Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4179/2019 ~ М-3447/2019 от 22.07.2019

Дело № 2-4179/2019 27 декабря 2019 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Зайнулина А.В.,

при секретаре Яковлевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в городе Северодвинске гражданское дело по исковому заявлению Чекмарева ФИО7 к войсковой части 77360-Е, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» о признании права на компенсационную выплату, взыскании заработной платы,

установил:

Чекмарев ФИО8 обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» (далее – ФКУ «ОСК Северного флота») о признании права на компенсационную выплату, взыскании заработной платы.

В обоснование указал, что с 01.04.2010 работает в войсковой части 77360-Е в должности <данные изъяты>. С января 2019 года работодателем ему производится повышение должностного оклада как лицам гражданского персонала, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в размере 12 %. Ранее повышение должностного оклада составляло 24 %. Уменьшение размера компенсационной выплаты произведено ФКУ «ОСК Северного флота» на основании результатов специальной оценки условий труда, проведенной в 2018 году. Просил признать за ним право на повышение должностного оклада в связи с работой с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 24 %, а также обязать ответчика произвести расчет и выплату процентной надбавки за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 46 354 рубля 26 копеек (л.д. 3-5 т.1).

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена войсковая часть 77360-Е.

Истец Чекмарев М.Ю. о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, в суд не явился.

Представитель истца Лашин Н.Н. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал по доводам, изложенным в иске, пояснил, что требование о взыскании заработной платы заявлено за период с января 2019 года по июнь 2019 года.

Ответчики войсковая часть 77360-Е, ФКУ «ОСК Северного флота» о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, в суд своих представителей не направили (л.д.10-12 т.2).

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В ходе судебного заседания установлено, что истец 01.04.2010 принят на работу в войсковую часть 30905 (после переформирования и переименования – войсковая часть 77360-Е). В период ДД.ММ.ГГГГ истец работал в должности <данные изъяты>, а с 23.01.2019 осуществляет трудовую деятельность в должности <данные изъяты> (л.д. 6-19, 24-28 т.1).

По результатам специальной оценки условий труда в войсковой части 77360-Е, отчет о проведении которой утвержден 28.09.2018, итоговый класс условий труда на рабочих местах истца <данные изъяты> установлен 3.3 (л.д. 117 – 147 т.1).

Приказом командира войсковой части 77360-Е ..... предусмотрено повышение с 01.10.2018 должностных окладов работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе истцу – в размере 24 % (л.д. 20-23 т.1).

С января 2019 года ФКУ «ОСК Северного флота», осуществляющее финансовое обеспечение войсковой части 77360-Е, производит выплату истцу заработной платы с повышением должностного оклада за работу во вредных условиях труда на 12 % (л.д. 63-67 т.1).

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, сторонами не оспариваются и суд полагает их установленными.

Согласно части первой ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В силу ст. 349 Трудового кодекса РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с задачами указанных органов, учреждений и организаций для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации ..... введены новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений.

Во исполнение указанного постановления Правительства Российской Федерации приказом Министра обороны Российской Федерации ..... «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации ..... утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации (действовало в период спорных правоотношений и утратило силу 09.12.2019).

Указанным Положением в спорный период устанавливалась система оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций, которая включает: размеры должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок); условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера; условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера (п. 2 Положения).

Согласно п. 14 Положения к компенсационным выплатам, которые устанавливаются гражданскому персоналу воинских частей и организаций, относятся в том числе выплаты за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда.

В соответствии с пунктом 16 Положения гражданскому персоналу воинских частей и организаций, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются:

на работах с вредными условиями труда 1 степени – на 4 процента;

на работах с вредными условиями труда 2 степени – на 8 процентов;

на работах с вредными условиями труда 3 и (или) 4 степеней – на 12 процентов;

на работах с опасными условиями труда – на 24 процента.

Должностные оклады (тарифные ставки) повышаются гражданскому персоналу, на рабочих местах которого условия труда по результатам специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда) отнесены к вредным либо опасным условиям труда и отработавшему в этих условиях не менее половины установленной нормы рабочего времени.

Должностные оклады (тарифные ставки) гражданскому персоналу, занятому на работах, указанных в приложении № 1 к настоящему Положению, повышаются до проведения специальной оценки условий труда в следующих размерах:

на работах с вредными условиями труда – на 12 процентов;

на работах с опасными условиями труда – на 24 процента.

Аналогичные положения о выплате компенсационных выплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда предусмотрены в п. 4 приложении № 2 (Условия, размер и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации) к приказу Министра обороны РФ ....., вступившем в силу с 09.12.2019 и подлежащим применению вместо приказа Министра обороны Российской Федерации .....

Таким образом, Положением о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, действовавшим в период спорных правоотношений, а также условиями, размером и порядком осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, действующим в настоящее время, предусмотрено повышение должностных окладов гражданского персонала, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, по результатам специальной оценки условий труда.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

В силу ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться, в том числе, установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса – оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.

Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе:

1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;

2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет);

3) подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;

4) подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.

Материалами дела подтверждается, что в войсковой части 77360-Е в установленном законом порядке в 2018 году проведена специальная оценка условий труда.

Согласно картам специальной оценки условий труда № 3 (<данные изъяты>) и № 6 (<данные изъяты> по результатам специальной оценки условий труда на рабочем месте истца установлен итоговый класс (подкласс) условий труда 3.3 (л.д. 124, 125, 136, 137 т.1).

В ходе рассмотрения настоящего дела судом по ходатайству истца в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления работнику гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, фактических условий труда работника была назначена государственная экспертиза условий труда, производство которой поручено Министерству труда, занятости и социального развития Архангельской области (ст. 216.1 Трудового кодекса РФ).

Согласно заключению эксперта от ..... работа по проведению специальной оценки условий труда <данные изъяты> войсковой части 77360-Е соответствует требованиям Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Оснований не согласиться с заключением эксперта, наделенного в силу закона полномочиями по проведению государственной экспертизы условий труда, предупрежденного об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса РФ за дачу заведомо ложного заключения, у суда не имеется.

При этом суд учитывает также и то, что ранее, по результатам проведенной в 2013 году в войсковой части 77360-Е аттестации рабочих мест по условиям труда, класс условий труда на рабочем месте <данные изъяты> был установлен 3.3.

Таким образом, ни по результатам специальной оценки условий труда, ни по результатам ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда на рабочем месте истца не были установлены опасные условия труда.

При этом, в силу п. 16 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации (действовавшего в период спорный правоотношений и утратившего силу 09.12.2019), а также п. 4 Условий, размера и порядка осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (вступивших в силу с 09.12.2019) основанием для повышения должностного оклада на 24 % (как требует истец) является установление на рабочем месте именно опасных условий труда.

Ссылка истца на то, что трудовым договором и приказом командира войсковой части 77360-Е ..... ему установлено повышение должностного оклада на 24 % за работу с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, судом отклоняется, поскольку они не соответствует Положению о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации, утвержденному приказом Министра обороны Российской Федерации ..... (действовавшему в период спорный правоотношений и утратившему силу 09.12.2019), а также Условиям, размеру и порядку осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации ..... (вступившему в силу с 09.12.2019).

Войсковая часть 77360-Е является административно-хозяйственной единицей Вооруженных Сил Российской Федерации и относится к Министерству обороны Российской Федерации, которая финансируется за счет бюджетных средств Российской Федерации, следовательно, объем, условия, размер и порядок выплаты работникам указанной войсковой части заработной платы, в том числе компенсационных и стимулирующих выплат определяется приказами Министра обороны Российской Федерации.

При этом командир войсковой части 77360-Е не наделен полномочиями распоряжаться бюджетными средствами, в том числе устанавливать повышенные размеры оплаты труда гражданскому персоналу войсковой части, в нарушение положений утвержденных приказами Министра обороны Российской Федерации.

Кроме того, суд учитывает, что осуществляемая в настоящее время истцу компенсационная выплата (повышение должностного оклада на 12 %) не противоречит требованиям ст. 147 Трудового кодекса РФ, которая устанавливает только минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляющий 4 процента тарифной ставки (оклада).

При данных обстоятельствах оснований для удовлетворения требований истца о признании за ним права на повышение должностного оклада в связи с работой с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 24 % и взыскании невыплаченной заработной платы за период с января по июнь 2019 года суд не находит.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении требований Чекмарева ФИО9 к войсковой части 77360-Е, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» о признании права на компенсационную выплату, взыскании заработной платы отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде через Северодвинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

     А.В. Зайнулин

В окончательной форме решение принято 27.12.2019.

2-4179/2019 ~ М-3447/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Чекмарев Максим Юрьевич
Ответчики
ФКУ "Объединенное стратегическое командование Северного флота"
войсковая часть 77360-Е
Другие
Лашин Николай Николаевич
Суд
Северодвинский городской суд Архангельской области
Судья
Зайнулин А.В.
Дело на странице суда
seversud--arh.sudrf.ru
22.07.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.07.2019Передача материалов судье
23.07.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.07.2019Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
11.09.2019Предварительное судебное заседание
17.10.2019Судебное заседание
13.12.2019Производство по делу возобновлено
27.12.2019Судебное заседание
27.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.01.2020Дело оформлено
21.02.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее