Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-645/2023 (2-7048/2022;) ~ М-7641/2022 от 16.12.2022

Дело

УИД 27RS0-82

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>                                                                                23 марта 2023 года

Индустриальный районный суд <адрес>,

в составе председательствующего судьи Казак М.П.,

с участим:

представителя истца ФИО2

представителя ответчика АО "Хабаровский судостроительный завод" ФИО3

представителей ответчика Муниципальное образование "<адрес> "<адрес>" ФИО4, ФИО5,

представителя ответчика МТУ Росимущества ФИО7

при ведении протокола с/з помощником судьи ФИО6

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хабаровского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах к АО "Хабаровский судостроительный завод", Муниципальное образование "<адрес> "<адрес>" в лице Администрации <адрес>, МТУ Росимущества в <адрес> и ЕАО с привлечением к участию в деле третьим лицом не заявляющим самостоятельных требований ГУ МЧС России по <адрес> в лице УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес>

об обязании обеспечить наличие пригодного для укрытия работников наибольшей работающей смены АО "Хабаровский судостроительный завод" защитного сооружения гражданской обороны,

                    УСТАНОВИЛ:

Хабаровской прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах обратился в Индустриальный районный суд <адрес> с иском к АО "Хабаровский судостроительный завод» об обязании обеспечить наличие пригодного для укрытия работников наибольшей работающей смены АО "Хабаровский судостроительный завод" защитного сооружения гражданской обороны. Требование прокурора мотивированы тем, что во исполнение п. 1.2 решения коллегии прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О состоянии законности и результатах проверки в сфере использования, распоряжения государственным и муниципальным имуществом», п.п. 1, 2.1 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса» был осуществлен сбор и анализа сведений, характеризующих состояние законности в сфере оборонно-промышленного комплекса, в том числе, по вопросам обеспечения готовности защитных сооружений гражданской обороны, в ходе проведения которого были выявлены факты ненадлежащего исполнения предусмотренных в данной сфере обязанностей со стороны АО «Хабаровский судостроительный завод», выразившиеся в необеспечении Заводом пригодного для укрытия работников наибольшей работающей смены АО «ХСЗ» защитного сооружения гражданской обороны.

Задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

В соответствии со ст.ст. 1 Федерального закона № 28-ФЗ гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Мероприятиями по гражданской обороне являются организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В свою очередь, требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и. иными нормативными правовымиактами Российской Федерации.

Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны является одной из основных задач в области гражданской обороны (ст. 2 Федерального закона № 28-ФЗ).

В силу п. 2 ст. 4 Федерального закона № 28-ФЗ подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.

Так, правила создания в мирное время, период мобилизации и военное время на территории Российской Федерации убежищ и иных объектов гражданской обороны определены соответствующим порядком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии с п.п. 2 и 3 Порядка к объектам гражданской обороны относятся, в том числе, убежища - защитные сооружения гражданской обороны, предназначенные для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах. Убежища создаются, в частности, для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской

обороне и расположенной на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне.

Организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны, а также обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию (п. 10 Порядка).

Создание объектов гражданской обороны осуществляется за счет приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также строительства этих объектов. В качестве объектов гражданской обороны также могут использоваться объекты, предназначенные для обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 12 Порядка).

При этом в силу п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ , организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют такие основные мероприятия по предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты, как сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в ведении организаций, а также строительство защитных сооружений гражданской обороны для работников организаций в соответствии с Порядком.

Более того, п.п. 3, 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , напрямую закреплено, что, в том числе, организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне. При этом одним из основных мероприятий по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, является строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем.

АО «ХСЗ» включено в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, утвержденный приказом Минпромторга России от ДД.ММ.ГГГГ , является исполнителем заданий в рамках государственного оборонного заказа.

Кроме того, по информации ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Обществу присвоена вторая категория по гражданской обороне. Одновременно с этим, согласно абз. 7 разд. 1 муниципальной программы городского округа «<адрес>» «Защита населения и территории городского округа «<адрес>» от чрезвычайных ситуаций на 2021-2025 годы», утвержденной постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , <адрес> отнесен к первой группе по гражданской обороне.

Вместе с тем, в ходе осуществления режимной прокуратурой надзорных мероприятий установлено, что АО «ХСЗ» не обеспечено наличие пригодного для укрытия работников наибольшей работающей смены Завода защитного сооружения гражданской обороны.

Так, согласно актам от ДД.ММ.ГГГГ об инвентаризации, оценке содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны №, 284-28 и 285-28, вошедших в перечень объектов имущественного комплекса ФГУП «Хабаровский судостроительный завод», не подлежащих приватизации, указанные защитные сооружения к приему укрываемых не готовы, что дополнительно подтверждается письмом АО «ХСЗ» от ДД.ММ.ГГГГ и предписанием УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Таким образом, АО «ХСЗ» ненадлежащим образом исполняются обязанности в области гражданской обороны, что, с учетом расположения Завода в черте <адрес>, на территории которого расположено более 27 тысяч предприятий, учреждений и организаций, в том числе 62 взрывопожароопасных и химически опасных объекта, что обуславливает потенциальную угрозу жизни и безопасности персонала, может повлечь реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также может создать предпосылки для срыва сроков исполнения заданий оборонного заказа, а следовательно, привести к нарушению прав и интересов Российской Федерации в сфере обороны и безопасности государства.

В силу статей 2, 20, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.

Ссылаясь на указанное, прокурор просил обязать АО «Хабаровский судостроительный завод» в течение года с момента вынесения решения суда обеспечить наличие пригодного для укрытия работников наибольшей работающей смены АО «Хабаровский судостроительный завод» защитного сооружения гражданской обороны.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Муниципальное образование «городской округ «<адрес>» в лице Администрации <адрес>, МТУ Росимущества в <адрес> и ЕАО, третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований ГУМСЧ России по <адрес> в лице УНД и ПРГУМЧС России по <адрес>.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора ФИО2 требования прокурора поддержала в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила требования удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика АО "Хабаровский судостроительный завод" ФИО3 иск не признал, указав о том, что несмотря на присвоение АО «Хабаровский судостроительный завод» второй группы по гражданской обороне, завод не является исполнителем заданий в рамках государственного оборонного заказа. Ранее на заводе имелись защитные сооружения, однако при приватизационных мероприятиях защитные сооружения не были переданы заводу ни в собственность, ни в оперативное управление, а после наводнения 2013 г. они вовсе пришли в негодность – часть затоплена до настоящего времени, часть разрушено и их восстановление не возможно. Единственное защитное сооружение, которое возможно восстановить находится на территории ООО «Фирма «Лорен». Не отрицает вынесение АО «ХСЗ» предписания о приведении указанных защитных сооружений в пригодное для укрытия работников завода, однако указанные защитные сооружения на балансе завода не значатся, при этом отсутствует финансовая возможность. Поскольку в настоящее время АО «ХСЗ» является организацией, которая категорирована по гражданской обороне ответчиком будут предприняты все необходимые меры для обеспечения пригодного для укрытия работников наибольшей работающей смены защитного сооружения гражданской обороны, однако прокурором не установлено какой объем работ необходимо выполнить для восстановления объектов защиты до состояния, соответствующего его назначению как убежища и кем эти работы должны выполняться, поскольку действующее законодательство относит защитные сооружения гражданской обороны к федеральной собственности. Так же просил учесть, что общая численность наибольшей рабочей смены составляет 16 человек, в настоящее время АО «ХСЗ» находится в крайне сложном финансовом положении, общество находится в стадии банкротства, по сводному исполнительному производству АО «ХСЗ» имеет долг на общую сумму 183 376 718, 99 рублей, что препятствует возможности исполнении требований прокурора в требуемый срок. В случае удовлетворения требований просит установить для АО «ХСЗ» срок для обеспечения наличия пригодного для укрытия работников наибольшей работающей смены АО «ХСЗ» защитного сооружения гражданской обороны до ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании представители ответчика Муниципальное образование "<адрес> "<адрес>" ФИО4, ФИО5, каждый в отдельности просили в удовлетворении требований к Администрации <адрес> отказать, поскольку администрация <адрес> является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Из дополнительных пояснений представителя ФИО4 в судебном заседании следует, что защитные сооружения гражданской обороны, находящиеся на территории АО «ХСЗ» в муниципальную собственность не передавались. Спорные защитные сооружения являются государственной собственностью, состоят в казне РФ. Считает, что МТУ Росимущества в <адрес> и <адрес> как на органе, осуществляющем правомочия собственника в отношении федерального имущества, лежит обязанность по поддержанию спорных объектов в пригодном для эксплуатации состоянии. Просил отказать в удовлетворении требований к администрации <адрес> в полном объеме.

В судебном заседании представителя ответчика МТУ Росимущества ФИО7 поддержала требования прокурора ссылаясь на доводы, изложенные в письменном отзыве. Дополнительно пояснила о том, что в реестр федерального имущества в составе государственной казны Российской Федерации учтены защитные сооружение гражданской обороны с инв. ; по адресу: <адрес> инв. по адресу <адрес>. Вышеуказанные ЗС ГО вошли в перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса Федерального государственного унитарного предприятия «Хабаровский судостроительный завод». В связи с чем, письмом от ДД.ММ.ГГГГ No 8085.1-08 МТУ обратилось в адрес АО «ХСЗ» по вопросу заключения договора ответственного хранения и использования вышеуказанными ЗС ГО. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ No 4922-018 от АО «ХСЗ» получен отказ, ввиду отсутствия денежных средств на содержание. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ No 806.1-08 отделом направлен повторный запрос по вопросу заключения договора ответственного хранения и пользования вышеуказанными ЗС ГО. Согласно информации Комитета <адрес> по гражданской защите и Главного управления МЧС России по <адрес>, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ No 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», АО «ХСЗ» является организацией, которая категорирована по гражданской обороне и не обеспечена ЗС ГО для укрытия работающей смены. Согласно паспортам защитных сооружений, объекты являются «убежищами» и предназначены для укрытия сотрудников предприятий, учреждений, т.е. юридических лиц, а в свою очередь юридические лица могут самостоятельно защищать свои права и законные интересы. Считает, что АО «Хабаровский судостроительный завод» обязан обеспечить наличием пригодного для укрытия работников наибольшей работающей смены АО "Хабаровский судостроительный завод" защитного сооружения гражданской обороны,

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований ГУМСЧ России по <адрес> в лице УНД и ПРГУМЧС России по <адрес> о дате и ввременипроведения судебного заседания извещались надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили, направив в адрес суда письменные пояснения по делу из содержания, которых следует, что в соответствии с пунктом 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной     защиты, являютсястроительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем. В соответствии с пунктом 2 раздела II Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утв. приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ , содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.Акционерному обществу «Хабаровский судостроительный завод» необходимо укрывать максимальную по численности, работающую в военное время смену работников своей организации.Условия содержания защитных сооружений гражданской обороны инв. №, 28-284, 28-285 не отвечают требованиям Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ , не готовы к приему укрываемых.ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения плановой выездной проверки за соблюдением обязательных требований в области гражданской обороны выявлены нарушения обязательных требований, предъявляемых к условиям содержания защитных сооружений. По результатам проверки Акционерному обществу «Хабаровский судостроительный завод» выдано предписание об устранении выявленных нарушений. В настоящее время имеется действующее предписание об устранении нарушений обязательных требований , срок устранения в котором установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено при настоящей явке.

Заслушав явившихся в судебное заседание участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу положений ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации или прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав, свобод и законных интересов граждан осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

В соответствии со ст.ст. 1 Федерального закона № 28-ФЗ гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Мероприятиями по гражданской обороне являются организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В свою очередь, требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и. иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны является одной из основных задач в области гражданской обороны (ст. 2 Федерального закона № 28-ФЗ).

В силу п. 2 ст. 4 Федерального закона № 28-ФЗ подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.

Так, правила создания в мирное время, период мобилизации и военное время на территории Российской Федерации убежищ и иных объектов гражданской обороны определены соответствующим порядком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту Порядка).

В соответствии с п.п. 2 и 3 Порядка к объектам гражданской обороны относятся, в том числе, убежища - защитные сооружения гражданской обороны, предназначенные для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах.

В соответствии с п.4 порядка, для укрытия населения используются имеющиеся защитные сооружения гражданской обороны и (или) приспосабливаются имеющиеся защитные сооружения гражданской обороны в период мобилизации и в военное время заглубленные помещения и другие сооружения подземного пространства, включая метрополитены.

Организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны, а также обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию (п. 10 Порядка).

Убежища создаются, в частности, для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне и расположенной на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне.

Создание объектов гражданской обороны осуществляется за счет приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также строительства этих объектов.

В качестве объектов гражданской обороны также могут использоваться объекты, предназначенные для обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 12 Порядка).

В настоящее время основные требования, предъявляемые к защитным сооружениям гражданской обороны, установлены сводом правил СП 88.13330.2014 «СНиП П-11-77* защитные сооружения гражданской обороны» и приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время» (с учетом дополнений и изменений, внесенных приказом от ДД.ММ.ГГГГ N 499).

Согласно п.4.9 Свода правил СП 88.13330.2014 вместимость защитных сооружений определяется суммой мест для сидения (на первом ярусе нар) и лежания (на втором и третьих ярусах нар) и составляет, как правило, для убежищ не менее 150 человек. Проектирование убежищ меньшей вместимости допускается в исключительных случаях с разрешения территориальных органов МЧС России.

Пунктом 4.12 Свода правил 88.13330.2014 установлено, что убежища следует располагать в местах наибольшего сосредоточения укрываемых. Радиус сбора укрываемых должен составлять не более 500 м. В отдельных случаях он может быть увеличен до 1000 метров по согласованию с территориальными органами МЧС России.

В соответствии с пунктом 2 раздела II Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утв. приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ , содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

При этом в силу п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ , организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют такие основные мероприятия по предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты, как сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в ведении организаций, а также строительство защитных сооружений гражданской обороны для работников организаций в соответствии с Порядком.

Более того, п.п. 3, 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , напрямую закреплено, что, в том числе, организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне. При этом одним из основных мероприятий по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, является строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем.

В судебном заседании установлено, что АО «Хабаровский судостроительный завод» включен в сводный реестр организаций оборонно- промышленного комплекса, утвержденный приказом Минпромторга России от ДД.ММ.ГГГГ и является исполнителем заданий в рамках государственного оборонного заказа, доказательствами обратного суд не располагает. Суд не принимает доводы представителя ответчика о том, что в настоящее время АО «ХСЗ» не имеет заданий в рамках государственного оборонного заказа, поскольку отсутствие заданий в рамках государственного оборонного заказа не влечет автоматического исключения из сводного реестра организаций оборонно- промышленного комплекса, утвержденного приказом Минпромторга России от ДД.ММ.ГГГГ .

Помимо этого по информации ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Хабаровский судостроительный завод» присвоена вторая категория по гражданской обороне.

Согласно абз. 7 разд. 1 муниципальной программы городского округа «<адрес>» «Защита населения и территории городского округа «<адрес>» от чрезвычайных ситуаций на 2021-2025 годы», утвержденной постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , <адрес> отнесен к первой группе по гражданской обороне.

Таким образом, в силу положений вышеприведенных правовых норм Акционерное общество «Хабаровский судостроительный завод» обязан обеспечить наличием пригодным для укрытия работников наибольшей работающей смены защитным сооружением гражданской обороны.

Из справки б/н от ДД.ММ.ГГГГ следует, что среднее значение максимальной рабочей смены АО «ХСЗ» за период с 2017 по 2022 г. составляет 579 человек. т

Реестр федерального имущества в составе государственной казны Российской Федерации учтены защитные сооружение гражданской обороны с инв. ; по адресу: <адрес> инв. по адресу <адрес>, которые вошли в перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса Федерального государственного унитарного предприятия «Хабаровский судостроительный завод».

Однако указанные защитные сооружения гражданской обороны (инв. №, 28-284 и ) ни в собственность учреждения, ни на ответственное хранение не передавались.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ No 8085.1-08 МТУ обращалось в адрес АО «ХСЗ» по вопросу заключения договора ответственного хранения и пользования вышеуказанными ЗС ГО, однако Общество оказалось принимать данные объекты ссылаясь на отсутствие финансирования.

Из актов инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО (убежища, ПРУ, укрытия) №, 284-28 и от ДД.ММ.ГГГГ вошедших в перечень объектов имущественного комплекса ФГУП «Хабаровский судостроительный завод» и не подлежащих приватизации, указанные защитные сооружения к приему укрываемых не готовы, при этом восстановление убежищ и 284-28 не возможно; восстановление и использование ЗС ГО убежища по предназначению, укрытию наибольшей работающей смены возможно, при условии капитального ремонта.

ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> плановой выездной проверки за соблюдением обязательных требований в области гражданской обороны выявлены нарушения обязательных требований, предъявляемых к условиям содержания защитных сооружений. По результатам проверки Акционерному обществу «Хабаровский судостроительный завод» выдано предписание об устранении выявленных нарушений, однако предписание АО «ХСЗ» не выполнено.

Таким образом, имеющиеся на территории АО «ХСЗ» защитные сооружения ГО не отвечают требованиям Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ и не готовы к приему укрываемых, что подтверждается указанными актами и предписанием УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> об устранении нарушений обязательных требований в области гражданской обороны от ДД.ММ.ГГГГ. Указанное предписание ответчиком в установленном порядке не было оспорено.

Указанные факты были так же установлены в ходе проверки, проведенной прокуратурой <адрес>, что явилось основанием для обращения с настоящим иском в суд.

Действующее законодательство относит защитные сооружения гражданской обороны к федеральной собственности.

Между тем, согласно информации Комитета <адрес> по гражданской защите и Главного управления МЧС России по <адрес>, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ No 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», АО «ХСЗ» является организацией, которая категорирована по гражданской обороне и не обеспечена ЗС ГО для укрытия работающей смены.

Исходя из буквального толкования понятия объектов защитного сооружения гражданской обороны, указанные объекты предназначаются для укрытия сотрудников предприятий, учреждений, т.е. в том числе юридических лиц, которые в свою очередь могут самостоятельно защищать свои права и законные интересы.

В связи с чем, суд признает что АО «ХСЗ», как юридическое лицо, обязано самостоятельно защищать права и законные интересы своих сотрудников.

Суд не принимает доводы представителя АО «ХСЗ» о том, что единственное защитное сооружение, которое возможно восстановить находится на территории ООО «Фирма «Лорен», поскольку настоящий иск не содержит требования об обязании восстановления АО «ХСЗ» работоспособности вышеуказанных объектов защитного сооружения, а содержит требования об обеспечении наличия пригодного для укрытия работников наибольшей работающей смены АО «Хабаровский судостроительный завод» защитного сооружения гражданской обороны, поскольку с учетом расположения завода в черте <адрес>, на территории которого расположено более 27 тысяч предприятий, учреждений и организаций, в том числе 62 взрывопожароопасных и химически опасных объекта, что обуславливает потенциальную угрозу жизни и безопасности персонала, может повлечь реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также может создать предпосылки для срыва сроков исполнения заданий оборонного заказа, а следовательно, привести к нарушению прав и интересов Российской Федерации в сфере обороны и безопасности государства.

Факт отсутствия бюджетного финансирования ответчика АО «ХСЗ» на соответствующие цели не может служить основанием для отказа в удовлетворении законных требований прокурора, направленных на защиту государственных интересов.

Оценив представленные сторонами доказательства в порядке, установленном ст. 67 ГПК РФ, принимая во внимание, что на день вынесения решения АО «Хабаровский судостроительный завод» не утратил статус по гражданской обороне в соответствии с письмом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ присвоена вторая категория, объем указанных в предписании территориального отдела несоответствий ответчиком не оспорен, доказательств полного или частичного устранения перечисленных недостатков не представлено, суд приходит к выводу, что АО «ХСЗ» обязано обеспечить наличие пригодного для укрытия работников наибольшей работающей смены АО «Хабаровский судостроительный завод» защитного сооружения гражданской обороны.

Доказательств того, что АО «ХСЗ» предпринимает необходимые меры к обеспечению наличия пригодного для укрытия работников наибольшей работающей смены защитного сооружения, суду не представлено.

Таким образом, требования прокурора, предъявленные к АО «ХСЗ» подлежат удовлетворению в полном объеме.

Поскольку требования прокурора направлены на защиту интересов Российской Федерации, суд, руководствуясь ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом финансового положения ответчика, считает необходимым установить ответчику срок обеспечения наличия пригодного для укрытия работников наибольшей работающей смены АО «ХСЗ» защитного сооружения гражданской обороны – в течение 24 месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу, полагая указанный срок разумным и достаточным для выполнения указанных мероприятий

    На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-198, 56 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ "░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░" ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░ 24 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

    ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░                        ░.░. ░░░░░

2-645/2023 (2-7048/2022;) ~ М-7641/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Хабаровский прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах
Ответчики
МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО
Администрация города Хабаровоска
АО "Хабаровский судостроительный завод"
Другие
ГУ МЧС России по Хабаровскоум краю
Суд
Индустриальный районный суд г. Хабаровска
Судья
Казак М.П.
Дело на сайте суда
industrialny--hbr.sudrf.ru
16.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.12.2022Передача материалов судье
21.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.01.2023Подготовка дела (собеседование)
25.01.2023Подготовка дела (собеседование)
25.01.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
08.02.2023Предварительное судебное заседание
01.03.2023Судебное заседание
23.03.2023Судебное заседание
14.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.11.2023Дело оформлено
29.11.2023Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее