<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Дело № 2-332/2023
79RS0003-01-2023-000471-59
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 сентября 2023 г. с. Ленинское ЕАО
Ленинский районный суд Еврейской автономной области в составе судьи Копыриной В.Г.,
при секретаре Черкашиной М.М.,
с участием истца старшего помощника прокурора Ленинского района ЕАО Приймак Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа <адрес>», администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области о возложении определенных обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Ленинского района ЕАО обратился в Ленинский районный суд ЕАО с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МКОУ «СОШ <адрес>», администрации Ленинского муниципального района ЕАО. В заявлении указал, что прокуратурой в деятельности МКОУ «СОШ <адрес>» установлены нарушения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности условий обучения и воспитания учащихся образовательного учреждения, а именно установлено, что здание МКОУ «СОШ <адрес>» имеет пластиковые окна с распашными створками, на которых отсутствуют замки безопасности, что может привести к выпадению детей из окон, выявленные нарушения создают угрозу для жизни и здоровья несовершеннолетних. Учредителем МКОУ «СОШ <адрес>» является МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО в лице администрации. Просит суд обязать администрацию Ленинского муниципального района ЕАО в срок до 01.03.2023 произвести финансирование и обеспечить выполнение мероприятий по оборудованию окон МКОУ «СОШ <адрес>» замками безопасности. Обязать МКОУ «СОШ <адрес>» в срок до 01.05.2023 обеспечить выполнение мероприятий по оборудованию окон МКОУ «СОШ <адрес>» замками безопасности.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района ЕАО Приймак Г.С. исковые требования уточнила, просила обязать администрацию Ленинского муниципального района Еврейской автономной области в срок до 01.03.2024 произвести финансирование мероприятий по оборудованию окон двух зданий МКОУ «СОШ <адрес>» замками безопасности, обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» в срок до 01.05.2024 обеспечить выполнение мероприятий по оборудованию окон зданий МКОУ «СОШ <адрес>» замками безопасности, просила требования удовлетворить.
Представители ответчиков МКОУ «СОШ <адрес>», администрации муниципального района в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, заявлений, ходатайств об отложении судебного заседания, в суд не поступало.
На основании ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Суд, выслушав истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В силу статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Положениями пункта 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (часть 7 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ).
В свою очередь, охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ).
Положениями пункта 2 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Пункты 17, 18, 20 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1006, устанавливают необходимость принятия комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на указанные объекты (территории), обеспечения их охраны, пропускного режима и оснащения объектов (территорий) техническими средствами и системами охраны.
В пункте 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия», введенного в действие Постановлением Госстроя России от 6 мая 2000 года № 41, указано на то, что для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях, а также в жилых домах оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок.
В судебном заседании установлено, что МКОУ «СОШ <адрес>» является образовательным учреждением, осуществляет свою деятельность в зданиях, расположенных по адресам: <адрес>.
По результатам прокурорской проверки соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения безопасных условий обучения и воспитания учащихся образовательного учреждения установлено, что распашные оконные блоки зданий МКОУ «СОШ <адрес>» не оборудованы замками безопасности.
Согласно ответу от 08.06.2022 директора МКОУ «СОШ <адрес>», по результатам рассмотрения представления приняты меры, а именно направлено ходатайство начальнику отдела образования о выделении денежных средств для приобретения замков безопасности.
Из ответа директора МКОУ «СОШ <адрес>» от19.07.2023 следует, что оконные блоки зданий МКОУ «СОШ <адрес>», расположенных по адресам: <адрес> замками безопасности не оборудованы.
Таким образом, поскольку судом установлено, что здания МКОУ «СОШ <адрес>», не соответствуют требованиям законодательства об обеспечения безопасных условий обучения и воспитания учащихся образовательного учреждения, что создает угрозу безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, при этом администрацией муниципального района, как Учредителем учреждений, на момент рассмотрения исков прокурора в суде не обеспечено финансирование данных мероприятий на указанные цели, постольку имеются все законные и обоснованные основания для удовлетворения требований прокурора.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения судом, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая характер и объем работ, необходимых для устранения выявленных нарушений, суд считает возможным установить администрации Ленинского муниципального района срок исполнения решения суда до 01.03.2024, МКОУ «СОШ <адрес>» до 01.05.2024.
Согласно п.п. 9 и 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков.
Абзацем 2 ч. 2 ст. 333.18 НК РФ установлено, что в случае, если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с настоящей главой освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от уплаты в соответствии с настоящей главой. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Таким образом, от уплаты государственной пошлины в настоящем деле освобождены: истец прокурора Ленинского района ЕАО и ответчик администрация муниципального района.
Поскольку исковые требования истца прокурора удовлетворены, следовательно, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика МКОУ «СОШ <адрес>» не освобожденного от уплаты государственной пошлины в размере 150 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования исполняющего обязанности прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа <адрес>», администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области о возложении определенных обязанностей – удовлетворить.
Обязать администрацию Ленинского муниципального района Еврейской автономной области ИНН №, ОГРН № в срок до 01.03.2024 произвести финансирование мероприятий по оборудованию окон двух зданий МКОУ «СОШ <адрес>» замками безопасности.
Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» ИНН №, ОГРН № в срок до 01.05.2024 обеспечить выполнение мероприятий по оборудованию окон зданий МКОУ «СОШ <адрес>», расположенных по адресам: <адрес> замками безопасности.
Взыскать с муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» ИНН №, ОГРН № в пользу местного бюджета Ленинского муниципального района ЕАО государственную пошлину в размере 150 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд ЕАО через Ленинский районный суд ЕАО в течение месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме 11.09.2023.
Судья В.Г. Копырина
Мотивированное решение изготовлено 11.09.2023.
<данные изъяты>
<данные изъяты>