Судья Кутнаева Р.Р. Дело № 5-202/2023
Дело № 7-612/2023
Р е ш е н и е
24 мая 2023 года город Казань
Судья Верховного Суда Республики Татарстан Сабитов И.Н., рассмотрев в судебном заседании жалобу Абиджанова Абдиллоха Азизуллаевича на постановление судьи Бугульминского городского суда Республики Татарстан от 13 мая 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Бугульминского городского суда Республики Татарстан от 13 мая 2023 года, гражданин Республики Кыргызстан Абиджанов А.А. (далее – заявитель) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), подвергнут административной ответственности в виде административного штрафа в размере 2000 рублей в доход государства с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В обеспечение исполнения постановления в части административного выдворения, постановлено содержать заявителя в Центре временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства МВД России по Республике Татарстан (далее – ЦВСИГ МВД по РТ).
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, Абиджанов А.А. не оспаривая событие административного правонарушения, просит постановление изменить, исключить указание на назначение наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Абиджанов А.А. содержится в ЦВСИГ МВД по РТ, извещён о месте и времени рассмотрения дела, его участие в судебном заседании при рассмотрении жалобы не признано обязательным.
При таком положении, в соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", жалоба рассмотрена в отсутствие заявителя.
Изучение материалов дела, проверка доводов жалобы позволяют прийти к следующим выводам.
Часть 1 статьи 18.8 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Согласно материалам дела, 17 мая 2023 года старшим инспектором ОВМ МВД России по Бугульминскому району Незнанововой С.И. составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому Абиджанову А.А. вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах.
12 мая 2023 года в дежурную часть ОМВД Росии по Бугульминскому району поступило сообщение о проживание иностранных граждан без миграционного учета по адресу: <адрес>. В ходе проверки установлен гражданин Республики Кыргызстан (Киргизии) Абиджанов А.А., прибывший в Российскую Федерацию 26 марта 2021 года с целью трудоустройства, который 10 июля 2022 года был поставлен на миграционный учет по адресу: <адрес> сроком до 12 августа 2022 года. 10 августа 2022 года срок миграционного учета продлён до 20 июля 2023 года. 29 апреля 2023 года Абиджанов А.А. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 19.27 КоАП РФ и на основании постановления дознавателя ОД ОМВД России по Бугульминскому району от 29 апреля 2023 года об отказе в возбуждении дела уголовного дела по статье 323.3 Уголовного Кодекса Российской Федерации, Абиджанов А.А. снят с миграционного учета 29 апреля 2023 года. После 29 апреля 2023 года Абиджанов А.А. в отдел по вопросам миграции для постановки на миграционный учет не обращался, своё правовое положение не урегулировал, в нарушение Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» находился на территории Российской Федерации в отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, не выехал за пределы Российской Федерации.
Рассматривая дело по правилам главы 29 КоАП РФ, судья городского суда пришел к выводу о доказанности вины Абиджанов А.А. в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
При оценке доводов жалобы необходимо руководствоваться следующим.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон №115-ФЗ).
Согласно пункта 1 статьи 2 названного закона, законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона №115-ФЗ, срок временного пребывания иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлен срок действия визы или иной срок временного пребывания, либо ему выдана новая виза, либо у него (в отношении его) приняты заявление и иные документы, необходимые для получения разрешения на временное проживание, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Принимая обжалуемое постановление, судья городского суда исходил из доказанности нарушения заявителем требований миграционного законодательства, выразившихся в пребывании на территории Российской Федерации в отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации и данное обстоятельство, по мнению судьи, свидетельствует о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Вместе с тем, с выводом судьи в части квалификации действий заявителя согласиться нельзя по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 7 Федерального закона от 18 июля 2006 года №109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 109-ФЗ) закреплено, что временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.
Условия, порядок простановки иностранных граждан на миграционный учёт, закреплены в статье 20 названного закона.
В силу части 9 статьи 5 Федерального закона №115-ФЗ, во взаимосвязи с положениями статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе (далее - Договор о ЕАЭС), граждане государств - членов ЕАЭС (Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии (Кыргызстан) вправе осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации без получения патента или разрешения на работу. В этом случае, срок временного пребывания в Российской Федерации для граждан государств - членов ЕАЭС продлевается на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенного таким иностранным гражданином с работодателем или заказчиком работ (услуг) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из представленных административным органом доказательств следует, что ФМС России внесена в АС ЦБД УИГ запись о заключении заявителем 20 июля 2022 года трудового договора с ИП ФИО7 (свид. о регистрации ....). Сведений о том, что названный трудовой договор расторгнут (прекращён), материалы дела не содержат. Не добыты такие доказательства и в судебном заседании на настоящей стадии производства.
Таким образом, выводы судьи городского суда, сводящиеся к утверждению о том, что на дату возбуждения дела (12.05.2023), заявитель незаконно находился на территории Российской Федерации, нельзя признать обоснованными.
Из совокупности представленных в дело доказательств следует, что заявитель проживал по адресу: Республика Татарстан, Бугульминский район, деревня Ст. Письмянка, улица Нагорная дом №15, без постановки на учёт по месту пребывания, то есть с нарушением правил миграционного учета, установленных статьей 20 Федерального закона №109. Указанные действия содержат признаки объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, выноситься решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5, если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи), предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по такому делу.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Составы административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, имеют единый родовой объект посягательства, им присущи мотивы и условия их совершения. Санкция части 1 статьи 18.8 КоАП РФ предусматривает менее строгое административное наказание, чем санкция части 1.1 данной нормы. Следовательно, применительно к рассматриваемым обстоятельствам, переквалификация действий заявителя с части 1.1 на часть 1 статьи 18.8 КоАП РФ согласуется с требованиями пункта 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ и пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5.
Принимая во внимание, что факт нахождения заявителя на территории Российской Федерации без постановки на учёт по месту своего фактического пребывания подтверждается представленными в дело доказательствами, состоявшееся постановление судьи Бугульминского городского суда Республики Татарстан от 13 мая 2023 года подлежит изменению. Действия заявителя подлежат переквалификации с части 1.1 КоАП РФ на часть 1 статьи 18.8 КоАП РФ.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, как смягчающие, так и отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1).
Законодатель, установив названные положения, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также её соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Санкция части 1 статьи 18.8 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости.
Абиджанов А.А. нарушил требования миграционного законодательства Российской Федерации, надлежащих мер к устранению сложившейся противоправной ситуации не принял, что свидетельствует об игнорировании им установленного в стране пребывания правопорядка.
Ограничение прав Абиджанова А.А. произведено в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение права на уважение семейной жизни в целях защиты правопорядка. В данном случае ограничение прав Абиджанова А.А. является соразмерным, преследует конституционно значимую цель, а именно защиту правопорядка от противоправного поведения лица, нарушившего установленные законом миграционные правила.
Обоснованность такого вывода подтверждается в частности, правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 26 ноября 2021 года № 5-АД21-97-К2.
Вопреки доводам жалобы, намерение Абиджанова А.А. вступить в брак с гражданкой Российской Федерации, не освобождает его от обязанности соблюдать миграционное законодательство страны пребывания и не является безусловным препятствием для применения к нему наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Административное наказание, назначенное заявителю по части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, находится в пределах санкции части 1 статьи 18.8 КоАП РФ, соответствует характеру совершенного правонарушения, личности виновного.
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения данной меры ответственности, а также продиктовано её соразмерностью предусмотренным частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ целям административного наказания. Оснований, предусмотренных статьей 30.7 КоАП РФ, влекущих безусловную отмену постановления, не имеется.
При таких обстоятельствах, жалоба заявителя подлежит удовлетворению частично.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р е ш и л:
жалобу Абиджанова Абдиллоха Азизуллаевича удовлетворить частично.
Постановление судьи Бугульминского городского суда Республики Татарстан от 13 мая 2023 года, вынесенное в отношении Абиджанова Абдиллоха Азизуллаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить.
Переквалифицировать действия Абиджанова Абдиллоха Азизуллаевича с части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В остальной части указанное постановление оставить без изменения.
Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 30.12, 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицами, перечисленными в статьях 25.1 - 25.5.1 указанного Кодекса, должностным лицом, вынесшим постановление, либо опротестовано прокурором в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Сабитов И.Н.