10RS0011-01-2023-008665-58 2-6091/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 сентября 2023 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Давиденковой Л.А., при секретаре Быковой М.Н., с участием истца Анохина М.П., его представителя Зерневской М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анохина С.А. к администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении жилого помещения,
установил:
Анохин С.П. обратился в суд с исковым заявлением к администрации Петрозаводского городского округа по тем основаниям, что он относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время не обеспечен жилым помещением. Ссылаясь на указанные обстоятельства, положения ст.ст. 92, 98.1, 109.1 Жилищного кодекса РФ и Закона Республики Карелия от 28.11.2005 № 921 –ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», просит обязать ответчика предоставит ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда как из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Определением судьи Петрозаводского городского суда от 08.09.2023 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Правительство Республики Карелия.
В судебном заседании истец, его представитель требования поддержали, настаивали на их удовлетворении.
В судебное заседание представитель ответчика администрации Петрозаводского городского округа не явился, извещен о времени и месте слушания дела надлежащим образом.
Третьи лица в судебное заседание не явились, извещались о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Суд, заслушав истца, его представителя, исследовав материалы настоящего дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища, органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Пунктом 13 постановления Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция РФ гарантировала право на жилище.
В соответствии с ч.3 ст. 11 Жилищного кодекса РФ защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права.
В судебном заседании установлено, что истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании постановления администрации Петрозаводского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ истец был передан под опеку, под опекой находился до своего совершеннолетия (опекун Романова А.В.).
Мать истца – Анохина А.Г. умерла ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти серии № от ДД.ММ.ГГГГ), отцовство в отношении Анохина С.П. установлено не было.
В соответствии с приказом Министерства социальной защиты Республики Карелия от 07.10.2016 № 331-П «О внесении изменений в приказ Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия от 07.10.2016 № 331-П» истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Петрозаводском городском округе.
Согласно ответу администрации Петрозаводского городского округа от 30.05.2023 №и порядковый номер истца в данном списке 24 (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ).
Истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ временно зарегистрирован по адресу регистрации опекуна – Романовой А.В. по адресу: <адрес>.
Вместе с тем, в настоящее время истец жилым помещением не обеспечен.
Согласно представленной по запросу суда выписке из ЕГРПН сведения о зарегистрированных за истцом правах на недвижимое имущество отсутствуют.
ДД.ММ.ГГГГ истец достиг возраста совершеннолетия.
Таким образом суд считает установленным, что истец в силу положений Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем, соответствующее право истца не реализовано, в настоящее время жилого помещения, соответствующего требованиям действующего законодательства, истец для постоянного проживания не имеет.
Частью 3 ст. 40 Конституции РФ закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно ст. 109 ЖК РФ предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 109.1 ЖК РФ определено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Специальное регулирование вопросов обеспечения лиц данной категории жилыми помещениями содержится в Федеральном законе от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон), согласно ст. 8 которого, в числе иных лиц лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1 пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз.1 пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (п. 1). Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п. 1 (п. 3). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9).
Согласно ч.1 ст. 3.1 Закона Закон Республики Карелия от 28.11.2005 № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а и также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются в силу ст. 4 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 № 921-ЗРК государственными полномочиями Республики Карелия, в частности, по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список).
В пп. «б», «з» п.2 ч.2 ст.4 Закона РК от 28.11.2005 указано, что при осуществлении государственных полномочий органами местного самоуправления уполномоченный орган устанавливает порядок ведения и форму реестра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в государственных образовательных организациях Республики Карелия, федеральных государственных образовательных организациях и (или) находящихся в государственных организациях социального обслуживания Республики Карелия), находящихся под опекой, попечительством, в приемной и патронатной семьях, формирует сводный список по Республике Карелия.
Таковым органом является Министерство социальной защиты Республики Карелия в соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 26.09.2017 № 326-П, которому для формирования сводного предоставляются списки органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 16.04.2013 № 129-П утвержден Порядок предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данный порядок определяет правила предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (п.1). Лица, указанные в п. 1 Порядка, включаются в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формируемый органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия (далее - список) (п.2). Решение об однократном предоставлении благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в п.1 Порядка, принимается органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, наделенными Законом Республики Карелия от 28.11.2005 № 921-ЗРК государственным полномочием Республики Карелия по принятию указанного решения (далее - орган местного самоуправления) на основании списка (п.4). Договор найма специализированного жилого помещения заключается органом местного самоуправления с лицом, указанным в п. 1 Порядка, в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении ему благоустроенного специализированного жилого помещения (п.6).
В целях установления и исполнения переданных государственных полномочий администрация Петрозаводского городского округа постановлением от 29.03.2013 № 1206 утвердила Положение об осуществлении переданных государственных полномочий Республики Карелия по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п.п. 6,7 указанного Положения жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются по договорам найма специализированного жилого помещения в виде жилого дома, квартиры, благоустроенных применительно к условиям Петрозаводского городского округа, по нормам, установленным п. 7 Положения. В качестве нормы предоставления площади жилого помещения при осуществлении переданных государственных полномочий применяются нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, действующие на территории Петрозаводского городского округа с учетом требований ст. 58 ЖК РФ.
Законом Республики Карелия от 15.12.2021 № 2656-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» Петрозаводскому городскому округу предусмотрена субвенция на осуществление государственных полномочий Республики Карелия, предусмотренных Законом Республики Карелия от 28.11.2005 № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в размере 65133 тыс. руб.
По смыслу указанных выше правовых норм жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться без неоправданных задержек после наступления предусмотренных законом оснований.
В соответствии с положениями ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. В ходе судебного разбирательства установлено, что истец постоянно проживает на территории г. Петрозаводска, принимая во внимание, что упомянутые выше нормативные правовые акты предусматривают предоставление жилого помещения по месту жительства лица, оставшегося без попечения родителей, истица имеет право на предоставление жилого помещения на территории Петрозаводского городского округа.
Как следует из обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013, единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания или временного пребывания.
С учетом изложенного, поскольку в отношении истца не решен вопрос об обеспечении его жилым помещением, суд считает необходимым обязать администрацию Петрозаводского городского округа предоставить Анохину С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в Петрозаводском городском округе, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям применительно к условиям Петрозаводского городского округа, общей площадью не менее нормы представления на одного человека, установленной в Петрозаводском городском округе.
Суд полагает, что обязанность администрации Петрозаводского городского округа по обеспечению истца жилым помещением возникла со дня включения в список и не может ставиться в зависимость от очередности списка лиц, имеющих аналогичные с истцом права на предоставление жилых помещений, а также от объемов финансирования указанной статьи расходов муниципального бюджета. В данном случае формирование списка носит обобщающий характер, имеющий общей целью отражения общего количества лиц определенной категории, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилого фонда, и нумерация лиц в указанном списке не является порядком очередности, в котором данные граждане подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию Петрозаводского городского округа, ИНН № предоставить Анохину С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт гражданина РФ № благоустроенное, применительно к условиям Петрозаводского городского округа, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Петрозаводского городского округа, общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека, установленной в Петрозаводском городском округе.
Взыскать с администрации Петрозаводского городского округа, ИНН № за счет казны Петрозаводского городского округа в пользу Анохина С.А., паспорт гражданина РФ №, расходы на оплату государственной пошлины <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного решения.
Судья Л.А. Давиденкова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ