Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-717/2021 ~ М-767/2021 от 11.10.2021

Дело г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес> РД          23 декабря 2021 года

Кизлярский городской суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Магомедова У.М., при секретаре Мусаевой В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по иску Зубковой Камилы Валерьевны к Отделу по опеке и попечительства Администрации муниципального района "<адрес>" о восстановлении пропущенного срока постановки на учет в очередь как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащего обеспечению жилым помещением,

У С Т А Н О В И Л :

Зубкова Камила Валерьевна обратилась в суд с иском к Отделу по опеке и попечительства Администрации муниципального района "<адрес>" о восстановлении пропущенного срока постановки на учет в очередь как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащего обеспечению жилым помещением, в обосновании своих требований указав, что она является лицом, оставшимся без попечения родителей, что подтверждается: - решением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ее мать - ФИО3 лишена родительских прав в отношении него. В свидетельстве о рождении в графе «отец» стоят прочерки, ее мать имела статус матери - одиночки, что отражено в решении суда. Постановлением администрации <адрес> РД от ДД.ММ.ГГГГ ее опекуном была назначена бабушка - ФИО4. Постановлением администрации <адрес> РД от ДД.ММ.ГГГГ опека над ним была отменена в связи с отправлением его ГКУ РД «Социально -реабилитационный центр для несовершеннолетних». На протяжении долгого времени она думала, что была поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку у нее на руках имелась копия представления ГКУ РД «Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних» с просьбой к Администрации MP «<адрес>» о постановке ее в очередь. Однако в недавнем времени ей стало известно, что на учете она не состоит, по неизвестной ей причине, в связи с чем, она вновь обратилась к Ответчику для постановки ее в очередь в качестве нуждающейся в получении жилья. Вследствие от Администрации MP «<адрес>» было получен ответ от 29.09.2021г. , согласно которого в постановке на учет ей было отказано, так как в настоящее время ей исполнилось 23 года. Исходя из указанного следует, что она не была поставлена на учет в качестве нуждающейся в получении жилья из-за ненадлежащего выполнения обязанностей ГКУ РД «Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних», поскольку как усматривается из ответа Администрации MP «<адрес>» представление реабилитационного центра к ним не поступало, в связи с чем, она и не знала о ее отсутствии в очереди на получение жилья. Просит суд восстановить пропущенный срок постановки на учет в очередь как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащего обеспечению жилым помещением.

В судебное заседание истец Зубкова К.В. не явилась, обратившись к суду с ходатайством о рассмотрении дела в её отсутствие.

Представитель Отдела по опеке и попечительства Администрации муниципального района "<адрес>" - ведущий специалист отдела по опеке и попечительству Искандырова Л.А. направила в адрес суда заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, и указав, что в удовлетворении исковых требований Зубковой К.В. не возражают.

Ранее допрошенная в судебном заседании представитель отдела по опеке и попечительству Сайпудинова Л.М. также не возражала в удовлетворении исковых требований Зубковой К.В..

Представитель Администрации муниципального района "<адрес>" в судебное разбирательство не явился, направив в адрес суда отзыв главы Администрации муниципального района "<адрес>" ФИО8 на исковое заявление Зубковой К.В. о рассмотрении дела на основании имеющихся документов и принять законное решение без их участия.

Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда (ч. 5 ст. 167 ГПК РФ).

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Зубковой Камилы Валерьевны к Отделу по опеке и попечительства Администрации муниципального района "<адрес>" о восстановлении пропущенного срока постановки на учет в очередь как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащего обеспечению жилым помещением по следующим основаниям.

Частью 3 ст. 40 Конституции РФ закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства. При этом право носит заявительный характер. С момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом. Ненадлежащее исполнение соответствующим органом власти установленных законом обязанностей не может служить препятствием для реализации гражданином его прав, в том числе жилищных.

В силу ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно письму Администрации МР «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ Зубковой К.В. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по <адрес>, так как она достигла возраста 23 лет. Ею пропущен срок для постановки на учет в очередь как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащего обеспечению жилым помещением. Рекомендовано обратиться в суд за восстановлением пропущенного срока обращения для постановки на учет по жилью.

Решением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по иску прокурора <адрес> ФИО3 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Зубковой Камилы Валерьевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Несовершеннолетняя Зубкова Камила Валерьевна передана органу опеки и попечительства отдела образования администрации МО <адрес>, для дальнейшего устройства.

Согласно представления директора ГКУ РД «Социально -реабилитационный центр для несовершеннолетних» (<адрес>) за от ДД.ММ.ГГГГ, у них находится Зубкова Камила Валерьевна,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как оставшаяся без попечения родителей, в связи с чем просит главу администрации МО "<адрес>" поставить несовершеннолетнюю Зубкову К.В. в очередь на получение жилья.

В соответствии с ч.1 ст.8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Согласно ч.9 ст.8 ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В силу п. п. 1 - 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац. 2 п. 1 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 г. № 267-ФЗ).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац. 3 п. 1 в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 г. N 185-ФЗ, от 28.11.2015 г. N 358-ФЗ, от 29.07.2018 г. № 267-ФЗ).

Органы исполнительной власти субъектов РФ в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими (п. 2 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 г. № 267-ФЗ).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в п. 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п. 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом п. 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список (п. 3 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 г. № 267-ФЗ).

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9).

Таким образом, новый порядок обеспечения жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда распространяется на лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от возраста указанных лиц.

При этом в соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 3 и пп. 3 п. 3.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 г. N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

Согласно данным Правилам, формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).

Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией (далее - уполномоченная организация).

Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации.

В список в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 01.01.2013 г. или после 01.01.2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

Как отражено в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013 г. лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые на 1 января 2013 г., не были обеспечены жилыми помещениями по Федеральному закону № 159-ФЗ, сохраняют право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с новым порядком, установленным Федеральным законом N 15-ФЗ с 1 января 2013 г., независимо от возраста указанных лиц.

Судом установлено, что истица Зубкова К.В. в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей и была помещена в ГКУ РД «Социально -реабилитационный центр для несовершеннолетних» (<адрес>).

Уважительность причин пропуска срока обращения истца с заявлением о включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, подтверждается материалами дела, а именно: представлением директора ГКУ РД «Социально -реабилитационный центр для несовершеннолетних» (<адрес>) от 15.12.2014г. с просьбой поставить несовершеннолетнюю Зубкову К. в очередь на получение жилья.

Таким образом, суд признает уважительными причины несвоевременной постановки Зубковой К.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, так как судом установлено, что обстоятельств того, что до достижения возраста 23 лет Зубкова К.В. предпринимала попытки встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, но не была поставлен на учет из-за ненадлежащего выполнения обязанностей органа местного самоуправления.

Принимая во внимание установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу, что исковые требования Зубковой Камилы Валерьевны подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Зубковой Камилы Валерьевны к Отделу по опеке и попечительства Администрации муниципального района "<адрес>" о восстановлении пропущенного срока постановки на учет в очередь как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащего обеспечению жилым помещением, - удовлетворить.

Восстановить Зубковой Камиле Валерьевне пропущенный срок постановки на учет в очередь как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащего обеспечению жилым помещением.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан, через Кизлярский городской суд РД в течении месяца с момента его оглашения.

Судья У.М.Магомедов

2-717/2021 ~ М-767/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Зубкова Камила Валерьевна
Ответчики
Отдел опеки и попечительства администрации
Другие
Сайпудинова Л.М.
Суд
Кизлярский городской суд Республики Дагестан
Судья
Магомедов Узака Магомедович
Дело на странице суда
kizljar-gs--dag.sudrf.ru
11.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.10.2021Передача материалов судье
11.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.11.2021Судебное заседание
23.12.2021Судебное заседание
23.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее