Дело № 2-2225/2021
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
28 апреля 2021 года город Архангельск
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Вальковой И.А.,
при секретаре Усачёвой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Захаркиной Марии Валерьевны к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о предоставлении жилого помещения,
установил:
Захаркина М.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленных требований указала, что по договору социального найма проживает по адресу: город Архангельск, <адрес>. Дом признан непригодным для проживания. Просит обязать ответчика предоставить ей на состав семьи из двух человек, включая Захаркина Валерия Валерьевича, другое благоустроенное жилое помещение в черте г. Архангельска, равнозначное ранее занимаемому, общей площадью не менее 13,4 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства, применительно к условиям данного населенного пункта.
Истец Захаркина М.В., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.
Представитель ответчика администрации МО «Город Архангельск» Кокурина Т.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, пояснила, что законных оснований для предоставления во внеочередном порядке жилого помещения истцу не имеется, так как малоимущим и нуждающимся в жилых помещениях он не признан.
Третье лицо Захаркин В.В., извещавшийся о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.
Установлено, что Захаркина М.В. является нанимателем жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, состоящего из одной комнаты в коммунальной квартире, общей площадью 13,4 кв.м, по адресу: город Архангельск, <адрес>.
Заключением межведомственной комиссии от 14 февраля 2013 года № 18 дом признан аварийным и подлежащим реконструкции.
Разрешая вопрос о предоставлении истцу во внеочередном порядке жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 2 и ч. 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 01 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.Таким образом, право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма поставлено законодателем в зависимость от наличия двух условий: признания гражданина малоимущим и признания нуждающимся в жилом помещении.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст.ст. 53, 55 ЖК РФ).
В силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) – при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется с положениями ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, согласно которым государство обязано обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Поскольку до 01 января 2005 года (введения в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации) истец не состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, при рассмотрении настоящего спора юридически значимым обстоятельством является установление объективной нуждаемости в предоставлении жилого помещения применительно к требованиям ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, и подтверждается сторонами, истец на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не состоит и малоимущим в установленном законом порядке не признан.
Доказательств того, что с учетом состояния дома имеется опасность для жизни и здоровья истца, требующая незамедлительного решения вопроса об его переселении, об отказе в предоставлении жилого помещения маневренного фонда, в материалы дела не предоставлено.
При указанных обстоятельствах отсутствуют законные основания для понуждения органа местного самоуправления предоставить истцу жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма.
Таким образом, в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Захаркиной Марии Валерьевне в удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о предоставлении жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Председательствующий И.А. Валькова