К делу №2-41/2024 УИД 23RS0018-01-2023-000351-54
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Краснодарский край 21 февраля 2024 года
Калининский районный суд, в составе председательствующего Осовик С.В., при секретаре-помощнике Беспальченко А.И., с участием ответчика Т.Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Южного межрегионального управления Росприроднадзора к Т.Д.В. о взыскании ущерба, причиненного объекту окружающей среды,
УСТАНОВИЛ:
Южное межрегиональное управление Росприроднадзора обратилось в Калининский районный суд с исковым заявлением к Т.Д.В. о взыскании ущерба, причиненного объекту окружающей среды.
В иске указано, что в силу ч. 1 ст. 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране
окружающей среды», юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии с п. 3 ст. 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Полномочием по осуществлению в пределах своей компетенции федерального государственного земельного надзора, наделена Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (подпункт 5.1.3 пункта 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №).
В соответствии с подпунктом 4.3 п. 4 Положения о Южном межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ №, Управление осуществляет федеральный государственный земельный надзор.
Кроме того, согласно подпункта 4.67 п. 4 вышеуказанного Положения, Южное межрегиональное управление Росприроднадзора уполномочено на предъявление в установленном законодательством Российской Федерации порядке исков, в том числе о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Таким образом, Южное межрегиональное управление Росприроднадзора является уполномоченным органом, по предъявлению искового заявления о взыскании ущерба причиненного окружающей среде.
Согласно ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 42 Земельного Кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лиц, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использовании способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Южным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление), на основании поступившего обращения общественного инспектора Н.О.В. (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) по факту несанкционированного накопления отходов, совместно с ФГБУ «ЦЛАТИ ЮФО» проведено выездное обследование на земельном участке с кадастровым номером № расположенном по адресу: <адрес>.
По результатам обследования доводы, указанные в обращении общественного инспектора Н.О.В. подтвердились.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости земельный участок с кадастровым номером №, правообладателем является Т.Д.В..
При проведении осмотра установлены места накопления строительных отходов на земельном участке с кадастровым номером № отходы накапливаются на открытой поверхности почвы. Линейный размер участка, на котором накапливаются отходы составил 50 м х 6м. Размер земельного участка измерен посредством рулетки измерительной «Fisco», модификации TR 30/5, № № до ДД.ММ.ГГГГ).
Специалистом ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» ЦЛАТИ по <адрес> произведен отбор проб отхода с целью определения морфологического состава и отнесения отхода к классу опасности.
Согласно экспертного заключения по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от ДД.ММ.ГГГГ №, на основании полученных результатов морфологического состава, отход «Мусор от строительных и ремонтных работ» может быть отнесен к IV классу опасности для окружающей природной среды и соответствовать наименованию «Отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ» код ФККО №.
Специалистом ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» ЦЛАТИ по <адрес> произведен отбор проб почвы для определения содержания загрязняющих веществ, поступивших в почву в результате накопления на земельном участке с кадастровым номером № строительных отходов.
Согласно протоколу отбора (измерений) проб почвы от ДД.ММ.ГГГГ №, отбор проб почвы с пробной площадки был произведен по периметру загрязненного участка (объединенная из десяти точечных проб), глубина отбора в интервалах на глубине от 0 - 0,05 м. и от 0,05 - 0,2 м.
Согласно протоколу испытаний (измерений) проб почвы от ДД.ММ.ГГГГ №п установлено превышение концентрации по следующему загрязняющему веществу - сера.
Таким образом установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № расположенном по адресу: <адрес> допущено загрязнение почвы (порча) при поступлении в почву химических веществ - сера в результате накопления на вышеуказанном земельном участке отходов «Отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ» код ФККО 9000001724.
Расчет выполнен на основании Приказа Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды» (в ред. Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №).
Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (далее - Методика), предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам, в том числе имеющим плодородный слой, в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Исчисление в стоимостной форме размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, осуществляется по формуле:
УЩ = УЩзагр + УЩперекр, где:
УЩ - общий размер вреда, причиненного почвам (руб.);
УЩзагр - размер вреда в результате загрязнения почв, возникшего при поступлении в почву загрязняющих веществ, приводящего к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв, включая нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) и ориентировочно допустимых концентраций (ПДК) химических веществ в почве, нормативы качества почв в пределах территории субъекта Российской Федерации (далее - нормативы ПДК и ОДК химических веществ в почве, региональные нормативы соответственно), который рассчитывается в соответствии с пунктом 5 настоящей Методики (руб.);
УЩперекр - размер вреда в результате порчи почвы при перекрытии ее поверхности, возникшего при перекрытии искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными объектами и местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления), который рассчитывается в соответствии с пунктом 10 настоящей Методики (руб.).
1. В силу п. 5 Исчисление в стоимостной форме размера вреда в результате загрязнения почв, возникшего при поступлении в почву загрязняющих веществ, приводящего к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв, включая нормативы ПДК и ОДК химических веществ в почве, региональные нормативы, осуществляется по формуле:
УЩзагр = СЗ х S х Кг х Кисп х Тх х Кмпс, (2) где:
УЩзагр - размер вреда (руб.);
СЗ - степень загрязнения, которая рассчитывается в соответствии с пунктом 6 настоящей Методики;
S - площадь загрязненного участка (кв. м);
Кг - показатель, учитывающий глубину загрязнения, порчи почв при перекрытии ее поверхности искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными объектами и местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления), определяется в соответствии с пунктом 7 настоящей Методики;
Кисп - показатель, учитывающий категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка, который определяется в соответствии с пунктом 8 настоящей Методики;
Тх - такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, при загрязнении почв, определяется согласно приложению 1 к настоящей Методике (руб./кв. м);
Кмпс - показатель, учитывающий мощность плодородного слоя почвы, определяется в соответствии с пунктом 13 настоящей Методики.
Согласно п. 6 Методики степень загрязнения зависит от соотношения тактического содержания i-гo загрязняющего вещества в почве к нормативу качества окружающей среды для почв.
Соотношение (С) фактического содержания i-гo загрязняющего вещества в почве к нормативу качества окружающей среды для почв определяется по формуле: где:
Xi - фактическое содержание i-гo загрязняющего вещества в почве (мг/кг);
Хн - норматив качества окружающей среды для почв (мг/кг).
При отсутствии установленного норматива качества окружающей среды для почв (для конкретного загрязняющего вещества) в качестве значения Хн применяется значение концентрации этого загрязняющего вещества на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения.
В случае если отношение Xi/Хн для конкретного загрязняющего вещества менее или равно 1, то данное отношение не включается в формулу расчета соотношения (С) фактического содержания i-гo загрязняющего вещества в почве к нормативу качества окружающей среды для почв вследствие отсутствия превышения норматива качества окружающей среды для почв по данному загрязняющему веществу.
При значении (С) менее 5 СЗ принимается равным 1,5; при значении (С) в интервале от 5 до 10 СЗ принимается равным 2,0; при значении (С) в интервале от 10 2 2 20 СЗ принимается равным 3,0; при значении (С) в интервале от 20 до 30 СЗ принимается равным 4,0; при значении (С) в интервале от 30 до 50 СЗ принимается равным 5,0; при значении (С) в интервале от 50 до 70 СЗ принимается равным 6,0; при значении (С) в интервале от 70 до 100 СЗ принимается равным 7,0; при значении (С) в интервале от 100 до 150 СЗ принимается равным 9,0; при значении (С) от 150 до 250 СЗ принимается равным 12,0; при значении (С) более 250 СЗ принимается равным 15,0.
В случае отсутствия сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения, при определении значения концентрации конкретного загрязняющего вещества, для которого норматив качества окружающей среды для почв не установлен или не применяется, отбор проб следует производить на сопредельной территории фактического целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения.
В случае послойного отбора проб почв с различных глубин при установлении фактического содержания i-гo загрязняющего вещества в нескольких слоях величину Xi следует рассчитывать, как среднюю арифметическую концентраций i-x загрязняющих веществ в каждом слое почвы.
В случае послойного отбора проб почв с различных глубин степень загрязнения (С) следует определять суммарно для всех слоев почвы.
В случае отсутствия превышения фактического содержания i-гo загрязняющего вещества во всех слоях почвы одной пробы над установленным нормативом качества окружающей среды для почв данное значение при расчете средней арифметической концентрации i-x загрязняющих веществ не учитывается.
В случае отсутствия превышения фактического содержания i-гo загрязняющего вещества в одном из слоев почвы одной пробы над установленным нормативом качества окружающей среды для почв данная проба при расчете размера вреда учитывается. Значение фактического содержания i-гo загрязняющего вещества данной пробы, не превышающее норматив качества окружающей среды для почв, при расчете средней арифметической концентрации i-x загрязняющих веществ, не учитывается.
Согласно постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», для загрязняющих веществ - сера установлены нормативы качества окружающей среды для почв, согласно которого предельно допустимые концентрации химических веществ в почве составляют: Сера - 160 мг/кг., определяем соотношение (С) фактического содержания - Сера с нормативами качества окружающей среды для почв:
С сера = Xi/Хн; Xi=(486+421 )/2=453,5; Хн=160
С ПП1 сера = 453,5/160=2,83
С=2,83
Так как (С) в интервале до 5, СЗ принимается равным 1,5.
Площадь загрязненного участка (S) = 300 кв. м.
В соответствии с п. 7 Методики величина показателя, учитывающего глубину загрязнения почв (Кг), определяется в соответствии с максимальной фактической дубиной загрязнения почв, которая не может превышать значения мощности почв в зависимости от приуроченности земельного участка к лесорастительным зонам и земельным участкам, расположенным севернее зоны притундровых лесов и редкостойной тайги, установленные в приложении 3 к настоящей Методике
При глубине загрязнения почв до 5 см (Кг) принимается равным 1; до 20 см (Кr) принимается равным 1,3; до 50 см (Кr) принимается равным 1,5; до 100 см (Кr) принимается равным 1,7; до 150 см (Кr) принимается равным 2,0; до 200 см (Кr) принимается равным 2,5; более 200 см (Кr) принимается равным 3.
В случае порчи почв при перекрытии ее поверхности искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными объектами и местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления) значение показателя (Кr) принимается равным 0,5.
Согласно протокола отбора (измерений) проб почвы от ДД.ММ.ГГГГ № глубина отбора проб №-ПП1 и №-ПП1 составляет 0-0,20 м., следовательно, Кr принимается равным 1,3.
Согласно п. 8 Величина показателя, учитывающего категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка (Кисп), равна:
- для земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного назначения, особо ценных земель, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую ручную, историко-культурную ценность - 2;
- для сельскохозяйственных угодий в районах Крайнего Севера, представляющих собой мохово-лишайниковые оленьи пастбища, в составе земель сельскохозяйственного назначения - 1,9;
- для водоохранных зон в составе земель всех категорий - 1,8;
- для иных сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения - 1,6;
- для земель лесного фонда и земель иных категорий, на которых располагаются леса - 1,5;
- для земель населенных пунктов за исключением земельных участков, унесенных в соответствии с градостроительными регламентами к производственным зонам, зонам инженерных и транспортных инфраструктур, зонам унциального назначения, зонам военных объектов, - 1,3;
- для земель остальных категорий и видов разрешенного использования, а также для земельных участков, государственная собственность на которые не ограничена - 1,0.
Если вред почвам причинен на землях нескольких категорий и видов разрешенного использования, которые расположены в пределах одной территории, подвергшейся негативному воздействию, то в расчетах используется величина показателя, учитывающего категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка (Кисп), с максимальным значением.
Если вред почвам причинен на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, имеющих в составе водоохранные зоны леса, то в расчетах используется величина показателя, учитывающего категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка (Кисп), установленная для водоохранных зон в составе земель всех категорий или для земель ясного фонда и земель иных категорий, на которых располагаются леса.
Земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, имеет категорию земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования.
Таким образом, (Кисп) равен 1,3.
Таксы для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, при загрязнении, порче (частичном разрушении) и уничтожении (полном разрушении) почв определяются согласно приложениям 1 и 2 к настоящей Методике и рассчитываются с учетом коэффициента дефлятора путем умножения.
В соответствии с Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Перечня лесорастительных зон Российской Федерации и Перечня лесных районов Российской Федерации» территория <адрес> относится к району степей европейской части Российской Федерации, таким образом, учитывая приложение 1 к Методики, Тх - такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды, при загрязнении, порче (частичном разрушении) и уничтожении (полном разрушении) почв составляет 600 (руб./ кв. м).
Коэффициент дефлятор, согласно п. 14 Методики равен: 1,088 (2011 год) х 168(2012 год) х 1,06 (2013 год) х 1,049 (2014 год) х 1,143 (2015 год) х 1,063 (2016 год) х 1,037 (2017 год) х 1,053 (2018 год) х 1,068 (2019 год) х 1,056 (2020 год) х 1,049 2021 год) х 1,139(2022 год) = 2,31.
На основании вышеизложенного, производим расчет таксы для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды при загрязнении почв с учетом коэффициента дефлятора:
Тх = 600 (руб./ кв. м) х 2,31 = 1 386 (руб./ кв. м).
В соответствии с п. 13 настоящей Методики коэффициент Кмпс применяется при наличии плодородного слоя почвы.
При мощности плодородного слоя почв до 0,5 см (Кмпс) принимается равным 8; до 5 см (Кмпс) принимается равным 6; до 15 см (Кмпс) принимается равным 5; до 20 см (Кмпс) принимается равным 4; до 30 см (Кмпс) принимается равным 3; до 40 (Кмпс) принимается равным 2,5; до 50 см (Кмпс) принимается равным 2; до 60 см (Кмпс) принимается равным 1,5; свыше 60 см (Кмпс) принимается равным 1.
Согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ № мощность плодородного слоя почвы на земельном участке №, расположенном по адресу: <адрес> составила 0,7 м (70см), таким образом коэффициент Кмпс принимается равным 1.
Производим исчисление в стоимостной форме размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды, в результате загрязнения почв в результате поступления в почвы загрязняющих веществ или смеси загрязняющих веществ, приводящее к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв:
УЩзагр = СЗ х S х Кr х Кисп х Тх х Кмпс,
УЩзагр = 1,5 х 300 м2 х 1,3 х 1,3 х 1386 руб./кв. м х 1 = 925 376,4 руб.,
УЩзагр = 925 376,4 руб. (девятьсот двадцать пять тысяч триста семьдесят есть рублей сорок копеек)
2. Исчисление в стоимостной форме размера вреда в результате порчи почв при перекрытии ее поверхности, возникшего при перекрытии искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными объектами и местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления) осуществляется по формуле:
УЩперекр = S х Кr х Кисп х Тх х Кмпс, где:
УЩперекр - размер вреда (руб.);
S - площадь участка, на котором обнаружена порча почв (кв. м);
Кr - показатель, учитывающий глубину загрязнения, порчи почв при перекрытии ее поверхности искусственными покрытиями и (или) объектами (в том еле линейными объектами и местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления), определяется в соответствии с пунктом 7 настоящей Методики;
Кисп - показатель, учитывающий категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка, который определяется в соответствии с пунктом 8 настоящей Методики;
Тх - такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, при порче почв определяется согласно приложению 1 к настоящей Методике (руб./кв. м);
Кмпс - показатель, учитывающий мощность плодородного слоя почвы, определяется в соответствии с пунктом 13 настоящей Методики.
Площадь загрязненного участка (S) = 300 кв. м.
Кr - показатель, учитывающий глубину загрязнения, порчи почв при перекрытии ее поверхности искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными объектами и местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления) - 0,5;
Согласно п. 8 Величина показателя, учитывающего категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка (Кисп), равна:
-для земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного назначения, особо ценных земель, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность - 2;
- для сельскохозяйственных угодий в районах Крайнего Севера, представляющих собой мохово-лишайниковые оленьи пастбища, в составе земель сельскохозяйственного назначения - 1,9;
- для водоохранных зон в составе земель всех категорий - 1,8;
-для иных сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения - 1,6;
- для земель лесного фонда и земель иных категорий, на которых располагаются леса - 1,5;
- для земель населенных пунктов за исключением земельных участков, отнесенных в соответствии с градостроительными регламентами к производственным зонам, зонам инженерных и транспортных инфраструктур, зонам специального назначения, зонам военных объектов, - 1,3;
- для земель остальных категорий и видов разрешенного использования, а также для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена - 1,0.
Если вред почвам причинен на землях нескольких категорий и видов разрешенного использования, которые расположены в пределах одной территории, подвергшейся негативному воздействию, то в расчетах используется величина показателя, учитывающего категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка (Кисп), с максимальным значением.
Если вред почвам причинен на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, имеющих в составе водоохранные зоны леса, то в расчетах используется величина показателя, учитывающего категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка (Кисп), установленная для водоохранных зон в составе земель всех категорий или для земель лесного фонда и земель иных категорий, на которых располагаются леса.
Земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, имеет категорию земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования.
Таким образом, (Кисп) равен 1,3.
Тх = 600 (руб./ кв. м) х 2,028 = 1 216,8 (руб./ кв. м).
Согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ № мощность плодородного слоя почвы на земельном участке №, расположенном по адресу: <адрес> составила 0,7 м (70см), таким образом коэффициент Кмпс принимается равным 1.
На основании вышеизложенного, производим расчет таксы для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды при перекрытии ее поверхности, возникшего при перекрытии искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными объектами и местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления) с учетом коэффициента дефлятора:
УЩперекр= 300 х 0,5 х 1,3 х 1216,8 х 1= 237 276 руб.,
УЩперекр=237 276 руб. (двести тридцать семь тысяч двести семьдесят шесть рублей).
УЩ=УЩзагр + УЩперекр
УЩ=925 376,4 +237 276 = 1 162 652,4
УЩ=1 162 652,4 (один миллион сто шестьдесят две тысячи шестьсот пятьдесят два рубля сорок копеек).
Управлением в адрес Ответчика было направлено письмо о добровольной плате вреда, причиненного объекту окружающей среды, от ДД.ММ.ГГГГ № ДМ-03- 759.
Таким образом, Управлением соблюден досудебный порядок урегулирования спора. На данный момент сведений об уплате ответчиком вреда, причиненного окружающей среде в Управление не поступало.
Учитывая изложенное, вина ответчика в причинении вреда почвам как объекту окружающей среды подтверждается приложенными к исковому заявлению документами.
На основании изложенного истец просит суд: взыскать с Т.Д.В. сумму ущерба, причиненного объекту окружающей среды в размере 1 162 652,4 руб.
В судебное заседание представитель истца, извещенный о времени и дате судебного разбирательства не явился. В ходатайстве представитель истца просил рассмотреть дело без их участия. Суд в порядке ст.167 ГПК РФ пришел к выводу о рассмотрении дела без участия представителя истца.
В судебном заседании ответчик Т.Д.В. возражал против удовлетворения иска, пояснив суду,что на принадлежащем ему земельном участке он не складировал строительные отходы, а отсыпал по своему земельному участку дорогу из битого кирпича и остатков бетона, когда ему сделали замечание по поводу этого, то он предписание истца выполнил, по результатам проведенной независимой экспертизы загрязнений почвы на его земельном участке не имеется.
Рассмотрев исковые требования, выслушав ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям.
Согласно выписке из ЕРГН от ДД.ММ.ГГГГ №КУВИ-001/2022-215536664, земельный участок с КН №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 632+/-9 кв.м., категория земель- земли населенных пунктов, вид разрешенного использования- для сельскохозяйственного использования на праве собственности принадлежит Т.Д.В. (л.д.23-29).
Согласно результатам исследования выездного обследования согласно экспертного заключения по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от ДД.ММ.ГГГГ №, на основании полученных результатов морфологического состава, отход «Мусор от строительных и ремонтных работ» может быть отнесен к IV классу опасности для окружающей природной среды и соответствовать наименованию «Отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ» код ФККО 39000001724. Специалистом ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» ЦЛАТИ по <адрес> произведен отбор проб почвы для определения содержания загрязняющих веществ, поступивших в почву в результате накопления на земельном участке с кадастровым номером № строительных отходов. Согласно протоколу отбора (измерений) проб почвы от ДД.ММ.ГГГГ №, отбор проб почвы с пробной площадки был произведен по периметру загрязненного участка (объединенная из десяти точечных проб), глубина отбора в интервалах на глубине от 0 - 0,05 м. и от 0,05 - 0,2 м. Согласно протоколу испытаний (измерений) проб почвы от ДД.ММ.ГГГГ №п установлено превышение концентрации по следующему загрязняющему веществу – сера (л.д.30-75).
Согласно письму Южного межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ №ДМ-03-759 «О добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде» Т.Д.В. необходимо оплатить в полном размере ущерб в размере 1 162 652,4 рублей, причиненный почвам как объекту охраны окружающей среды на земельном участке с КН № (л.д.12-14).
Согласно проекту рекультивации земель и участков с КН №, установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были выполнены работы: уборка отходов с территории участков, вывоз отходов с участков, передача отходов на утилизацию, планировка территории, дискование почвы, отсыпка территории рекультивации ГПС. Восстановленная территория земельных участков с КН № площадью 3050 кв.м. полностью пригодна для использования по целевому назначению (л.д.98-151).
Согласно заключению экспертов ООО «Эксперт» № от ДД.ММ.ГГГГ, отобранные образцы почвы на земельном участке с КН № по исследуемым показателям на содержание серы и нефтепродуктов, соответствуют нормам качества окружающей среды для почв, включая нормативы предельно (ориентировочно) допустимых концентраций загрязняющих веществ в почвах. Показатели загрязняющих химических веществ почвы, а именно: сера и нефтепродукты приведены в норму после проведения работ по рекультивации (л.д.180-215).
Согласно ч.1 ст.13 ЗК РФ, охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Согласно ст.42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно п.п.2,5,6,14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", согласно статье 75 Закона об охране окружающей среды за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Нахождение земельного участка в собственности лица, деятельность которого привела к загрязнению или иной порче земельного участка, само по себе не может служить основанием для освобождения этого лица от обязанности привести земельный участок в первоначальное состояние и возместить вред, причиненный окружающей среде (статья 1064 ГК РФ, пункт 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды). Основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона об охране окружающей среды). Утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), подлежат применению судами для определения размера возмещения вреда, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 3 статьи 77, пункт 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, части 3, 4 статьи 100 ЛК РФ, часть 2 статьи 69 ВК РФ, статья 51 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 "О недрах"). В отсутствие такс и методик определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется исходя из фактических затрат, которые произведены или должны быть произведены для восстановления нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ (абзац второй пункта 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды). Равным образом указанные положения подлежат применению при расчете размера вреда, причиненного окружающей среде гражданами (пункт 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды).
Согласно статье 1064 ГК РФ и статье 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" привлечение к имущественной ответственности возможно при представлении истцом доказательств, подтверждающих наличие вреда, обосновывающих с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.
Часть 1 статьи 78 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", которая определяет порядок компенсации причиненного окружающей среде вреда, устанавливает правила исчисления размера вреда окружающей среде, который определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Целью ответственности за причинение вреда окружающей среде является достижение компенсации, восстановления ее нарушенного состояния, в связи с чем истец вправе выбрать способы, предусмотренные статьей 1082 ГК РФ, статьей 78 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", при обращении за судебной защитой, а суд с учетом конкретных обстоятельств по делу, оценивая в каждом случае эффективность этих способов, применить тот, который наиболее соответствует этим целям.
Согласно пунктам 13 и 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"). При этом выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец. Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства.
Определение способа возмещения вреда - в натуре или в денежном выражении - зависит прежде всего от возможности его возмещения в натуре, необходимости оперативно принимаемых мер, их эффективности для восстановления нарушенного состояния окружающей среды. В отсутствие таких обстоятельств суд вправе избрать способ защиты в виде компенсации вреда в денежном выражении (взыскание убытков) (пункт 35 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3(2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, пункт 30 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1(2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ).
В судебном заседании установлено, что по результатам обследования по факту несанкционированного накопления отходов на земельном участке с КН № по адресу: <адрес>, установлены места накопления строительных отходов на земельном участке с кадастровым номером №, отходы накапливаются на открытой поверхности почвы. Линейный размер участка, на котором накапливаются отходы составил 50 м х 6м, по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от ДД.ММ.ГГГГ №, на основании полученных результатов морфологического состава, отход «Мусор от строительных и ремонтных работ» может быть отнесен к IV классу опасности для окружающей природной среды и соответствовать наименованию «Отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ» код ФККО 39000001724.
Как установлено в судебном заседании из представленной истцом фототаблицы (л.д.73-74) усматривается, что на принадлежащем Т.Д.В. земельном участке действительно отсыпана дорога, размером 50 х 6 метров, что подтверждает доводы ответчика Т.Д.В., что строительный мусор он у себя на земельном участке не складировал, а отсыпал по нему дорогу для удобства подъезда к земельному участку. В связи с чем, суд в данном случае не может согласится с доводами истца о том, что ответчик складировал на своём земельном участке строительные отходы. Кроме этого, согласно протоколу отбора (измерений) проб почвы от ДД.ММ.ГГГГ №, отбор проб почвы с пробной площадки был произведен по периметру загрязненного участка (объединенная из десяти точечных проб), глубина отбора в интервалах на глубине от 0 - 0,05 м. и от 0,05 - 0,2 м. Согласно протоколу испытаний (измерений) проб почвы от ДД.ММ.ГГГГ №п установлено превышение концентрации по следующему загрязняющему веществу – сера (л.д.30-75). Что по сути дела указывает на то, что пробы грунта были взяты с поверхности дороги отсыпанной Т.Д.В., что после вывоза строительного мусора состоящего из битого кирпича и бетона ни каких загрязнений на почве обнаружено не было.
Также установлено, что Т.Д.В. провёл рекультивационные работы на указанном выше земельном участке, в результате которых выполнены работы: уборка отходов с территории участков, вывоз отходов с участков, передача отходов на утилизацию, планировка территории, дискование почвы, отсыпка территории рекультивации ГПС. Восстановленная территория земельных участков с КН № площадью 3050 кв.м. полностью пригодна для использования по целевому назначению. Суд учитывает, также заключение эксперта в котором указано, что отобранные образцы почвы на земельном участке с КН № по исследуемым показателям на содержание серы и нефтепродуктов, соответствуют нормам качества окружающей среды для почв, включая нормативы предельно (ориентировочно) допустимых концентраций загрязняющих веществ в почвах. Показатели загрязняющих химических веществ почвы, а именно: сера и нефтепродукты приведены в норму после проведения работ по рекультивации.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что ответчиком приняты эффективные меры, направленные на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда. Также суд принимает во внимание, что по исследуемым показателям на содержание серы и нефтепродуктов, соответствуют нормам качества окружающей среды для почв, включая нормативы предельно (ориентировочно) допустимых концентраций загрязняющих веществ в почвах, а также с учетом публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, размера возмещения, параметров, включая площадь размещения отходов производства, их объем, приходит к выводу, что у суда отсутствуют основания для удовлетворения искового заявления.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Южного межрегионального управления Росприроднадзора к Т.Д.В. о взыскании ущерба, причиненного объекту окружающей среды, - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Калининский районный суд Краснодарского края в течение месяца со дня изготовления мотивировочной части решения.
Судья:___________________________