УИД: 92RS0№-49
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 июля 2023 года г. Севастополь
Гагаринский районный суд г. Севастополя в составе:
Председательствующего судьи Блейз И.Г.
при участии секретаря Политовой А.В.
истца Можаева Т.А.
представителя истца Бурчуладзе Т.А.
представителя ответчика Дерезюк Ю.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Можаева Т.А. к Жилищно-строительному кооперативу «Коралл» о признании права собственности в порядке наследования, третье лицо - нотариус г. Севастополя Рыжкова Н.В. -
установил:
Истец Можаев Т.А., обратился в Гагаринский районный суд города Севастополя с иском к ЖСК «Коралл», уточнив исковые требования, просит признать за ним в порядке наследования по закону после смерти его матери, Можаевой И.Ф., умершей ДД.ММ.ГГГГ, право требования в отношении пая в ЖСК «Коралл» по договору паевого взноса в строительство многоквартирного жилого дома по <адрес>, заключенному ДД.ММ.ГГГГ между Можаевой И.Ф. и ОК ЖСК «Коралл», в виде права на получение в собственность <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенной во <адрес>. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Можаева И.Ф. заключила с ОК «ЖСК «Коралл» договор паевого взноса в строительство многоквартирного жилого дома по <адрес>, в соответствии с которым застройщик (ЖСК «Коралл») принял на себя обязательства завершить строительство объекта в соответствии с проектом и требованиями законодательства и выделить по окончании строительства пайщику из созданной участниками общей долевой собственности его долю в виде <данные изъяты> по <адрес>, в четвертом квартале ДД.ММ.ГГГГ года. Паевые взносы по договору от ДД.ММ.ГГГГ Можаевой И.Ф. внесены в полном объеме, она принята в ассоциированные члены ОК ЖСК «Коралл» с выделением ей доли в виде <данные изъяты> в строящемся доме по адресу: <адрес>. После смерти Можаевой И.Ф., умершей ДД.ММ.ГГГГ, истец вступил в наследство на все имущество, кроме прав требования по договору паевого взноса в ЖСК «Коралл», в связи с чем, ссылаясь на положения ст. ст. 218 и 1110 ГК РФ просит о признании за ним права требования передачи квартиры по договору паевого взноса от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Можаев Т.А. и его представитель адвокат Бурчуладзе Т.А. исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ЖСК «Коралл» в судебном заседании фактически против удовлетворения требований не возражал, внесение паевого взноса умершей Можаевой И.Ф., а также распределение ей <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенной по адресу: <адрес>, не оспаривал. Указал, что истцу необходимо было обратиться в ЖСК с документами, подтверждающими право на наследство, после чего он будет принят в ЖСК.
Нотариус в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.
Суд, выслушав истца, его представителя, а также представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, полагает исковые требования Можаева Т.А. подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Судом, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Можаева И.Ф. заключила с Обслуживающим кооперативом «ЖСК «Коралл» договор паевого взноса в строительство многоквартирного жилого дома по <адрес>, в соответствии с которым застройщик (ЖСК «Коралл») принял на себя обязательства завершить строительство объекта в соответствии с проектом и требованиями законодательства и выделить по окончании строительства пайщику из созданной участниками общей долевой собственности его долю в виде <данные изъяты> по <адрес>, в четвертом квартале ДД.ММ.ГГГГ года.
Паевые взносы по договору от ДД.ММ.ГГГГ внесены в полном объеме, о чем ЖСК «Коралл» выданы соответствующие квитанции к приходным кассовым ордерам, оригиналы которых осмотрены судом в судебном заседании.
Решением общего собрания членов ОК ЖСК «Коралл», оформленным протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, Можаева И.Ф. принята в ассоциированные члены ОК ЖСК «Коралл».
В соответствии с протоколом общего собрания членов ОК ЖСК «Коралл» от ДД.ММ.ГГГГ Можаевой И.Ф. выделена доля в виде двухкомнатной квартиры в строящемся доме по адресу: <адрес> общей проектной площадью <данные изъяты> кв. м, расположенной на <адрес>
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ ЖСК «Коралл» после проведения Севастопольским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» технической инвентаризации многоквартирного жилого дома по <адрес>, квартире проектной нумерации № и проектной площадью <данные изъяты> кв. м присвоен порядковый №, площадь <данные изъяты> составляет <данные изъяты> кв. м
ДД.ММ.ГГГГ ЖСК «Коралл» Можаевой И.Ф. была выдана справка № от о том, что ею произведен полный расчет за пай в виде <данные изъяты>, расположенной по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ Можаева И.Ф. умерла.
Согласно письму нотариуса Рыжковой Н.Ф. № от ДД.ММ.ГГГГ на имя истца для определения наследственных прав на имущественные права на <адрес> необходимо предоставить оригиналы документов, подтверждающих право собственности, а в случае отсутствия таких документов – обратиться в суд для установления фактов, имеющих юридических значение или признании права собственности в порядке наследования.
В соответствии с п. 4 ст. 218 ГК Российской Федерации член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
Пленум Верховного Суда РФ в п. 14 Постановления от 29.05.2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» указал, что в состав наследства входит принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства имущество, в частности имущественные права (в том числе права, вытекающие из договоров, заключенных наследодателем, если иное не предусмотрено законом или договором).
Согласно ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» в состав наследства члена жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, полностью внесшего свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное ему кооперативом, указанное имущество включается на общих основаниях независимо от государственной регистрации права наследодателя.
К наследникам члена жилищного, дачного или иного потребительского кооператива, не внесшего полностью паевой взнос за квартиру, дачу, гараж и иное имущество, переданное ему кооперативом в пользование, переходит пай в сумме, выплаченной к моменту открытия наследства.
Из разъяснений, содержащихся в абзаце третьем пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», а также в абзаце втором пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», следует, что лица, полностью внесшие свой паевой взнос за объект недвижимого имущества, приобретают право на данный объект недвижимого имущества в полном объеме с момента внесения паевого взноса, а не с момента государственной регистрации права.
В Обзоре судебной практики № 2 (2020), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.07.2020 года, Верховный Суд Российской Федерации указал, что лица, полностью внесшие паевой взнос за объект недвижимого имущества, приобретают право на данный объект недвижимого имущества в полном объеме с момента внесения паевого взноса.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством является факт выплаты паевого взноса в полном объеме, что установлено судом, подтверждается надлежащими письменными доказательствами, исследованными в судебном заседании, и не оспаривается ответчиком.
Поскольку завершенный строительством многоквартирный жилой дом по <адрес> на кадастровый учет не поставлен, сведения о разрешении на ввод жилого дома в эксплуатацию согласно письму Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют, с учетом содержания договора паевого взноса в строительство многоквартирного жилого дома по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Можаевой И.Ф. и ЖСК «Коралл», справки о полном расчете за выделенный пай № от ДД.ММ.ГГГГ, в также положений ст. ст. 218, 1110 ГК Российской Федерации и руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения исковых требований Можаева Т.А. путем признания за истцом права требования на пай в ЖСК «Коралл» по договору паевого взноса в строительство многоквартирного жилого дома по <адрес>, заключенному ДД.ММ.ГГГГ между Можаевой И.Ф. и ЖСК «Коралл», в виде права на получение в собственность <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенной во <адрес>
Руководствуясь ст. ст. 196-199 ГПК РФ, суд
решил:
Признать за Можаевым Т.А. в порядке наследования по закону после смерти Можаевой И.Ф., умершей ДД.ММ.ГГГГ, права требования на пай в ЖСК «Коралл» по договору паевого взноса в строительство многоквартирного жилого дома по <адрес>, заключенному ДД.ММ.ГГГГ между Можаевой И.Ф. и Обслуживающим кооперативом «ЖСК «Коралл», в виде права на получение в собственность <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенной во <адрес>
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированный текст решения составлен 19 июля 2023 года.
Председательствующий И.Г.Блейз