарушения подлежат удовлетворению.

Требование истца о взыскании перерасчета за поставленные коммунальные услуги ненадлежащего качества за период с 01.08.2021 по 30.09.2021 в размере 211,52 подтверждены, подлежат удовлетворению.

Статьей 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" предусмотрена компенсация морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) прав потребителей; компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Учитывая фактические обстоятельства дела, степень вины ответчика, объем исковых требований, степень физических и нравственных страданий истца, суд полагает возможным определить компенсацию морального вреда в размере 500 руб.

В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя в размере 355,76 руб. ((211,52+500)/2)).

Согласно договору Ф-04-21-016 от 17.09.2021 года истец понес убытки за исследование проб холодной воды в размере 6051,12 руб., которые также подлежат взысканию с АО «Юганскводоканал».

В соответствии со ст.103 ГПК РФ в бюджет города Нефтеюганска с АО «Юганскводоканал» надлежит взыскать государственную пошлину в размере 300 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ФИО2 к АО "Юганскводоканал" о восстановлении нарушенного права потребителя на получение жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества удовлетворить частично.

Взыскать с АО "Юганскводоканал" в пользу ФИО2 перерасчет за поставленные коммунальные услуги ненадлежащего качества по холодному водоснабжению за период с (дата) по (дата) в размере 211,52 руб., в счет компенсации морального вреда 500 руб., штраф в размере 355,76 руб., расходы за исследование воды по договору от (дата) в размере 6051,12 руб.

Освободить ФИО2 от оплаты коммунальных услуг холодного водоснабжения со дня вступления решения суда в законную силу до устранения нарушения.

В остальной части требования оставить без удовлетворения.

Взыскать с АО "Юганскводоканал" в бюджет города Нефтеюганска государственную пошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Судья                                                                           (иные данные)

(иные данные)

2-191/2022 (2-3473/2021;) ~ М-3366/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Атеева Венера Рафаиловна
Ответчики
АО "Юганскводоканал"
Другие
Ануфриева Наталья Васильевна
Суд
Нефтеюганский районный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
Судья
Дудырева Юлия Викторовна
Дело на странице суда
uganskray--hmao.sudrf.ru
30.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.12.2021Передача материалов судье
02.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.12.2021Подготовка дела (собеседование)
21.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.01.2022Судебное заседание
07.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.05.2022Дело оформлено
13.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее