Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
20 сентября 2023 <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего - судьи Кукурекина К.В.,
при секретаре судебного заседания – ФИО6,
с участием представителя истца – старшего помощника прокурора <адрес> ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов несовершеннолетнего ФИО3, ФИО4 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора- общество с ограниченной ответственностью «Ортэкс», общество с ограниченной ответственностью «ФИО5 ЗДОРОВЬЯ», о признании решения незаконным, обязании осуществить расчет компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в защиту прав и интересов ФИО4, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО3 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и просит признать незаконным решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № о выплате ФИО4 39 045,73 рублей в качестве компенсации расходов, понесенных на приобретение для нужд несовершеннолетнего ФИО3 технического средства реабилитации - аппарата на нижние конечности и туловище (ортез); обязать ответчика в течение десяти дней с момента вступления решения в законную силу осуществить по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ № расчет компенсации понесенных ФИО4 расходов на приобретение для нужд несовершеннолетнего ФИО3 технического средства реабилитации - аппарата на нижние конечности и туловище (ортез), с учетом его стоимости по государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ №Ф.№, заключенного ГУ-Севастопольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с ООО «Ортэкс» и произвести ФИО4 ее выплату с учетом частичной выплаты компенсации по решению от ДД.ММ.ГГГГ № за самостоятельно приобретенные для нужд несовершеннолетнего ФИО7 технического средства реабилитации – аппарата на нижние конечности и туловище (ортез) в размере 129 154,27 рублей.
Требования мотивированы тем, что несовершеннолетний ФИО3 имеет статус ребенка-инвалида и согласно выданной ему по результатам медико-социальной экспертизы индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида (далее по тексту ИПРА) № (2) от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ нуждается в таком техническом средстве реабилитации, как аппарат на нижние конечности и туловище (ортез).
Согласно товарному чеку № от ДД.ММ.ГГГГ законный представитель несовершеннолетнего ФИО3- ФИО4 приобрела за свой счет для нужд последнего аппарат на нижние конечности и туловище (ортез) стоимостью 168 200 рублей.
Решением СРО ФСС от ДД.ММ.ГГГГ № заявление ФИО4 было удовлетворено частично, размер выплаты в качестве компенсации определен в сумме 39045,73 рублей. Истец считает данное решение незаконным и обратился с данным иском в суд.
Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в иске, просил его удовлетворить.
Представитель ответчика в ходе судебного разбирательства просил в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на безосновательность исковых требований. В судебное заседание не явился.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее – Закон №181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов-система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (ч.1 ст.9 Закона №181-ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Закона №181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (ч. 1 ст. 10 Закона №181-ФЗ).
Согласно части 14 статьи 11.1 Закона №181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
В силу ст. ст. 10.11 Закона №181-ФЗ детям-инвалидам за счет средств федерального бюджета гарантировано получение технических средств реабилитации.
Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида техническое средство реабилитации не может быть предоставлено либо если законный представитель ребенка-инвалида приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, ему выплачивается компенсация. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №н (далее-Порядок).
В соответствии с п. п. 2,3,5,6 Порядка компенсация за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации. Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет. Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации. Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации.
Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании утвержденной приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р.
Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных названной выше классификацией.
Размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом, последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).
Судом установлено, несовершеннолетний ФИО3 имеет статус ребенка-инвалида и согласно выданной ему по результатам медико-социальной экспертизы индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида (далее по тексту ИПРА) № (2) от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ нуждается в таком техническом средстве реабилитации, как аппарат на нижние конечности и туловище (ортез).
Согласно товарному чеку № от ДД.ММ.ГГГГ законный представитель несовершеннолетнего ФИО3- ФИО4 приобрела за свой счет для нужд последнего аппарат на нижние конечности и туловище (ортез) стоимостью 168 200 рублей.
Для компенсации вышеуказанных расходов ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратилась в СРО ФСС с заявлением о выплате ей компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации.
Решением СРО ФСС от ДД.ММ.ГГГГ № вышеуказанное заявление ФИО4 было удовлетворено частично, размер выплаты в качестве компенсации определен в сумме 39 045,73 рублей. Основанием для такого решения явился государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный СРО ФСС с ООО «Ортэкс» по которому стоимость 1 аппарата на нижние конечности и туловище составила 39046,27 рублей.
Вместе с тем, данный контракт не обладает признаками, изложенными в абз. 2 п. 4 Порядка и не может быть положен в основу расчета компенсации выплаты ФИО4 за самостоятельно приобретенное ею техническое средство реабилитации, поскольку данный контракт исполнен не в полном объеме, также по данному контракту выставлена неустойка за просрочку исполнения ООО «Ортэкс» гражданского обязательства.
При этом, на дату обращения ФИО4 в СРО ФСС с заявлением о выплате ей компенсации за самостоятельно приобретенный для нужд несовершеннолетнего ФИО3 аппарат на нижние конечности и туловище (ортез) имел место завершенный исполнением государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ №Ф.№, заключенный СРО ФСС с ООО «Ортэкс», где стоимость 1 аппарата на нижние конечности и туловище (ортез) составляла 171390,67 рублей.
Таким образом, расчет компенсации ФИО4 по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ должен быть произведен с учетом стоимости изделия, указанного в государственном контракте от ДД.ММ.ГГГГ №Ф.№ соответственно решение СРО ФСС от ДД.ММ.ГГГГ № в части не начисления ФИО8 компенсации за самостоятельно приобретенное ею средство реабилитации в полном объеме является незаконным.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов несовершеннолетнего ФИО3, ФИО4 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора- общество с ограниченной ответственностью «Ортэкс», общество с ограниченной ответственностью «ФИО5 ЗДОРОВЬЯ», о признании решения незаконным, обязании осуществить расчет компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации- удовлетворить.
Признать незаконным решение ГУ- Севастопольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № о выплате ФИО4 39 045,73 рублей в качестве компенсации расходов, понесенных на приобретение для нужд несовершеннолетнего ФИО3 технического средства реабилитации - аппарата на нижние конечности и туловище (ортез).
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> в течение десяти дней с момента вступления решения в законную силу осуществить по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ № расчет компенсации понесенных ФИО4 расходов на приобретение для нужд несовершеннолетнего ФИО3 технического средства реабилитации - аппарата на нижние конечности и туловище (ортез), с учетом его стоимости по государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ №Ф.№, заключенного ГУ-Севастопольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с ООО «Ортэкс» и произвести ФИО4 ее выплату с учетом частичной выплаты компенсации по решению от ДД.ММ.ГГГГ № за самостоятельно приобретенные для нужд несовершеннолетнего ФИО3 технического средства реабилитации – аппарата на нижние конечности и туловище (ортез) в размере 129 154,27 рублей.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Ленинского районного суда
<адрес> К.В. Кукурекин