Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-20/2023 (2-281/2022;) ~ М-257/2022 от 21.11.2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

<адрес> 16 марта 2023 года

     Шурышкарский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Балакиной С.В., при секретаре судебного заседания ФИО2, с участием прокурора ФИО3, представителя ответчика ФИО6, представителя третьего лица ФИО4, при рассмотрении гражданского дела г. по иску прокурора <адрес>, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> об устранении нарушений законодательства, направленного на обеспечение пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> ЯНАО, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском (с учетом его уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ) к администрации <адрес> (далее–Администрация). В обоснование требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой района совместно с отделом надзорной деятельности и профилактической работы <адрес> управления надзорной деятельности и профилактической работу ГУ МЧС России по ЯНАО проверки исполнения законодательства при подготовке к пожароопасному сезону населенного пункта <адрес> установлено, что здания и сооружения <адрес> по адресу: <адрес>,2,4,6-а, <адрес> не обеспечены требуемым противопожарным водоснабжением, имеющиеся пожарные водоемы в <адрес> не обеспечены необходимым запасом воды на цели пожаротушения не менее 54 кубических метров, и имеют запас воды в 48 куб.м., что нарушает права неопределенного круга лиц, а также требования федерального законодательства по обеспечению пожарной безопасности населения, в связи с чем просил требования удовлетворить.

В судебное заседание не явились извещенные надлежащим образом представитель 3-го лица – администрации <адрес>, представитель департамента природных ресурсов и экологии <адрес>, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд, с учетом мнения лиц участвующих в деле, считает возможным рассмотрение дела в отсутствии неявившихся лиц.

В судебном заседании прокурор ФИО5, настаивал на удовлетворении иска по основаниям, изложенным в нем и в заявлении об уточнениях исковых требований.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО6 исковые требования прокурора признала частично, суду пояснила, что в настоящее время нет необходимости доведения существующих объемов воды 48 куб.м., в имеющихся пожарных водоемах в <адрес>, до 54 куб.м., не является целесообразным, ввиду того, что запланированная установка пожарных водоемов по <адрес>, будет обеспечивать нахождение всех пожарных водоемов в радиусе 150-200 м.. Не отрицала отсутствие необходимых пожарных водоемов по адресам: <адрес>, которые внесены в план мероприятий по обеспечению указанных улиц пожарными водоемами, что находится в стадии исполнения, и включены в «дорожную карту» со сроком исполнения до 2030 года.

Представитель ГУ МЧС России ФИО4, поддержал требования прокурора, просил суд их удовлетворить в полном объеме, так как выявленные нарушения требований пожарной безопасности на территории <адрес>, являются существенными и влияют на пожарную безопасность населения. Указал, что запас воды в резервуарах должен соответствовать требуемым нормам, рассчитанным по плотности населения и застройки, при этом в расчет этих норм не берется наличие вблизи природных источников воды, а также то, что установлен срок исполнения по дорожной карте.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора <адрес>, подлежащими удовлетворению частично, по следующим обстоятельствам.

Согласно ч.3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ, под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

Исходя из ст. 10 этого же Федерального закона, финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с названным Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.

В статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ закреплено, что пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Часть 2 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ обязывает руководителей организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных.

Частью 3 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ установлено, что руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут (часть 1 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ): собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -П на территории <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлен период пожароопасного сезона.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 62 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее федеральный закон №123-ФЗ), здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

Часть 3 ст. 68 Федерального закона № 123-ФЗ предусматривает, что территории населенных пунктов должны быть оборудованы наружным противопожарным водопроводом, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений. При этом расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания и сооружения.

В соответствии с ч. 4 ст. 68 Федерального закона № 123-ФЗ допускается предусматривать наружное противопожарное водоснабжение от водных объектов и (или) пожарных резервуаров для населенных пунктов с числом жителей до 5000 человек; отдельно стоящих зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2, Ф3, Ф4 объемом до 1000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема), расположенных в населенных пунктах, не имеющих кольцевого наружного противопожарного водопровода; зданий и сооружений класса функциональной пожарной опасности Ф5 с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 15 литров в секунду; складов грубых кормов объемом до 1000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема).

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, устанавливающие требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности (далее – Правила ).

В соответствии с пунктом 75 Правил органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности».

Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 225 утвержден свод правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности" (далее – свод Правил 8.13130)

Согласно п. 10.1-10.4 свода Правил 8.13130 Перечень объектов защиты, для которых наружное противопожарное водоснабжение допускается предусматривать из пожарных резервуаров и водоемов, установлен Техническим регламентом. При этом отбор воды на тушение пожара предусматривается непосредственно из указанных водоисточников насосами пожарных автомобилей (мотопомпами). Объем пожарных резервуаров и водоемов надлежит определять исходя из расчетного расхода воды на наружное пожаротушение и продолжительности тушения пожара. Количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение. Расстояние между пожарными резервуарами или искусственными водоемами следует принимать в соответствии с пунктом 10.4 настоящего Свода правил, при этом подача воды в любую точку пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов. Пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе при заборе воды насосами пожарных автомобилей - 200 м.

Как достоверно установлено, и данное не оспаривается сторонами, в селе Азовы, имеющиеся пожарные водоемы не обеспечены требуемым запасом воды, на цели пожаротушения вместо требуемых 54 куб.м., резервуары имеют по 48 куб.м. воды.

Данные факты подтверждаются информацией отдела надзорной деятельности и профилактической работы по МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, другими исследованными материалами дела.

Как указано в иске и в предписании надзорного органа, пожарные водоемы по адресам: <адрес> не установлены, в связи с чем, неисполнение ответчиком требований пожарной безопасности ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, в том числе жителей указанных населенных пунктов, в случае возникновения пожара.

В соответствии со ст.ст. 1, 2, 11 ГК РФ, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 ГК РФ. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что обязание администрации исполнить в интересах неопределенного круга лиц требования пожарной безопасности, закрепленные в федеральном законодательстве может быть обеспечено судебным решением.

Невыполнение администрацией требований пожарной безопасности по обеспечению новых участков застройки пожарными водоемами, нарушает права неопределенного круга лиц, так как это может повлечь причинение материального ущерба, вреда здоровью граждан, угрожать их жизни, привести к уничтожению имущества, в связи с чем, суд считает необходимым исковые требования прокурора <адрес> в части обеспечения территорий новой застройки по адресу: <адрес> пожарными водоемами удовлетворить и возложить на администрацию эту обязанность.

Оценивая заявленные требования прокурора о доведении существующих объемов запасов воды на цели пожаротушения в двух пожарных водоемов в <адрес> суд приходит к выводу об отказе в их удовлетворении, ввиду того, что имеющиеся пожарные водоемы, функционируют, находятся в исправном состоянии, недостающий объем воды составляет в пределах 4-8 куб.м., и является незначительным, и установление новых пожарных водоемов, вместо имеющихся является нецелесообразным. Кроме этого, установление пожарных водоемов по <адрес>, обеспечат нахождение пожарных водоемов в радиусе 150-200 метров,

При вынесении решения суда о возложении обязанности совершить какие-либо действия, суд обязан разрешить вопрос о сроке исполнения установленной обязанности.

Анализируя изложенное, с учетом обстоятельств дела, мнения участников процесса, суд приходит к выводу об установлении срока для исполнения решения суда в част удовлетворенных требований, до ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░, <░░░░░>, ░ ░░░░░░:

- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.

░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░)         ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░ ░░░░░:

░░░░░:              ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░.░░.░░░░.

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

2-20/2023 (2-281/2022;) ~ М-257/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокуратура Шурышкарского района
Ответчики
Администрация МО Шурышкарский район
Другие
Администрация с. Азовы
Отдел надзорной деятельности и профилактической работы Шурышкарского района УНДиПР ГУ МЧС России по ЯНАО
Департамент природных ресурсов и экологии ЯНАО
Главное Управление МЧС России по ЯНАО
Суд
Шурышкарский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Балакина Светлана Васильевна
Дело на сайте суда
shuryshkarsky--ynao.sudrf.ru
21.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.11.2022Передача материалов судье
25.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.11.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.12.2022Предварительное судебное заседание
25.01.2023Судебное заседание
08.02.2023Судебное заседание
28.02.2023Судебное заседание
16.03.2023Судебное заседание
31.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.07.2023Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее