Дело № 2-1531/2023
УИД: 42RS0007-01-2023-002168-46
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Кемерово 05 декабря 2023 года
Ленинский районный суд г. Кемерово
в составе председательствующего судьи Дугиной И.Н.,
при секретаре Клейменовой Е.О.,
с участием старшего помощника прокурора Ленинского района г. Кемерово Исаковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации города Кемерово к Уткину А.Н. о принудительном выкупе земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для муниципальных нужд
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Кемерово обратилась в суд с иском к Уткину А.Н. о принудительном выкупе земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для муниципальных нужд, в котором (с учетом уточнения в судебном заседании с учетом заключения судебной экспертизы) просит изъять у Уткина А.Н. путем выкупа для муниципальных нужд следующие объекты недвижимого имущества: долю земельного участка с кадастровым номером № ** в праве общей долевой собственности пропорциональную размеру общей площади квартиры с кадастровым номером № **, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под жилую застройку многоэтажную; жилое помещение (квартира №№ ** общей площадью 40,7 кв.м., кадастровый № **, находящееся в многоквартирном доме, расположенном на земельном участке с кадастровым номером № **, расположенные по адресу ... по цене возмещения за изымаемые объекты недвижимости, включая стоимость хозяйственных построек и убытков, связанных с изъятием имущества в общем размере 4 553 511,00 рублей.
Требования мотивированы тем, что Уткину А.Н. на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества: доля земельного участка с кадастровым номером № ** в праве общей долевой собственности, пропорциональная размеру общей площади квартиры с кадастровым номером № **, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под жилую застройку многоэтажную; жилое помещение (квартира № **), общей площадью 40,7 кв.м., кадастровый № **, находящееся в многоквартирном жилом доме, расположенном на земельном участке с кадастровым номером № ** на основании Договора на передачу квартиры в собственность граждан № ** от **.**,**, расположенные по адресу: ....
В соответствии со ст.ст.279, 281 ГК РФ, ст.49 и Главой VII.1 ЗК РФ, ст.32 ЖК РФ, ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003№131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерацию», ст.11 Устава города Кемерово, Генеральным планом ..., утвержденным решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от **.**,** № **, в целях строительства линейных объектов в соответствии с проектом планировки территории в границах: ... – ...ов ..., администрацией города Кемерово принято решение об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд.
Публичные слушания по проекту планировки территории в границах: ... – ...ов ... состоялись **.**,** в 15.30 в здании управления архитектуры и градостроительства ... в зале заседаний (4 этаж). Оповещение о начале публичных слушаний опубликовано в газете «Кемерово» от **.**,** № ** и на сайте. Проект планировки и информационные материалы к нему были размещены на официальном сайте администрации .... Проект рассмотрен на публичных слушаниях, предложения или замечания участников собрания не поступали. Заключение по результатам публичных слушаний опубликовано в городском выпуске газеты «Кемерово» и на сайте **.**,**. Постановление администрации ... от **.**,** № ** "Об утверждении проекта планировки территории в границах: ... – ...ов ...» опубликовано в городском выпуске газеты «Кемерово» от **.**,**. Постановлением администрации ... от **.**,** № ** определено, что земельный участок с расположенными на нем объектами недвижимости по ..., принадлежащими на праве собственности ответчику, располагается частично в границах земельного участка, определенного для размещения линейных объектов (объектов инженерной и транспортной инфраструктуры). Таким образом, имеются основания для изъятия земельного участка по адресу: ..., предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 49 Земельного кодекса РФ.
Во исполнение п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, п. 2 ч. 1 ст. 49 Земельного кодекса РФ, ч.1 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, постановлением администрации города Кемерово от **.**,** № **, принято решение об изъятии для муниципальных нужд города Кемерово путем выкупа жилого помещения (квартира № **), общей площадью 40,7 кв.м., с кадастровым номером № **, находящегося в многоквартирном доме, расположенном на земельном участке с кадастровым номером № **,находящегося по адресу: .... В порядке, предусмотренном ст. 279 Гражданского кодекса РФ, п. 3 ч. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации в отсутствие сведений об адресах, указанных в п. 3 ч. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, указанное выше уведомление было направлено ответчику по месту нахождения выкупаемого земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости для муниципальных нужд, по адресу: ...: № ** от **.**,** о принятии постановления администрации города Кемерово от **.**,** № **; № ** от **.**,** о проведении оценки изымаемого недвижимого имущества.
Согласно отчету об оценке от **.**,** № **-К, выполненному ООО «Логика», выкупная стоимость объектов оценки, расположенных по адресу: ..., принадлежащих правообладателю, составила 3 975 185 рублей, а именно: стоимость доли земельного участка с кадастровым номером № ** 435 334 рублей, стоимость жилого помещения с кадастровым номером № ** – 3 375 251 рублей, размер убытков, связанных с услугами риелторов - 80 000 рублей, размер убытков, связанных с регистрацией права на недвижимое имущество -15 000 рублей, размер убытков, связанных с перебазированием - 6 600 рублей, размер убытков,- связанных с затратами на аренду недвижимого имущества на период поиска, недвижимости взамен изымаемой - 63 000 рублей. До настоящего времени ответчиком не предоставлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости.
Представитель истца Романов М.С., действующий на основании доверенности от **.**,** в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Ответчик в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, согласно телефонограмме, явиться в назначенное время не может по причине болезни, просил отложить.
Протокольным определением суда в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения дела отказано, поскольку ответчик извещен о рассмотрении дела надлежащим образом, доказательств уважительности неявки в суд по причине болезни суду не представил.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полгавшего требования истца подлежащим удовлетворению с учетом заключения судебной экспертизы, считает требования истца подлежащими удовлетворению.
В силу частей 1 и 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Подпунктом 3 п. 2 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (ст. 239 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствие с п. 2 ч. 1 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением объектов муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов: объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения государственного или муниципального значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Частью 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд регламентирован главой VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 281 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
В соответствии со ст. 55 Земельного кодекса Российской Федерации принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 1 апреля 2015 г., изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Земельным кодексом Российской Федерации в редакции, действующей с 1 апреля 2015 г., допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (пункт 1 статьи 56.3).
Исключение из этого правила установлено для тех случаев, когда до 1 апреля 2015 г. принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в целях изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. В этом случае подготовка проекта планировки территории, предусматривающего размещение объекта государственного или муниципального значения, для размещения которого изымается земельный участок для государственных или муниципальных нужд, не требуется, а местоположение границ земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, устанавливается на основании утвержденного акта о выборе земельного участка и приложенной к нему схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (часть 2 статьи 26 Федерального закона N 499-ФЗ).
Кроме того, не требуется наличия утвержденных документов территориального планирования и утвержденного проекта планировки территории для принятия решения об изъятии земельного участка, необходимого для эксплуатации линейного объекта из числа указанных в статье 49 ЗК РФ, если такой линейный объект расположен на земельном участке, на который у собственника линейного объекта или лица, которому он принадлежит на иных правах, отсутствуют права, а право собственности или иные права на такой линейный объект возникли до 1 апреля 2015 г. (часть 4 статьи 26 Федерального закона N 499-ФЗ).
До 1 апреля 2015 г. при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд предусматривалась уплата выкупной цены соответствующим публично-правовым образованием.
Пунктом 3 статьи 279 ГК РФ (в редакции, действовавшей до 1 апреля 2015 г.) предусматривалась обязанность органа, принявшего решение об изъятии земельного участка, не позднее чем за год до предстоящего изъятия письменно уведомить об этом собственника участка, а выкуп до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускался только с согласия собственника.
С 1 апреля 2015 г. установлена обязанность не только уведомить правообладателя земельного участка о принятом решении об изъятии (пункт 5 статьи 279 ГК РФ, подпункт 3 пункта 10 статьи 56.6 ЗК РФ), но и направить ему проект соглашения об изъятии недвижимости с приложением кадастровых паспортов, отчета об оценке рыночной стоимости изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, а в установленных законом случаях - и отчета об оценке стоимости объектов недвижимого имущества, предоставляемых взамен изымаемого (пункты 2, 4 статьи 56.10 ЗК РФ).
В соответствии с п. 9 ст. 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости и направить его лицам, указанным в п. 8 ст. 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации, либо направить указанным лицам уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы.
В соответствии со ст. 282 Гражданского кодекса Российской Федерации если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с п. 10 ст. 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии, имеет право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
В соответствии с частью 7 статьи 32 ЖК РФ при определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 статьи 32 ЖК РФ соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Согласно разъяснений в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2014) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24 декабря 2014 г.), в тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора, также отмечено, что при определении выкупной цены изымаемого жилого помещения должна учитываться стоимость доли в праве собственности на общее имущество в подлежащем сносу доме, включая долю в праве собственности на земельный участок.
Судом установлено, что ответчику на основании договора № ** от **.**,** на праве собственности принадлежит квартира, состоящая из 3 комнат, общей площадью 40,1 кв.м., в том числе, жилой площадью 30,1 кв.м. по адресу ... (л.д.79-80)
Как следует из постановления администрации ... от **.**,** № **, в соответствии со ст.ст. 279, 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 49 и главой VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 11 Устава города Кемерово, Генеральным планом города Кемерово, утвержденным решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от **.**,** № **, в целях строительства линейных объектов в соответствии с проектом планировки территории в границах: адрес, администрацией ... принято решение об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд, в том числе и объектов недвижимости по адресу ... принадлежащих Уткину А.Н. (л.д.17,18).
Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд, в том числе и объектов недвижимости по адресу ... принадлежащих Уткину А.Н.
В адрес Уткина А.Н. направлено уведомление администрации г. Кемерово **.**,** за № ** (л.д.19).
В порядке, предусмотренном ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 3 ч.10 ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации в отсутствие сведений об адресах, указанных в п. 3 ч. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации **.**,** за № ** в адрес Уткина А.Н. направлено уведомление проведении оценки изымаемого недвижимого имущества. Согласно информации по почтовому отправлению № **, почтовое отправление ответчиком получено не было (л.д.21).
В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
Рыночная стоимость земельного участка согласно ст. 66 Земельного кодекса РФ устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Согласно отчету об оценке от **.**,** № **-К «Об определении рыночной стоимости недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности Уткину А.Н., расположенного на земельном участке с кадастровым № ** по адресу: ... выполненного ООО «Логика», выкупная стоимость объектов оценки, составила 3 810 585 рублей, в том числе: стоимость земельного участка с кадастровым № ** рублей; стоимость жилого помещения, общей площадью 40,7 м2, кадастровый № ** – 3 375 251 рублей; убытки, связанные с услугами риэлторов – 80 000 рублей; убытки, связанные с регистрацией права на недвижимое имущество- 15 000 рублей; 10957 рублей; убытки, связанные с перебазированием- 6 600 рублей; убытки, связанные с затратами на аренду недвижимого имущества на период поиска недвижимости взамен изымаемой - 63 000 рублей (л.д.31-75).
В порядке, предусмотренном ст.ст. 56.9, 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации администрацией города Кемерово было подготовлено и направлено ответчику соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с приложением выписок из ЕГРН на объекты недвижимости, отчета об определении выкупной стоимости недвижимого имущества, принадлежащего ответчику, в связи с их выкупом для муниципальных нужд, находящихся по адресу: ..., что подтверждается почтовой квитанцией с описью вложений. Согласно информации по почтовому отправлению № ** почтовое отправление ответчиком не получено (л.д.23-24,25,26,27).
До настоящего времени ответчиком не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости.
Согласно п. 4 ст. 281 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения.
В силу положений ст. 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также- размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).
При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности, на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.
В случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению (пункт 2).
Статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации регулируются отношения по выкупу жилого помещения у собственника жилого помещения в связи с изъятием земельного участка для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
Согласно положениям ч. 2 указанной статьи, изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В силу части 4 вышеуказанной статьи, собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Часть 6 данной статьи устанавливает, что возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.
При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в ч.6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (часть 7 данной статьи).
Согласно ч. 3 ст. 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений, в том числе органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
В силу ч. 1 ст. 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены: утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования); утвержденными проектами планировки территории.
Согласно частям 1 и 2 ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также- решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.
Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия.
Часть 4 вышеуказанной статьи устанавливает, что в решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.
Пункт 3 ч. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, в том числе, направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости. В случае, если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения таких зданий, сооружений, помещений.
В силу п.п. 6 и 8 ст. 56.7 Земельного кодекса Российской Федерации в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее также- соглашение об изъятии недвижимости) орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии, осуществляют переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия, а также направляет проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.
Таким образом, возмещение за жилое помещение и земельный участок, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения и земельного участка. Принудительное изъятие жилого помещения и земельного участка на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Если собственник жилого помещения и земельного участка не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения и земельного участка, допускается принудительное изъятие жилого помещения и земельного участка на основании решения суда.
Согласно абз. 10 ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе при изъятии имущества для государственных или муниципальных нужд.
Для разрешения заявленных требований судом **.**,** назначена оценочная экспертиза с целью установления рыночной стоимости на дату проведения оценки доли земельного участка с кадастровым номером № ** в праве общей долевой собственности пропорциональную размеру общей площади квартиры с кадастровым номером № **, жилого помещения (квартиры № **), общей площадью 40,7 кв.м., кадастровый № **, находящегося в многоквартирном жилом доме, расположенном на земельном участке с кадастровым номером № **, расположенных по адресу: ..., размера убытков, входящий в размере выкупной цены, которые несет собственник, на дату проведения судебной экспертизы, связанных с услугами риелторов, с регистрацией прав на объект недвижимости с перебазированием, с затратами на аренду недвижимого имущества на период поиска недвижимости взамен изымаемой?
Согласно заключению судебной экспертизы от **.**,** № **-СЭ, проведенной экспертом ООО «Оценщик», стоимость на дату проведения экспертизы каждого из следующих объектов недвижимости составляет 4 334 000,00 рублей, в том числе
- доля земельного участка с кадастровым номером № ** в праве общей долевой собственности пропорциональную размеру общей площади квартиры с кадастровым номером № ** - 458 000 рублей,
- жилое помещение (квартира № ** общей площадью 40,7 кв.м., кадастровый № **, находящегося в многоквартирном жилом доме, расположенном на земельном участке с кадастровым номером № **, расположенных по адресу: ... - 3 774 000 рублей.
Размер убытков, входящий в размере выкупной цены, которые несет собственник, на дату проведения судебной экспертизы, связанных с услугами риелторов составляет – 91 830,00 рублей, убытки, связанные с регистрацией прав на объект недвижимости с перебазированием – 17 661,00 рублей, убытки, связанные с затратами на аренду недвижимого имущества на период поиска недвижимости взамен изымаемой 91 220,00 рублей, убытки, связанные с перебазированием – 18 800,00 рублей (л.д.155-182).
Данное заключение судом принимается в качестве допустимого и достоверного доказательства по делу, поскольку оно в полной мере соответствует положениям п. 2 ст. 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73- ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Заключение выполнено с соблюдением требований законодательства, содержит все предусмотренные законодательством разделы и сведения и включает в себя общую информацию, идентифицирующую объект оценки, результаты оценки, полученные при применении использованных оценщиком подходов и методов оценки, мотивированные выводы, заключение об итоговой величине стоимости объектов оценки, применяемые стандарты оценочной деятельности.
В заключении приведена мотивация расчетов, при которых в том числе учитывались сведения по рынку продаж аналогичных объектов с учетом местоположения, физических характеристик. Расчеты производились с применением корректировок, как повышающих стоимость, так и понижающих ее, исходя из параметров и характеристик объектов недвижимости.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о недостоверности или опровергающих выводы судебной экспертизы, не представлено, данная экспертизы и стоимость объектов недвижимости, а также размер убытков сторонами не оспаривается, ходатайств о назначении повторной либо дополнительной экспертизы не заявлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что у Уткина А.Н. необходимо изъять, принадлежащее ему на праве собственности недвижимое имущество, по цене возмещения за изымаемые объекты недвижимости, включая стоимость убытков, связанных с изъятием имущества, для муниципальных нужд, определив размер выкупной цены в общей сумме 4 334 000,00 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации города Кемерово к Уткину А.Н. о принудительном выкупе земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для муниципальных нужд удовлетворить.
Изъять у Уткина А.Н. для муниципальных нужд долю земельного участка в праве общей долевой собственности, площадью 40,7 кв.м., кадастровый № **, категория земель- земли населенных пунктов местоположение: Российская Федерация, ...- Кузбасс, Кемеровский городской округ, ..., з/у 30, и жилое помещение –квартиру № № ** кадастровый № **, площадью 40,7 кв.м., с надворными постройками в части, принадлежащей Уткину А.Н. расположенные по адресу: ..., путём выкупа с установлением выкупной цены в размере 4 334 000,00 рублей.
Обязать администрацию города Кемерово выплатить Уткину А.Н. денежную компенсацию в размере 4 334 000,00 рублей взамен изымаемой доли земельного участка в праве общей долевой собственности, площадью 40,7 кв.м., кадастровый № **, категория земель- земли населенных пунктов местоположение: ..., и жилого помещения–квартиры № № **, кадастровый № **, площадью 40,7 кв.м., с надворными постройками в части, принадлежащей Уткину А.Н. расположенные по адресу: ..., путем выкупа с установлением выкупной цены в размере 4 334 000,00 рублей.
После выплаты денежной компенсации прекратить право собственности Уткина А.Н. в праве на земельный участок площадью 40,7 кв.м., кадастровый № **, категория земель-земли населенных пунктов местоположение: ... и жилого помещения–квартиры № **, кадастровый № **, площадью 40,7 кв.м., с надворными постройками в части, принадлежащей Уткину А.Н. расположенные по адресу: ...
Взыскать с администрации города Кемерово в пользу Уткина А.Н. убытки, входящие в состав выкупной цены, связанные с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами, с услугами риелторов, с регистрацией прав на объект недвижимости, с утратой насаждений на земельном участке, с перебазированием, с затратами на аренду недвижимого имущества на период поиска недвижимости в замен изымаемой в размере 219 511,00 рублей.
Установить порядок выплаты возмещения (выкупной цены) путём перечисления денежных средств в общем размере 4 553 511,00 рублей из бюджета муниципального образования администрации города Кемерово на банковский счёт Уткина А.Н., или на депозит нотариуса в случае отсутствия информации о таком банковском счёте в течение 7 рабочих дней со дня вынесения решения.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Ленинский районный суд г. Кемерово в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий: Дугина И.Н.
Мотивированное решение изготовлено 12.12.2023.