Дело № 12-48/2022
РЕШЕНИЕ
09 июня 2022 года п. Октябрьский
Судья Устьянского районного суда Архангельской области Шерягина С.Н.,
рассмотрев жалобу администрации Октябрьского городского поселения на постановление начальника отделения-старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Устьянскому району УФССП России по Архангельской области и НАО Беляева Д.А. от 20 мая 2022 г. о назначении административного наказания, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ,
установил:
постановлением начальника отделения-старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Устьянскому району УФССП России по Архангельской области и НАО Беляева Д.А. №... от 20 мая 2022 г. администрация Октябрьского городского поселения признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, администрация Октябрьского городского поселения обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, освободить от административной ответственности, ограничиться устным замечанием, либо применить положения ст. 4.1.1 КоАП РФ, заменить административное наказание в виде административного штрафа предупреждением, ссылаясь на то, что администрацией поселения принимаются меры для исполнения судебного акта.
В ходе судебного разбирательства защитник Новикова Д.Д. поддержала доводы, изложенные в жалобе.
Выслушав объяснения защитника, изучив представленные материалы, проверив законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья обязан проверить законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ установлено, что вступившее в законную силу решение суда является обязательным для исполнения для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения.
Как усматривается из материалов дела, решением Устьянского районного суда от 02 апреля 2021 г. на администрацию МО «Октябрьское» возложена обязанность предоставить ФИО1 в собственность взамен жилого помещения, расположенного по адресу: ..., равнозначное благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры, состоящее не менее, чем из трех жилых комнат, по общей площади- не менее ... кв. м., отвечающее установленным требованиям, расположенное в черте п. Октябрьский Устьянского района Архангельской области.
Решение вступило в законную силу 12 мая 2021 г., после чего выданный исполнительный лист серии ... ... направлен в ОСП по Устьянскому району УФССП России по Архангельской области и НАО.
Постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП по Устьянскому району от 24 мая 2021 г. на основании указанного исполнительного листа возбуждено исполнительное производство ...-ИП в отношении должника администрации МО «Октябрьское». Установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.
В силу статьи 2 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно частям 1 и 2 статьи 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Исходя из того, что исполнительный документ должником администрацией МО «Октябрьское» в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен, 22 сентября 2021 г. ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП по Устьянскому району УФССП России по Архангельской области и НАО вынесено постановление о взыскании с администрации МО «Октябрьское» исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
На основании постановления ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП по Устьянскому району УФССП России по Архангельской области и НАО от 22 сентября 2021 г. должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 31 января 2022 г.
До настоящего времени решение Устьянского районного суда Архангельской области от 02 апреля 2021 г. администрацией МО «Октябрьское» не исполнено.
Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Статья 2, часть 3 статьи 17, статья 18, часть 1 статьи 45 и статья 46 Конституции Российской Федерации гарантируют каждому государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод. При этом защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства, и такая защита не может быть признана действенной, если судебный акт не исполняется.
Неисполнение содержащихся в решении суда требований, в том числе сроков исполнения, является нарушением конституционных прав граждан на судебную защиту.
В силу частей 1 и 3 статьи 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Аналогичное положение об обязательности выполнения законных требований сотрудника органов принудительного исполнения всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации установлено частью 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации».
Российская Федерация – социальное государство, в котором, согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита является обязанностью государства.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, высказанной в пункте 2 Постановления от 30 июля 2001 г. № 13-П, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется.
Исполнение судебных решений не должно ставиться в зависимость от действий государственных органов, которые, по мнению должников, не оказали бюджетам муниципальных образований достаточную финансовую помощь для исполнения судебных решений о предоставлении жилых помещений гражданам.
В силу статьи 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
При этом закон не содержит каких-либо исключений в отношении сроков исполнения органами местного самоуправления исполнительных документов, содержащих требование об обязании предоставить жилое помещение.
При рассмотрении дела установлено и должником не оспаривается, что исполнительный документ не исполнен по настоящее время.
Должником не доказано, что нарушение установленных сроков исполнения требований исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась в целях надлежащего исполнения.
При объективной невозможности исполнить действия, указанные в исполнительном листе, должник не был лишен права своевременно обратиться в суд с ходатайством об отсрочке исполнения судебного решения, заключить соглашение с взыскателем по исполнительному листу, использовать иные правовые способы для исполнения законного требования судебного пристава-исполнителя.
Поскольку на администрацию МО «Октябрьское» судом возложена обязанность по обеспечению взыскателя жилым помещением, и данная обязанность не исполнена в течение неоднократно устанавливаемых судебным приставом-исполнителем сроков, прихожу к выводу, что при вынесении оспариваемого постановления начальником отделения судебных приставов по Устьянскому району Управления Федеральной службы судебных приставов Архангельской области и Ненецкого автономного округа обоснованно установлена вина администрации МО «Октябрьское» в совершении вменяемого ей административного правонарушения.
Таким образом, при рассмотрении дела должностное лицо службы судебных приставов пришло к обоснованному выводу о том, что материалами дела не подтверждён факт принятия администрацией МО «Октябрьское» исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства.
Законом не ограничиваются права и возможности должника по исполнительному документу по исполнению решения суда, способ реализации каковых он волен избирать, однако установлена обязательность выполнения требований судебного пристава - исполнителя по исполнению судебного решения. Исходя из положений закона, должник обязан самостоятельно, без чьих-либо разъяснений и указаний предпринимать все зависящие от него, исчерпывающие меры, направленные на исполнение судебного решения.
В спорный период и ранее со дня вступления решения суда в законную силу должник каких-либо мер, направленных на предоставление ФИО1 жилого помещения не предпринимал, доказательств обратного материалы дела не содержат. Адресная программа Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы", на которую ссылается заявитель в жалобе, утверждена постановлением Правительства Архангельской области от 26.03.2019 № 153-пп, т.е. до вынесения решения суда.
В соответствии с правовыми позициями Европейского Суда по правам человека исполнение решения суда должно рассматриваться в качестве составной части «судебного разбирательства» (п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 10 октября 2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»), в связи с чем органы власти не могут ссылаться на отсутствие денежных средств и иных ресурсов в качестве оправдания для неисполнения судебного решения.
Вопреки доводам жалобы отсутствие достаточных денежных средств для предоставления взыскателю жилого помещения и финансовое положение должника не может расцениваться как чрезвычайное обстоятельство, препятствующее исполнению администрацией МО «Октябрьское» решения суда.
Ссылка в жалобе на доходы МО «Октябрьское» в период с 2021-2022 гг., правового значения не имеет и не свидетельствует о том, что администрацией МО «Октябрьское» приняты все зависящие от нее меры для исполнения конкретного решения суда, в рассматриваемом случае решения Устьянского районного суда Архангельской области от 02 апреля 2021 г.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу приведённых норм, отсутствие вины юридического лица характеризуется объективной невозможностью соблюдения установленных правил, либо необходимостью принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Поскольку имеющимися в деле доказательствами последовательно подтверждается, что администрацией МО «Октябрьское» не исполнены требования исполнительного документа в срок до 31 января 2022 г., установленный судебным приставом-исполнителем, прихожу к выводу, что администрация МО «Октябрьское» обоснованно признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Постановление о привлечении администрации МО «Октябрьское» к административной ответственности вынесено уполномоченным должностным лицом по результатам всестороннего, полного и объективного выяснения всех обстоятельств, подлежащих в силу статьи 26.1 КоАП РФ установлению по делу об административном правонарушении; содержат сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело, описание обстоятельств, установленных при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу, другие сведения, предусмотренные статьей 29.10 КоАП РФ.
Таким образом, обжалуемое постановление вынесено по результатам оценки имеющихся в деле доказательств, произведённой по правилам статьи 26.11 КоАП РФ о всестороннем, полном и объективном исследования всех обстоятельств дела.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, соблюдён. Нарушений процессуальных требований КоАП РФ не допущено, нормы материального права применены и истолкованы правильно.
Срок давности привлечения должника к административной ответственности на дату вынесения постановления о назначении административного наказания не истёк.
С учётом вышеизложенного, правовых оснований для отмены или изменения оспариваемого постановления о назначении административного наказания не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление начальника отделения – старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Устьянскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 20 мая 2022 года оставить без изменения, жалобу администрации Октябрьского городского поселения - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Устьянский районный суд Архангельской области в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья Шерягина С.Н.