УИД50RS0031-01-2024-003337-30
Дело № 2-5913/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Одинцово 4 апреля 2024 года
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Денисовой А.Ю.,
при секретаре Костькине Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству социального развития Московской области о возложении обязанности по выплате субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, отмене решения о прекращении выплаты субсидии, возложении обязанности по выплате субсидии за обращение с ТКО, взыскании невыплаченного ежемесячного дохода, компенсации морального вреда и пени за просрочку платежей по оплате жилищно-коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском, в котором, с учетом уточнений, просит отменить решение о прекращении выплаты субсидии, возложить на ответчика обязанность по выплате субсидии на оплату ЖКУ, возложить обязанность по выплате субсидии за обращение с ТКО, взыскать невыплаченный доход в размере 74 478,60 руб., компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб., пени за просрочку платежей по оплате ЖКУ с 01.01.2024, начисленных по вине ответчика.
В обоснование заявленных требований указано, что истец является малоимущим пенсионером, получает пенсию меньше прожиточного минимума в Московской области. С 01.01.2024 по 30.06.2024 ФИО1 назначена ежемесячная государственная социальная помощь в размере 1 000 руб., также назначена социальная помощь в размере 1 570, 47 руб., которая в настоящий момент удерживается в размере 50%. Решением № Окружного управления социального развития № 2 Министерства социального развития Московской области от ДД.ММ.ГГГГ истцу предоставлена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Решением № Министерства социального развития Московской области Окружного управления социального развития № 2 от ДД.ММ.ГГГГ прекращена выплата социальной поддержки в виде субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, основанием прекращения является наличие подтвержденной вступившим в законную силу решением суда непогашенной задолженности по оплате жилых помещении и коммунальных услуг (по сведениям ГИС ЖКХ). О принятом решении мирового судьи судебного участка № 159 Одинцовского судебного района Московской области от 26.12.2022 о взыскании с неё задолженности по оплате ЖКУ, ФИО1 узнала 07.12.2023, когда на телефон пришла SMS-сообщение из Банка ВТБ о наложении ареста на пенсионный счет. Копии заочных решений не были истцу направлены, а соответственно, поскольку истец их не получал, то они не вступили в законную силу. Также истец указывает, что Окружное управление социального развития № 2 недоплачивает 150% величины прожиточного минимума, предназначенного для пенсионера в Московской области ежемесячно, ссылаясь на Закон Московской области от 30.12.2013 N 189/2013-ОЗ "О государственной социальной помощи и экстренной социальной помощи в Московской области", который незаконно ограничивает выплату суммой от 300 руб. до 1 000 руб., а также ограничивает период предоставления государственной помощи в полгода, вместо положенного 1 года. В связи с указанными, обстоятельствами обратилась в суд с настоящим иском.
Протокольным определением от 04.04.2024, с учетом мнения истца, произведена замена ответчика Окружного управления социального развития № 2 на Министерство социального развития Московской области.
Истец в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства социального развития Московской области в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в возражениях.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 4 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение получает из системы.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с предписанием части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее также - Правила, Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что субсидии не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности исполнительный орган субъекта Российской Федерации или управомоченное им государственное учреждение, а в отношении лиц, указанных в пункте 51 настоящих Правил, - федеральные органы исполнительной власти (федеральные государственные органы), в которых законом предусмотрена военная служба (далее - уполномоченные органы), получают из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 решением № от ДД.ММ.ГГГГ Окружного управления социального развития № 2 Министерства социального развития Московской области предоставлена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ названного выше государственного органа, прекращено предоставление меры социальной поддержки «Субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг», предоставленной ФИО1, основанием прекращения является наличие подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг (по сведениям ГИС ЖКХ).
Истец указывает, что принятое решение о прекращении предоставления субсидии является незаконным, в обоснование ссылается на то, что заочные решения по взысканию с нее задолженности по оплате ЖКУ в настоящий момент в законную силу не вступили, поскольку истцом получены не были. Вместе с тем, ФИО1 пояснила в судебном заседании, в настоящее время заявления об отмене заочных решений не поданы, поскольку сначала истец обратилась в Первый кассационный суд общей юрисдикции с жалобами, который ей были возвращены.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, представитель ответчика указал, что в январе 2024 в ГИС ЖКХ появилась информация о взыскании с ФИО1 в пользу АО «Одинцовская теплосеть» задолженности за коммунальные услуги и техническое обслуживание. Данное обстоятельство послужило основание для принятия обжалуемого решения.
Таким образом, суд, оценивая представленные по делу доказательства в обоснование позиции истца и ответчика, приходит к выводу, что оснований для отмены решения № от ДД.ММ.ГГГГ Окружного управления социального развития № Министерства социального развития Московской области, поскольку на момент принятия решения о прекращении меры социальной поддержки, а также в настоящее время у истца имеется задолженность по оплате коммунальных услуг и технического обслуживания, подтвержденная вступившими в законную силу заочными решениями мирового судьи, заявления об отмене заочных решений в настоящий момент не поданы, обратного суду не представлено, в связи с чем исковые требования в данной части удовлетворению не подлежат.
Поскольку суд пришел к выводу о том, что решение № от ДД.ММ.ГГГГ Окружного управления социального развития № 2 Министерства социального развития Московской области является законным, то у суда отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности по выплате субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг.
При этом, суд отмечает, что ФИО1 в случае отмены решений о взыскании задолженности не лишена права обратиться повторно с заявлением о назначении субсидии.
Истцом также указано, что Окружное управления социального развития № 2 Министерства социального развития Московской области прекратило ей выплачивать субсидию за обращение с ТКО, которую ФИО1 просит взыскать с ответчика.
Ответчик, возражая против заявленных требований в данной части, указал, что компенсация за обращение с ТКО по категории одиноко проживающий пенсионер выплачена истцу за январь, февраль 2024 года в полном объеме, что подтверждается представленной справкой.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что требование истца в части возложения обязанности на ответчика по выплате субсидии за обращение с ТКО, не подлежат удовлетворению, поскольку из представленной справки следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истцу выплачена ежемесячная компенсация стоимости обращения с ТКО за января 2024 в размере 133,81 руб., февраль 2024 года в размере 133,81 руб.
Также истец просит взыскать с ответчика невыплаченный ежемесячный доход за 2022 год в размере 5 858,01 руб., за 2023 год в размере 6 706,55 руб. за 2024 года в размере 7 597,10 руб., ежемесячно, указывая, что ответчиком не выплачены, положенные 150% величины прожиточного минимума, установленного для пенсионеров в Московской области.
На территории Московской области действует Закон Московской области от 30.12.2013 N 189/2013-ОЗ "О государственной социальной помощи и экстренной социальной помощи в Московской области" (принят постановлением Мособлдумы от 26.12.2013 N 12/73-П), который определяет размеры, условия, порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе оказываемой на основании социального контракта, в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", а также устанавливает размер, условия и порядок оказания экстренной социальной помощи в Московской области.
Из ст.4 названного закона следует, что размер государственной социальной помощи в расчете на месяц составляет для одиноко проживающего гражданина, являющегося пенсионером, - в размере разницы между 150 процентами величины прожиточного минимума, установленной для пенсионеров, и общим доходом гражданина.
При этом размер государственной социальной помощи на одного члена семьи или одиноко проживающего гражданина не может быть менее 300 рублей, и не должен превышать 1000 рублей в месяц или 6000 рублей в календарном году, а на одиноко проживающего ветерана Великой Отечественной войны или члена семьи, состоящей из ветеранов Великой Отечественной войны, не может быть менее 300 рублей и не должен превышать 1000 рублей в месяц или 7000 рублей в календарном году.
Из выше указанного следует, что размер государственной социальной помощи назначается в том случае, когда доход гражданина, в настоящем споре, одиноко проживающего гражданина, меньше 150 процентов величины прожиточного минимума, установленного для пенсионеров в Московской области. При этом следует иметь в виду, что размер такой социальной поддержки не может быть менее 300 рублей, и не должен превышать 1000 рублей в месяц или 6000 рублей в календарном году.
Из представленных в материалы дела решений о назначении и размере государственной социальной помощи за 2022, 2023, 2024 года следует, что истцу установлен максимальный размер социальной помощи в размере 1 000 руб., которые за 2022, 2023 года выплачены истцу в полном объеме, что подтверждается представленной справкой от ответчика, установленная истцу в 2024 года социальная помощь в размере 1 000 руб. выплачивается в настоящий момент, обратного суду не представлено.
Доплата ежемесячно денежных средств до достижения уровня 150 % величины прожиточного минимума, установленного для пенсионеров в Московской области, вышеуказанными положениями не установлено, данная величина является расчетной для определения нуждаемости пенсионера в мерах социальной поддержки.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оснований для взыскания с ответчика невыплаченного ежемесячного дохода, не имеется, поскольку размер социальной помощи и период выплат соответствует действующему законодательству.
Поскольку судом установлено, что ответчик своими действиями права и законные интересы истца не нарушает, то оснований для взыскания компенсации морального не имеется.
Также истец просит взыскать с ответчика пени за просрочку платежей по оплате ЖКУ, поскольку по вине ответчика (в связи с прекращением выплат субсидии) ФИО1 не имеет возможности уплачивать услуги ЖКУ с 01.01.2024, в связи с чем происходит начисление пени.
Суд, оснований для удовлетворения требований в данной части, не усматривает, поскольку решение о прекращении предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг признано законным.
При этом, суд отмечает, что согласно представленной справке о начислениях и оплатах по лицевому счету № на ФИО1, за 2023 год истец имеет долг в размере 121664,44 руб., при этом в 2023 году истцу была установлена субсидия в размере 4 895, 60 руб., тогда как истец вносил оплату за июнь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2023 года в размере 500 руб., за август 2023 года в размере 700 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству социального развития Московской области о возложении обязанности по выплате субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, отмене решения о прекращении выплаты субсидии, возложении обязанности по выплате субсидии за обращение с ТКО, взыскании невыплаченного ежемесячного дохода, компенсации морального вреда и пени за просрочку платежей по оплате жилищно-коммунальных услуг, отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 11 апреля 2024 года.
Судья А.Ю. Денисова