Дело № 2-3774/2022
64RS0045-01-2022-006284-56
Решение
Именем Российской Федерации01 августа 2022 года город Саратов
Кировский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьиСуранова А.А.,
при секретаре судебного заседания Васячкиной А.П.,
с участием помощника прокурора города Саратова Тришкина М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора города Саратова в интересах Степанкова ФИО9 к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о предоставления жилого помещения по договору социального найма из специализированного жилищного фонда,
установил:
исполняющий обязанности прокурора города Саратова Апарин И.А. в интересах Степанкова В.О. обратился в суд с иском к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма из специализированного жилищного фонда.
В обоснование заявленного искового требования указывает на то, прокуратурой города Саратова проведена проверка по обращению Степанкова В.О., которой установлено, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать Степанкова В.О. – Степанкова Л.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец – Степанков О.В. лишен родительских прав решением Балаковского суда Саратовской области от 23 декабря 2009 года.
Распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 27 января 2010 года № Степанков В.О. принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области с составом семьи один человек.
По сведениям филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Саратовской области в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о принадлежности Степанкову В.О. объектов недвижимого имущества.
Поскольку жилое помещение до настоящего времени не предоставлено, исполняющий обязанности прокурора города Саратова просит суд обязать ответчика предоставить Степанкову В.О. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда области в городе Саратове, общей площадью не менее 30кв.м.
В судебном заседании представитель прокуроры города Саратова – помощник прокурора города Саратова Тришкин М.А. исковые требования поддержал в полном объеме, дав объяснения, аналогичные описательной части решения.
Истец Степанков В.О., извещенный надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица министерства финансов Саратовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, с ходатайством об отложении разбирательства дела не обращался.
С учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу положений статьи 123 Конституции Российской Федерации и статей12,56ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «Одополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах, содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказ родителей взять своих детей из воспитательных лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159 «Одополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Позаявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (пункт1). Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом1настоящей статьи, составляет пять лет (пункт6). По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пунктом1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (пункт 8).
С 1 января 2013 года вступили в силу изменения в нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, внесенные Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» от 29февраля 2012 года № 15 действие положений статьи 8 Федерального закона от 21декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно пункта 8 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статьи 3 Закона Саратовской области от 2 августа 2012 года № 123-ЗСО «Обобеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если в соответствии со статьей 4 настоящего Закона их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного государственного жилищного фонда области по договорам найма специализированных жилых помещений (пункт 1). Предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, осуществляется если имеется хотя бы одно из следующих условий: 1) местом регистрации их рождения является Саратовская область; 2) местом их выявления и первичного устройства в семью или на воспитание в соответствующее учреждение является Саратовская область; 3) лица, у которых они находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемных семьях на основании решения органов опеки и попечительства, проживали на территории Саратовской области; 4) учреждения, в которых они находились на воспитании и полном государственном обеспечении, расположены в Саратовской области (пункт2). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее - лица, ранее относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет), до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт3). Если лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, ранее относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет, с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным настоящим Законом, то указанные граждане не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области (пункт4). Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области для одиноко проживающего гражданина (пункт 5).
В судебном заседании установлено, что Степанков В.О. относится к лицам, ранее относившихся к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Данные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами: свидетельством о рождении Степанкова В.О.; решением Балаковского районного суда Саратовской области от 23 декабря 2009 года о лишении Степанкова О.В. родительских прав в отношении Степанкова В.О.; свидетельством о смерти Степанковой Л.В., постановлением от 20 января 2010 года № об определении несовершеннолетнего Степанкова В.О. в государственную организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; уведомлением об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 31 мая 2022 года № №; справкой от Балаковского филиала ФГУП «Ростехинвинтаризация – Федеральное БТИ» от 14декабря 2009 года №, уведомлением об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 25 июня 2022 года № КУВИ-№, копией распоряжения министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 27 января 2010 года №-р «О постановке на учет» со списком граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда области.
Так, распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 27 января 2010 года №-Р Степанков В.О. принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области с составом семьи один человек.
В судебном заседании установлено, что с момента постановки Степанкова В.О. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и до настоящего времени, жилое помещение ему предоставлено не было, с учета в установленном порядке Степанков В.О. не снимался.
Таким образом, судом установлено, что Степанков В.О. является лицом, оставшимся без попечения родителей, поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области с составом семьи один человек.
Сведений о том, что Степанков В.О. улучшил свои жилищные условия, в результате чего отпали основания для предоставления жилого помещения, ответчиком не представлено.
Положениями части 2 статьи 4 Федерального закона № 15-ФЗ от 29 февраля 2012 года установлено, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что федеральным и региональным законодательством реализация прав лиц названной категории по предоставлению жилого помещения не поставлена в зависимость от очереди, которую занимает данное лицо в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Иное противоречило бы правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 24 мая 2001 года № 8-П, согласно которой изменение законодателем ранее установленных правил, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение лиц, которых оно затрагивает, должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости предоставление гражданам возможности, в частности посредством временного регулирования, в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. Соблюдение данного принципа - при отсутствии должной нормативной определенности правового регулирования - имеет существенное значение и для обеспечения единства правоприменительной практики.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о необходимости возложения на министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области обязанности предоставить Степанкову В.О. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области.
При таких обстоятельствах, исковые требования исполняющего обязанности прокурора города Саратова в интересах Степанкова В.О. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области, подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 3 статьи 7 Закона Саратовской области от 2 августа 2012 года
№ 123-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» местонахождение предоставляемого жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области определяется уполномоченным государственным органом области в сфере жилищных отношений: 1) в границах административного центра муниципального района либо в границах городского округа (за исключением закрытого административно-территориального образования), если имеются сведения о том, что в населенном пункте в пределах такого муниципального района, городского округа расположено последнее место жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, а если сведения о последнем месте жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, отсутствуют, - то в границах административного центра муниципального района либо в границах городского округа (за исключением закрытого административно-территориального образования), если такой муниципальный район либо такой городской округ (населенный пункт, расположенный в пределах муниципального района) является местом их первичного выявления и устройства в семью или на воспитание в соответствующее учреждение.
На основании указанных положений закона, жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по достижении ими возраста 18лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Согласно части 1.1 статьи 7 Закона Саратовской области от 2 августа 2012 года №123-ЗСО лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе однократно по заявлению, поданному в уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений, определить местонахождение предоставляемого жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области либо по письменному согласию предоставить такое право уполномоченному государственному органу области. В соответствии с представленными в материалы дела документами, Степанков В.О. обращался с заявлением об изменении ранее выбранного местонахождения жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области в городе Саратове.
На основании изложенного Степанков В.О. может быть обеспечен жилым помещением из специализированного государственного жилищного фонда области по договору найма специализированного жилого помещения в Саратове, общей площадью не менее 30 кв.м, которая предусмотрена Законом Саратовской области от 28апреля 2005 года №39-ЗCO «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление исполняющего обязанности прокурора города Саратова в интересах Степанкова ФИО10 к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о предоставления жилого помещения по договору социального найма из специализированного жилищного фонда удовлетворить.
Обязать министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области предоставить Степанкову ФИО11, ДД.ММ.ГГГГгода рождения, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области в городе Саратове не менее 30 кв.м общей площади.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Кировский районный суд города Саратова в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 08 августа 2022 года.
Судья А.А. Суранов