УИД 60RS0025-01-2024-000468-72 Дело № 2-266/2024
Решение
Именем Российской Федерации
31 июля 2024 года п. Струги Красные
Стругокрасненский районный суд Псковской области в составе судьи Богдановой Е.В.,
при секретаре Халдиной Я.В.,
с участием истца ст.помощника прокурора Струго-Красненского района Псковской области Нинуа С.С., представителя ответчика МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа» Поповой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению и.о. прокурора Струго-Красненского района Псковской области в интересах неопределённого круга лиц к МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа» и Администрации Струго-Красненского муниципального округа об обязании оборудовать учреждение системой оповещения,
установил:
И.о. прокурора Струго-Красненского района обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением указывая, что Прокуратурой района по поручению прокуратуры области проведена проверка деятельности должностных лиц МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа» на предмет исполнения требований законодательства о противодействии терроризму.
По результатам проверки установлено, что в нарушение требований указанного законодательства учреждение не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, несмотря на отражение в паспорте безопасности объекта указанного мероприятия как обязательного для обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности образовательного учреждения.
Данное обстоятельство нарушает права и интересы обучающихся и работников спорт-школы, ставит под угрозу их жизни и здоровье, противоречит требованиям Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии со ст. 28 которого образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, их содержание в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательных учреждений; требованиям ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму», в соответствии с которыми юридические лица обеспечивают антитеррористическую защищенность объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании; а также требованиям к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006. Выявленные нарушения недопустимы, ставят под угрозу жизни и здоровье обучающихся, а также работников МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа».
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ Российской Федерации от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Обязательство по финансированию данного мероприятия является расходным обязательством органа местного самоуправления. Соответственно выделение средств на данное мероприятие возможно в рамках бюджетного процесса.
В соответствии с полномочиями, предоставленными ему ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ, и.о. прокурора Струго-Красненского района просит обязать МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа» выполнить мероприятия по оборудованию учреждения системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. При недостаточности денежных средств у МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа» возложить обязанность по финансированию оборудования системой оповещения и управления эвакуацией на Администрацию Стругокрасненского муниципального округа из средств местного бюджета.
В судебном заседании ст.помощник прокурора Струго-Красненского района Псковской области Нинуа С.С. исковые требования поддержала, пояснила суду вышеизложенное. Пояснила, что исковые требования основаны на всем законодательстве антитеррористической защищенности, в том числе Постановлении Правительства РФ № 1006, которое распространяются на учреждение дополнительного образования – спортшколу, поскольку иных нормативных актов в отношении такого учреждения не имеется. Учреждение отнесено к 4 категории опасности Паспортом безопасности, утвержденным Главой местного органа самоуправления 23.12.2019. Орган местного самоуправления, как учредитель, обязан обеспечить выполнение всех требований законодательства.
Предстатель ответчика МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа» Попова Н.И. в судебном заседании иск не признала, показала, что спортивная школа расположена в подвальном помещении здания Струго-Красненской общеобразовательной школы, которая оснащена средствами оповещения и управления эвакуацией, что по ее мнению является достаточным.
Представитель ответчика – Администрации Струго-Красненского муниципального округа - в судебное заседание не явился. В отзыве на иск сообщил, что МБОУ ДО «ДЮСШ» не относится к системе просвещения, не осуществляет образовательную деятельность в сфере общего образования, среднего профессионального образования в качестве основного вида деятельности. Основным видом деятельности спортшколы является дополнительное образование детей и взрослых. Таким образом, нормы Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 на объекты МБОУ ДО «ДЮСШ» не распространяются.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 38 Конституции Российской Федерации детство находится под защитой государства.
Согласно статье 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", государственная политика в интересах детей является приоритетной.
В соответствии с Уставом, утвержденным постановлением № от 20.02.2024 Администрации Струго-Красненского муниципального округа, МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа» является бюджетным образовательным учреждением, дополнительного образования, учредителем которого является Администрация Струго-Красненского муниципального округа (л.д.17-37).
Согласно Выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности учреждения является образование дополнительное детей и взрослых.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
В соответствии с п. 3.5 ст. 84 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", спортивные школы реализуют дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта и дополнительные образовательные программы спортивной подготовки.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно пунктам 2, 15 части 3 статьи 28 вышеуказанного Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ Российской Федерации от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона РФ от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе, создание условий для осуществления ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
В соответствии с пунктами 6.1, 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, участие в профилактике терроризма и экстремизма, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Таким образом, обязанность по обеспечению антитеррористической безопасности муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования действующим законодательством возложена на орган местного самоуправления.
Согласно подпунктам «а», «б», «в» пунктов 4 и 6 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму – деятельность, в том числе, юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Из п. 3.1 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» следует, что юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления деятельности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Пунктом 24 Требований, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, установлена необходимость оборудования объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Как следует из Паспорта безопасности МБОУ ДО «ДЮСШ», согласованного в декабре 2019 года межведомственной комиссией в составе должностных лиц Управления ФСБ России по Псковской области, ГУ МЧС России по Псковской области, ФГКУ «ОВО ВНГ России по Псковской области, отдела ГО и ЧС Администрации Струго-Красненского района, Управления образования Администрации Струго-Красненского района, утвержденного Главой Администрации района, МБОУ ДО «ДЮСШ» относится к объектам четвертой категории опасности; существующая система охраны/защиты и безопасности объекта не позволяют в полной мере обеспечить его безопасность и антитеррористическую защищенность п.1,2 раздела Х). Межведомственная комиссия пришла к выводу о необходимости установить в МБОУ ДО «ДЮСШ» систему оповещения и управления эвакуацией (л.д. 38-44).
Прокуратурой района проведена проверка на предмет исполнения требований законодательства о противодействии терроризму, по результатам которой было выявлено, что требование действующего законодательства в сфере обеспечения антитеррористической защищенности не исполнено, МБОУ ДО «ДЮСШ» не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
25.06.2023 и.о. прокурора вынесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, которое направлено директору МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа» П. Е.В. (л.д. 9-10).
Из ответа МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа» П. Е.В. от 26.06.2024 на представление и.о. прокурора, следует, что с доводами представления МБОУ ДО «ДЮСШ» согласны, данное нарушение связано с недостаточным финансированием со стороны учредителя, а также отсутствия собственных средств на установку системы. Виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности (л.д. 12).
Таким образом, нарушения законодательства о противодействии терроризму до настоящего времени МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа» и Администрацией Струго-Красненского муниципального округа не устранены.
Наличие указанных нарушений создает реальную опасность возникновения травматизма, причинение вреда жизни и здоровью в случае возникновения террористической угрозы, что нарушает гарантированное ст. 41 Конституции Российской Федерации право граждан на охрану здоровья, а также гарантированное ст. 37 Конституции Российской Федерации право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, а именно - нарушение интересов несовершеннолетних, осваивающих образовательные программы дополнительного образования в учреждении, а также педагогов и иных лиц, посещающих данное учреждение, поэтому исковые требования подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 204 ГПК РФ, в целях обеспечения исполнения решения суд считает необходимым установить ответчикам срок для его исполнения - 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление и.о. прокурора Струго-Красненского района Псковской области в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа» и Администрации Струго-Красненского муниципального округа удовлетворить.
Обязать МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа» выполнить мероприятия по оборудованию учреждения системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
При недостаточности денежных средств у МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа» возложить обязанность по финансированию оборудования системой оповещения и управления эвакуацией на Администрацию Струго-Красненского муниципального округа из средств местного бюджета.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Псковский областной суд через Стругокрасненский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 06 августа 2024 года.
Судья Е. В. Богданова