Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1688/2023 ~ М-1152/2023 от 17.03.2023

Дело № 2-1688/2023

64RS0045-01-2023-001606-41

Решение

Именем Российской Федерации

24 мая 2023 года город Саратов

Кировский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Суранова А.А.,

при секретаре судебного заседания Фоменко Е.С.,

с участием помощника прокурора Кировского района города Саратова Сидоровой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Кировского района города Саратова в интересах несовершеннолетней ФИО10 к государственному учреждению здравоохранения «Саратовская городская поликлиника № 2», министерству здравоохранения Саратовской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,

установил:

заместитель прокурора Кировского района города Саратова обратился в суд в интересах несовершеннолетней ФИО2 с исковыми требованиями к государственному учреждению здравоохранения «Саратовская городская поликлиника № 2», министерству здравоохранения Саратовской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка по обращению ФИО9 о нарушении прав ее ребенка-инвалида на бесплатное обеспечение льготными лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в ходе которой установлено, что дочь заявителя ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страдает заболеванием «Сахарный диабет 1 типа, субкомпенсация». С 2010 года несовершеннолетняя находится на инсулиновой помпе. 20 декабря 2019 года ФИО2 установлен статус ребенок - инвалид. Несовершеннолетняя наблюдается специалистами государственного учреждения здравоохранения «Саратовская городская поликлиника № 2». ФИО2 имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в которое входит обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения. Одной из современных методик контроля уровня глюкозы в организме является непрерывный мониторинг глюкозы. В новом стандарте медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа, утвержденном Приказом Минздрава России от 22 января 2021 года № 22н «Об утверждении стандарта медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение)» указано не необходимость обеспечения пациентов средствами для непрерывного мониторинга глюкозы крови. Вместе с тем, согласно обращению ФИО9, дочери установлена инсулиновая помпа марки «Акку Чек Комбо» и система круглосуточного мониторинга гликемии «FreeStyleLibre». ФИО2 показаны инсулин Фиасп, инсулиновая помпа, расходные наборы инфузионные, пристреливатель, спирт или спиртовые салфетки, сервисный набор к помпе (батарейки, сенсорные заглушки), тест-полоски, ланцеты, кетоновые полоски, таблетки для купирования гикогликемии, глюкагон, шприц-ручки и иголки к ним. С момента заболевания ребенка за счет собственных средств ФИО9 приобретает ланцеты для глюкометра, спиртовые салфетки, сервисный набор, кетоновые полоски. Также не выдали мониторинг глюкозы «Free Style Libre». Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 715 сахарный диабет относится к социально значимым заболеваниям. ФИО2 обладая статусом ребенка-инвалида на основании статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» имеет право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, в который входит услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 года № 2505 (далее - Программа). Согласно разделу III Программы, в перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно (в соответствии с разделом II Программы), входят, в том числе, болезни эндокринной системы. Сахарный диабет входит в Перечень заболеваний, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Согласно положения Стандарта оказания медицинской помощи при сахарном диабете установлено, что ФИО2 страдает указанным заболеванием, то в отношении ее исследование уровня глюкозы в крови производится методом непрерывного мониторирования, что имеющимися в материалах дела документами подтверждает нуждаемость истца в системе непрерывного мониторинга, медицинские показания для назначения непрерывного мониторинга глюкозы предусмотрены в Клинических рекомендациях Министерства здравоохранения Российской Федерации по лечению сахарного диабета 1 типа. Необеспечение пациента назначенными лекарственными препаратами ставит под угрозу жизнь и здоровье ребенка. Согласно Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (Приложение № 1 к Постановлению Правительства), лицам страдающим диабетом бесплатно предоставляются все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики. Соответственно, законодательством предусмотрено обеспечение больных сахарным диабетом инсулиновыми шприцами, иглами к ним и средствами диагностики. Одноразовые ланцеты (наконечники для ручки-скарификатора) относятся к средствам диагностики (медицинское изделие), фактически являются расходными материалами к ручке-скарификатору. Ланцеты используются для прокола кожи при измерении глюкозы в крови с помощью глюкометра, поэтому минимально необходимое количество ланцетов должно быть кратно выдаваемым тест-полоскам по рецепту врача согласно Клиническим рекомендациям не менее 6 в день (не менее 2190 шт. в год). Учитывая, что при таком заболевании, как «сахарный диабет», средством диагностики является глюкометр, подразумевающий использования таких одноразовых медицинских изделий как тест-полоски и ланцеты (или наконечники к ручке-скарификатору), то без сопутствующих и необходимых расходных одноразовых медицинских изделий использование глюкометра для ведения самоконтроля гликемии и установлении состояний, угрожающих жизни пациента, не представляется возможным. Отсутствие в перечне бесплатных медицинских изделий, утвержденном Постановлением Правительства, распоряжении Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года № 3053-р, ланцетов (наконечник для ручки скарификатора) не является основанием для отказа в их предоставлении, поскольку лицо, страдающее сахарным диабетом, в силу указанных постановлений вправе получать бесплатную медицинскую помощь, включая все лекарственные препараты, средства медицинского назначения и средства диагностики, необходимые для лечения и компенсации данного заболевания. Таким образом, обеспечение пациента ФИО2 с сахарным диабетом медицинскими изделиями - ланцетами (наконечник для ручки скарификатора)) должно предоставляться по рецептам врача бесплатно. Отказ в обеспечении несовершеннолетнего ребенка-инвалида расходными медицинскими изделиями ланцетами (иглами-скарфикаторами) лишает его права на качественную медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. В результате неправомерного бездействия министерства здравоохранения Саратовской области и государственного учреждения здравоохранения «Саратовская городская поликлиника № 2» ребенок-инвалид лишен возможности использовать предоставленное ему законом право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, необходимым ему по жизненным показаниями.

На основании изложенного, уточнив в ходе судебного разбирательства заявленные требования, истец просит суд признать незаконным бездействие министерства здравоохранения Саратовской области, выразившееся в не обеспечении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, расходными одноразовыми медицинскими изделиями – ланцетами (наконечники для ручки-скарификатора), тест-полосками для определения кетонов в моче, одноразовыми иглами, сервисным набором, мониторингом глюкозы «Free Style Libre», в необходимом количестве (на 180 дней), признать незаконным бездействие государственного учреждения здравоохранения «Саратовская городская поликлиника № 2», выразившееся в невыдаче ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, рецептов на получение расходных одноразовых медицинских изделий - ланцетов (наконечников для ручки-скарификатора), тест-полосок для определения кетонов в моче, одноразовых игл, сервисным набором, мониторингом глюкозы «Free Style Libre», в необходимом количестве (на 180 дней), обязать государственное учреждение здравоохранения «Саратовская городская поликлиника № 2» своевременно выписывать рецепты на имя ФИО2, 19 декабря 2005 года рождения, на получение расходных одноразовых медицинских изделий - ланцетов (наконечников для ручки-скарификатора), тест-полосок для определения кетонов в моче, одноразовых игл, сервисным набором, мониторингом глюкозы «Free Style Libre», в необходимом количестве (на 180 дней), до отмены инсулинотерапии, обязать министерство здравоохранения Саратовской области своевременно обеспечивать инвалида ФИО2, 19 декабря 2005 года рождения, изделиями медицинского назначения: расходными одноразовыми медицинскими изделиями - ланцетами (наконечники для ручки-скарификатора), тест-полосками для определения кетонов в моче, одноразовыми иглами, сервисным набором, мониторингом глюкозы «Free Style Libre», в необходимом количестве (на 180 дней), до отмены инсулинотерапии, решение суда по пунктам 3 и 4, обратить к немедленному исполнению.

В судебном заседании помощник прокурора Кировского района города Саратова Сидорова Н.В. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить с учетом уточнений.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, своих представителей в судебное заседание не направили, об уважительности причин их неявки не сообщили, с ходатайствами об отложении рассмотрения дела не обращались.

Представитель ответчика государственного учреждения здравоохранения «Саратовская городская поликлиника № 2» в письменном отзыве на иск ссылался на отсутствие в действиях медицинских работников государственного учреждения здравоохранения нарушений законодательства. Указал, что ФИО2 наблюдается в государственном учреждении здравоохранения «Саратовская городская поликлиника № 2» с рождения, состоит на диспансерном учете у эндокринолога с диагнозом Е10.4 Сахарный диабет 1 типа, период декомпенсации обменных процессов без кетоза. ОСЛ: Диабетическая периферическая сенсорно-моторная полииейропатия нижних конечностей. С 2008 года ФИО2 является ребенком инвалидом, инвалидность оформлена до 20 декабря 2023 года. Ребенок имеет право на льготное лекарственное обеспечение по федеральной льготе, а также из областного бюджета по региональное льготе. С 2010 года находится на помповой инсулинотерапии. В 2019 года установлена новая помпа Accu Chek Spirit Combo. Медицинские изделия для обеспечения детей с сахарным диабетом закупаются в соответствии с Перечнем медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2022 года № 4173. Ланцеты для глюкометра в данный перечень не входят. Тест полоски для определения кетонов в моче не входят в стандарт медицинской помощи детям при сахарным диабете. Данное исследование доступно ежедневно в клинико-диагностической лаборатории поликлиники. Для боле удобного пользования ЛПУ ответчик изыщет возможность обеспечить ребенка спиртовыми салфетками.

Представитель ответчика министерства здравоохранения Саратовской области в письменном отзыве на иск указало, что ФИО2 страдает заболеванием сахарный диабет I тина. ФИО2 имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в которое входит обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения. Одной из современных методик контроля уровня глюкозы в организме является непрерывный мониторинг глюкозы (НМГ). Приказом министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 января 2021 года № 22н утвержден Стандарт медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение), в котором содержатся положения, указывающие на необходимость обеспечения пациентов средствами для непрерывного мониторинга глюкозы крови, однако какие это изделия и что ими является, не указано. Система непрерывного мониторинга глюкозы «FreeStyle Libre» предназначена для измерения уровня глюкозы не в крови, а в интерстициальной жидкости, указанная система не входит в Стандарт медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение), утвержденный приказом Минздрава Российской Федерации от 22 января 2021 года № 22н. Кроме того, система непрерывного мониторинга уровня глюкокозы «Free Style Libre», позволяющая определять уровень глюкозы в межклеточной жидкости, а также датчик «Free Style Libre» не входят в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи, и перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года № 3053-р. Измерение уровня глюкозы крови определяется различными методами: тест-полосками на портативном глюкометре, посредством портативного индивидуального прибора суточного мониторинга гликемии, на лабораторном оборудовании в поликлинике по месту жительства больного в ежедневном режиме, на лабораторном оборудовании при стационарном обследовании пациента в профильном медицинском учреждении. Для контроля за уровнем глюкозы в крови дети обеспечиваются тест-полосками для определения уровня глюкозы в крови к глюкометру «One Touch Select plus». Из-за физиологических различий между интерстициальной жидкостью и капиллярной кровью результаты измерений уровня глюкозы в этих жидкостях могут не совпадать, особенно при быстрых изменениях уровня глюкозы в крови, например, после приема пищи, введения инсулина или физической нагрузки. Самая большая неточность при низких уровнях сахара. Медицинские специалисты разного уровня в дискуссии о медицинских факторах отмечают, что обеспечение непрерывными системами мониторинга глюкозы «FreeStyle Libre» не приведет к значимому снижению измерений традиционным способом самоконтроля глюкозы крови тест-полосками. Таким образом, обеспечение ими пациентов в рамках Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» невозможно. Министерством здравоохранения инициирование внесение изменений в Перечень изделий медицинского назначения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2021 года № 1199п «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 года», а именно внесены системы непрерывного мониторинга глюкозы. Решение о назначении и выписке льготных рецептов на указанные изделия медицинского назначения принимает лечащий врач с учетом характера заболевания, состояния пациента на момент осмотра, руководствуясь стандартами медицинской помощи. Министерством здравоохранения Саратовской области проводились организационные мероприятия по обеспечению пациентов датчиками (сенсорами) «FreeStyle Libre» для проведения непрерывного мониторирования глюкозы, в связи с чем был предпринят ряд действий, соответствующий определенному законодательством порядку. В настоящее время «Датчик системы мониторинга глюкозы Flash мониторинга глюкозы «FreeStyle Libre» имеется в наличии на Областное государственное учреждение «Саратовский аптечный склад» переходящим остатком на 2023 год. ФИО2 обеспечивается лекарственными средствами и средствами медицинского назначения в потребности и в соответствии с медицинскими показаниями, с учетом рекомендаций специалистов стационара и поликлиники в полном объеме. Лекарственные препараты выписывались в срок. На основании письма министерства здравоохранения Саратовской области от 12 августа 2022 года № 08-26/10862, приказов министерства здравоохранения Саратовской области от 28 октября 2022 № 2878 «Об организации взаимодействия для обеспечения несовершеннолетних граждан с заболеванием сахарный диабет 1 типа, проживающих в Саратовской области, датчиками для системы непрерывного мониторирования глюкозы», от 01 декабря 2022 года № 218-п «Об организации взаимодействия для обеспечения несовершеннолетних граждан с заболеванием сахарный диабет 1 типа, проживающих в Саратовской области, датчиками для системы непрерывного мониторирования глюкозы» в целях определения реальной медицинской потребности и эффективности использования проведена врачебная комиссия и организованно обеспечение ФИО2 датчиками для системы непрерывного мониторирования глюкозы (реестр обеспеченных рецептов прилагается). Вместе с тем, окончательное решение лечащего врача или врачебной комиссии соответствующей медицинской организации до настоящего времени отсутствует. Ланцеты обеспечивают прокалывание кожи для взятия образца крови. Указанное изделие медицинского назначения не включено в Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2018 года № 3053-р. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 утвержден Перечень групп населения и категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Исходя из Перечня, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 ФИО2, как ребенок-инвалид имеет право на бесплатное получение всех лекарственных средств, средств медицинской реабилитации. В данном пункте не указано право на бесплатное получение изделий медицинского назначения. Таким образом, по данному пункту у ФИО2 отсутствует право на бесплатное получение ланцетов. Диагноз ФИО2 относится к категории заболеваний диабет и согласно Приложению № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 он имеет право на получение всех лекарственных средств, этилового спирта (100 г в месяц), инсулиновых шприцов, шприцов типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, игл к ним, средств диагностики. Следовательно, и по данному пункту у ФИО2 отсутствует право на бесплатное получение ланцетов. Со стороны министерства здравоохранения Саратовской области были приняты все меры для обеспечения ФИО2 необходимыми льготными изделиями после поступления заявки, нарушения его прав не имелось. В соответствии с гражданским законодательством ответственность наступает при наличии вины и умысла, а в указанных обстоятельствах противоправных действий или бездействий ответчиком не совершено.

Информация о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела размещена на официальном сайте Кировского районного суда городаСаратова (http://kirovsky.sar.sudrf.ru/) (раздел судебное делопроизводство).

Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, с учетом наличия сведений об их надлежащем извещении о времени и месте слушания дела.

Заслушав объяснения участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; социальная защита, включая социальное обеспечение.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).

Как следует из положений пунктов 2, 3 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи; медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).

Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).

В состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон № 178-ФЗ) включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Пунктом 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ установлено, что Перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Кроме того, на основании статьи 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе: применением порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи;

Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 настоящего Федерального закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 715 утверждены Перечень социально значимых заболеваний и Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В Перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, сахарный диабет (коды заболеваний Е10-Е14).

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года № 2406-р в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, входят препараты для лечения сахарного диабета.

Согласно статье 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ полномочия в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, социальной поддержки ветеранов труда и др., в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам и т.д.

В соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ, органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение № 1). Согласно названному перечню право на получение лекарственных средств, Согласно названному перечню право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют граждане, страдающие лет социально значимым заболеванием - диабет.

В целях обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью на территории Саратовской области постановлением Правительства Саратовской области от 30 декабря 2021 года № 1199-П утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

Названная программа предусматривает, в том числе, предоставление гражданам, страдающим болезнями эндокринной системы, высокотехнологичной медицинской помощи.

Приказом Министерства здравоохранения Саратовской области от 11 марта 2015 года № 312 создана специальная рабочая группа, в функции которой входят разработка и при необходимости корректировка данного перечня.

Порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями бесплатно за счет средств областного бюджета регламентирован приложением № 6 к территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 30 декабря 2021 года № 1199-П.

Пунктом 7 данного приложения установлено, что жителям Саратовской области гарантируется оказание высокотехнологичной медицинской помощи при наличии показаний за счет средств областного бюджета, субсидии из федерального бюджета, средств ОМС (субвенции из бюджета ФОМС) в областных медицинских организациях третьего уровня в соответствии с нормативными правовыми актами министерства здравоохранения области. Высокотехнологичные виды медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, предоставляются жителям Саратовской области в плановом порядке за счет бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и средств федерального бюджета в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, наблюдается в государственном учреждении здравоохранения «Саратовская городская поликлиника № 2» с Ds: Сахарный диабет 1 типа с 2007 года, статус ребенок-инвалид установлен в 2007 году. В настоящее время ФИО2 находится на помповой инсулинотерапии.

Согласно выписке из медицинской карты амбулаторного больного ФИО2 болеет сахарным диабетов 1 типа с 2007 года. Заболевание началось с классических симптомов. С 2010 года находится на помповой инсулинотерапии хумалогом. Регулярно проходит госпитализацию в ДЭО УКБ 1 им. С.Р. Миротворцева. Последняя госпитализация в сентябре 2019 года, с установкой новой помпы Accu Check Spirit Combo. При предыдущих госпитализациях установлено осложнение – диабетическая полинейропатия. На данный момент находится на помповой инсулинотерапии Хумалогом: болюсный инсулин – п/з, п/о, п/у, п/2у – 1,8 – 1,6 – 1,8 – 1,8 ед 1 ХЕ соответственно. Базальный – 19-20 ед. Имеется сопутствующее заболевание – хронический аутоиммунный тиреоидит. Поступает на плановую госпитализацию для оценки метаболического статуса, коррекции дозы инсулинотерапии.

В период с 16 июня 2021 года по 02 июля 2021 года ФИО2 находилась в ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России» Университетская клиническая больница № 1 им. С.Р. Миротворцева.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается, в том числе с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Частью 14 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закреплено, что стандарт медицинской помощи разрабатывается на основе клинических рекомендаций, одобренных и утвержденных в соответствии с названной статьей, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения: 1) медицинских услуг, включенных в номенклатуру медицинских услуг; 2) зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения; 3) медицинских изделий, имплантируемых в организм человека; 4) компонентов крови; 5) видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания; 6) иного исходя из особенностей заболевания (состояния).

Клиническими рекомендациями являются документы, содержащие основанную на научных доказательствах структурированную информацию по вопросам профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, в том числе протоколы ведения (протоколы лечения) пациента, варианты медицинского вмешательства и описание последовательности действий медицинского работника с учетом течения заболевания, наличия осложнений и сопутствующих заболеваний, иных факторов, влияющих на результаты оказания медицинской помощи (пункт 23 части 1 статьи 2 приведенного федерального закона).

В разделе 3 «Лечение, включая медикаментозную и немедикаментозную терапии, диетотерапию, обезболивание, медицинские показания и противопоказания к применению методов лечения» Клинических рекомендаций «Сахарный диабет 1 типа у детей», утвержденных Минздравом России 2019 г., приведены основные компоненты лечения сахарного диабета 1 типа у детей (далее также - СД1), в том числе обучение самоконтролю и проведение его в домашних условиях.

Подразделом 3.3 «Самоконтроль» Клинических рекомендаций рекомендуется проведение у пациентов с сахарным диабетом 1 типа регулярного самоконтроля глюкозы с измерением глюкозы крови глюкометром с целью достижения оптимального гликемического контроля и снижения риска осложнений СД1. Самоконтроль проводится в домашних условиях с использованием индивидуальных глюкометров, а в условиях лечебно-профилактических учреждений глюкометрами для профессионального применения (многопользовательские, госпитальные), обладающими достаточной точностью измерения. Измерение глюкозы глюкометром может быть дополнено использованием непрерывного мониторирования глюкозы в реальном времени или флеш-мониторингом глюкозы (далее также - ФМГ), однако полностью не заменяет его, при этом частота измерения глюкозы глюкометром может быть меньше (комментарии).

В силу подраздела 3.6 «Непрерывное мониторирование глюкозы» Клинических рекомендаций в настоящее время НМГ в реальном времени и ФМГ используются как дополнение к традиционному самоконтролю и полностью не заменяют его. Однако рост точности измерений в современных системах НМГ позволяет значительно сократить частоту традиционного самоконтроля в пользу использования данных НМГ. Кроме того, согласно инструкции пользователя данные ФМГ могут быть использованы для принятия клинических решений, за исключением случаев гипогликемии, быстрого изменения гликемии или если симптомы не соответствуют показателям системы.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года № 3053-р утверждены перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.

Исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования, являющееся лабораторным методом исследования и медицинской услугой, в указанный перечень не включено.

Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно которому право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет. В Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения, при наличии диагноза «диабет» включены все лекарственные средства включены все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики.

В соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 30 декабря 2021 года № 1199-П утверждена территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, согласно которой, за счет бюджетных ассигнований областного бюджета, осуществляется: обеспечение пациентов, страдающих сахарным диабетом, системами непрерывного мониторинга глюкозы.

Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан:1) оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи; 2) назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

Согласно Клиническим рекомендациям «Сахарный диабет 1 типа у детей», системы НМГ измеряют глюкозу в интерстициальной жидкости непрерывно с частотой 5 - 15 минут с помощью устанавливаемых подкожно электродов (сенсоров). Доступные в настоящее время системы НМГ могут быть условно разделены на три категории: 1) НМГ в «слепом» режиме или так называемые профессиональные НМГ; 2) НМГ в реальном времени; 3) периодически сканируемый/просматриваемый НМГ - или Флеш-мониторинг глюкозы (ФМГ). Применение НМГ в реальном времени или ФМГ следует рассмотреть у пациентов при: HbA1 c выше индивидуального целевого показателя; тяжелые гипогликемии (1 раза за последний год); высокая вариабельность гликемии независимо от уровня HвA1c; частые эпизоды легкой гипогликемии; выраженное снижение качества жизни; время в целевом диапазоне менее 50% по данным НМГ.

Применение НМГ в реальном времени с функцией сигналов тревоги должно быть рассмотрено в следующих группах: дети, которые не могут сообщить о симптомах гипо- или гипергликемии; дети с нарушением восприятия гипогликемии; дети младше 4-х лет (в связи с противопоказаниями к использованию ФМГ).

В подраздел 2.2 «Лабораторные методы исследования» раздела 2 «Медицинские услуги для лечения заболевания, состояния и контроля за лечением» Стандарта включен код медицинской услуги A09.05.023.001 «Исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования».

Лекарственные средства, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов назначаются и выписываются в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 февраля 2007 года № 110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания», который вступил в силу 25 мая 2007 года. Данным Приказом утверждены, в частности, Инструкция о порядке назначения лекарственных средств, Инструкция о порядке назначения изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей инвалидов, а также формы рецептурных бланков и порядок их заполнения.

Таким образом, судом установлено, что имеющимися в материалах дела документами подтверждается нуждаемость ФИО2 в системе непрерывного мониторинга, медицинские показания для назначения непрерывного мониторинга глюкозы предусмотрены в Клинических рекомендациях Министерства здравоохранения Российской Федерации по лечению сахарного диабета 1 типа.

Частью 2 статьи 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определено, что врачебная комиссия создается в медицинской организации, в том числе в целях принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.

Из медицинской карты ФИО2 усматривается, что ей были выписаны рецепты на получение датчиков для НМГ «Free Style Libre», сервисного набор - к инсулиновой помпе картридж-система и инфузионная система, инсулина Фиасп, тест-полосок к One Touch Seleni Plus.

При этом, из материалов дела следует, что с момента заболевания мать несовершеннолетней ФИО9 самостоятельно приобретает ланцеты для глюкометра, спиртовые салфетки, сервисный набор, кетоновые полоски, рецепты не выписываются, в связи с чем нарушено право ребенка-инвалида на государственные гарантии в сфере охраны здоровья в части оказания бесплатной медицинской помощи.

Как на то указано ранее, постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен в том числе сахарный диабет, который диагностирован у ФИО2

К числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, среди которых «сахарный диабет», бесплатной медицинской помощи, к такому виду помощи относится контроль уровня глюкозы в крови, который в данном случае ребенку назначен, в том числе, с помощью шприц-ручек, ланцетов для глюкометра, спирта, тест-полоски для измерения уровня кетонов в крови.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года № 3053-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.

В Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, включены иглы инсулиновые; тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови; шприц-ручка; инфузионные наборы и резервуары к инсулиновой помпе.

Из представленных материалы дела доказательств, следует, что ФИО2 на всех этапах лечения, рекомендован так же регулярный самоконтроль уровня гликемии с помощью глюкометра. Самоконтроль гликемии - самостоятельное определение глюкозы крови пациентами в домашних условиях с помощью глюкометра (Клиническим рекомендациям «Сахарный диабет 1 типа у детей»). Рекомендуется проведение у пациентов с СД1 регулярного самоконтроля глюкозы с измерением глюкозы крови глюкометром с целью достижения оптимального гликемического контроля и снижения риска осложнений СД1. Самоконтроль проводится в домашних условиях с использованием индивидуальных глюкометров, а в условиях ЛПУ глюкометрами для профессионального применения (многопользовательские, госпитальные), обладающими достаточной точностью измерения. Измерение глюкозы глюкометром может быть дополнено использованием непрерывного мониторирования глюкозы (НМГ) в реальном времени или ФМГ, однако полностью не заменяет его, при этом частота измерения глюкозы глюкометром может быть меньше. Рекомендуется у пациентов с СД1 измерение глюкозы в крови с частотой от 6 до 10 раз в сутки с целью оптимизации самоконтроля и инсулинотерапии, снижения риска осложнений, улучшения показателей гликемического контроля. Рекомендуемое время и частота измерения глюкозы глюкометром должна быть индивидуализирована для каждого пациента с целью достижения оптимального гликемического контроля.

Алгоритм использования тест-полосок для определения содержания глюкозы в крови, заключается в том числе, в осуществлении прокола пальца ланцетом. Таким образом, при этом использование по назначению такого медицинского изделия, как глюкометр, невозможно без расходных материалов к нему, а именно без ланцетов, являющихся составной частью системы контроля уровня глюкозы в крови и требующих периодической замены. Вместе с тем, если ребенку-инвалиду рекомендована данная система контроля уровня глюкозы в крови, то обеспечение его расходными материалами к ней, без которых функционирование этой системы и применение ее по назначению невозможно, также должно осуществляться бесплатно, за счет соответствующих бюджетных средств, в противном случае гражданин фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

Из инструкции по применению датчика FreeStyleLibre, следует, что его установка требует спиртовой обработки участка поверхности кожи перед его установкой.

Согласно рекомендациям методического руководства Техника инъекции и инфузии при лечении сахарного диабета, перед выполнением инъекции/инфузии необходимо осмотреть соответствующий участок кожи и убедиться, инъекции/инфузия должны выполняться на чистом участке кожи чистыми руками. Дезинфекция может понадобиться в том случае, если участок кожи загрязнен или пациент находится в условиях, благоприятствующих переносу инфекции с рук выполняющего инъекцию (например, в медицинском учреждении). Если есть необходимость в нанесении дезинфицирующего средства, то следует дождаться полного высыхания такого средства перед инъекцией.

В соответствии с Приложением № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890, в отношении группы населения которым диагностировано заболевание «диабет», все лекарственные средства, а так же этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики, отпускаются по рецептам врачей бесплатно

В данном случае, право ребенка-инвалида ФИО2 на бесплатное получение шприц-ручек, ланцетов для глюкометра, средства дезинфекции (спирта этилового), тест-полосок для измерения уровня кетонов в крови и дальнейшее обеспечение ими было нарушено ответчиком – министерством здравоохранения Саратовской области, которым неоднократно истцу в таком обеспечении было отказано.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии правовых основании для удовлетворения исковых требований о признании незаконным бездействия министерства здравоохранения Саратовской области по необеспечению ФИО2 расходными одноразовыми медицинскими изделиями – ланцетами (наконечники для ручки-скарификатора), тест-полосками для определения кетонов в моче, одноразовыми иглами, сервисным набором, мониторингом глюкозы «Free Style Libre» и бездействия государственного учреждения здравоохранения «Саратовская городская поликлиника № 2», выразившееся в невыдаче ФИО2 рецептов на получение расходных одноразовых медицинских изделий – ланцетов (наконечники для ручки-скарификатора), тест-полосок для определения кетонов в моче, одноразовых игл, сервисного набора, мониторинга глюкозы «Free Style Libre», следовательно, о возложении на ответчиков обязанности своевременно выписывать рецепты на имя ФИО2 на получение расходных одноразовых медицинских изделий – ланцетов (наконечники для ручки-скарификатора), тест-полосок для определения кетонов в моче, одноразовых игл, сервисного набора, мониторинга глюкозы «Free Style Libre» до отмены инсулинотерапии и своевременно обеспечивать ФИО2 расходными одноразовыми медицинскими изделиями - ланцетами (наконечники для ручки-скарификатора), тест-полосками для определения кетонов в моче, одноразовыми иглами, сервисным набором, мониторингом глюкозы «Free Style Libre» до отмены инсулинотерапии.

Истцом также заявлено требование об обращении решения суда к немедленному исполнению.

Согласно части 1 статьи 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Обращая решение суда к немедленному исполнению, суд руководствуется положениями части 1 статьи 212 ГПК РФ и исходит из установленных фактических обстоятельств, свидетельствующих о нуждаемости ФИО2 в указанных средствах, с целью сохранения здоровья и обеспечения права ребенка-инвалида ФИО2 на государственные гарантии в сфере охраны здоровья в части оказания бесплатной медицинской помощи.

Суд приходит к выводу, что длительное отсутствие доступа несовершеннолетней к бесплатному обеспечению медицинскими изделиями, назначенными в соответствии с медицинскими показаниями и являющимся жизненно необходимыми, является исключительным обстоятельством, позволяющим обратить решение в части обеспечения медицинскими изделиями к немедленному исполнению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования заместителя прокурора Кировского района города Саратова в интересах несовершеннолетней ФИО2 к государственному учреждению здравоохранения «Саратовская городская поликлиника № 2», министерству здравоохранения Саратовской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие министерства здравоохранения Саратовской области, выразившееся в не обеспечении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, расходными одноразовыми медицинскими изделиями – ланцетами (наконечники для ручки-скарификатора), тест-полосками для определения кетонов в моче, одноразовыми иглами, сервисным набором, мониторингом глюкозы «Free Style Libre», в необходимом количестве (на 180 дней).

Признать незаконным бездействие государственного учреждения здравоохранения «Саратовская городская поликлиника № 2», выразившееся в невыдаче ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, рецептов на получение расходных одноразовых медицинских изделий - ланцетов (наконечников для ручки-скарификатора), тест-полосок для определения кетонов в моче, одноразовых игл, сервисного набора, мониторинга глюкозы «Free Style Libre», в необходимом количестве (на 180 дней).

Обязать государственное учреждение здравоохранения «Саратовская городская поликлиника № 2» своевременно выписывать рецепты на имя ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на получение расходных одноразовых медицинских изделий - ланцетов (наконечников для ручки-скарификатора), тест-полосок для определения кетонов в моче, одноразовых игл, сервисного набора, мониторинга глюкозы «Free Style Libre», в необходимом количестве до отмены инсулинотерапии.

Обязать министерство здравоохранения Саратовской области своевременно обеспечивать инвалида ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, изделиями медицинского назначения: расходными одноразовыми медицинскими изделиями - ланцетами (наконечники для ручки-скарификатора), тест-полосками для определения кетонов в моче, одноразовыми иглами, сервисным набором, мониторингом глюкозы «Free Style Libre», в необходимом количестве до отмены инсулинотерапии.

Решение обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Кировский районный суд города Саратова в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.А. Суранов

Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено 31 мая 2023 года.

Судья А.А. Суранов

2-1688/2023 ~ М-1152/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Информация скрыта
Прокуратура Кировского района г. Саратова
Ответчики
ГУЗ "Саратовская городская поликлиника № 2"
Министерство здравоохранения Саратвоской области
Другие
Зимина Елена Александровна
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Саратовской области
Министерство финансов Саратовской области
Суд
Кировский районный суд г. Саратова
Судья
Суранов Александр Алексеевич
Дело на сайте суда
kirovsky--sar.sudrf.ru
17.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.03.2023Передача материалов судье
24.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.04.2023Судебное заседание
17.04.2023Судебное заседание
28.04.2023Судебное заседание
11.05.2023Судебное заседание
24.05.2023Судебное заседание
31.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее