Дело №2-2616/2023
16RS0049-01-2023-002424-30
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
18 мая 2023 года город Казань
Ново-Савиновский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи А.Р. Петровой,
при секретаре судебного заседания Герасимове С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муниципального казенного учреждения «Администрация Авиастроительного и ... ...ов Исполнительного комитета муниципального образования ... ...» к Муниципальному казенному учреждению «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования ... ...», муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» о признании сетей бесхозяйными,
У С Т А Н О В И Л:
МКУ «Администрация Авиастроительного и ... ...ов ИКМО ... ...» обратилось в суд с заявлением к МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИКМО ... ...», МУП «Водоканал» о признании участка водопроводной сети бесхозяйной.
В обоснование заявления указано, что на территории ... ... находится бесхозяйный полиэтиленовый водопровод диаметром 110 мм, протяженностью 20 п.м., проходящий по адресу: ... ... Б. Вследствие отсутствия собственников указанного участка водопроводной сети не осуществляется ее обслуживание, своевременный ремонт, замена устаревшего оборудования, существует угроза аварийной ситуации.
На основании вышеизложенного, МКУ Администрация Авиастроительного и ... ...ов ИКМО ... ...» просит признать полиэтиленовый участок водопроводной сети диаметром 110 мм, протяженностью 20 п.м., по адресу: ... ...Б, бесхозяйным и обязать МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИКМО ... ...» включить полиэтиленовый участок водопроводной сети диаметром 110 мм, протяженностью 20 п.м., по адресу: ... ...Б, в реестр муниципальной собственности и передать в хозяйственное ведение МУП «Водоканал», обязать МУП «Водоканал» принять на праве хозяйственного ведения полиэтиленовый участок водопроводной сети диаметром 110 мм, протяженностью 20 п.м., проходящий по адресу: ... ...Б.
Представитель истца о месте и времени рассмотрения дела извещен, не явился, до рассмотрения дела поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители ответчиков извещены, не явились, причина неявки неизвестна.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Основания приобретения права собственности предусмотрены статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 218 Кодекса, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
На основании пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от --.--.---- г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от --.--.---- г. N 416-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоотведения относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно части 5 статьи 8 данного Закона, в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем водоотведения, в том числе канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Основанием для признания права муниципальной собственности на недвижимое бесхозяйное имущество, в силу части 2 статьи 293 ГПК РФ, является то обстоятельство, что недвижимая вещь не имеет собственника или он неизвестен, со времени постановки недвижимого имущества на учет в установленном порядке прошел год.
По смыслу указанной нормы, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а, следовательно, обязан это сделать.
В соответствии с п. 4 ч.1, ст. 14, п.1 ч.2 ст. 50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения.
Таким образом, из вышеприведенных норм следует, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения, в том числе, бесхозяйных систем водоотведения, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения.
Судом установлено, что на территории ... ... имеется полиэтиленовый участок водопроводной сети диаметром 110 мм, протяженностью 20 п.м., проходящий по адресу: ... ...Б.
Собственник сетей водоснабжения и водоотведения по указанным адресам в настоящее время не установлен.
Объект на учет в качестве бесхозяйного не поставлен и на балансе эксплуатирующей организации МУП «Водоканал» не состоит.
Каких-либо доказательств, опровергающих указанные выше обстоятельства, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, установив, что собственник спорных сетей не известен, никто о своих правах на указанное имущество не заявлял, суд находит требования о признании сетей водопровода бесхозяйным недвижимым имуществом обоснованными.
Согласно п. 3.1.5, --.--.---- г., --.--.---- г. Положения о МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИКМО ... ...», утвержденным решением Казанской городской Думы от --.--.---- г. №--, к полномочиям Комитета относится ведение реестра муниципальной собственности; учет муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями, составляющего муниципальную казну; принятие в установленном порядке в муниципальную собственность ... ... имущества, в том числе созданного за счет средств муниципального бюджета, и передача имущества, находящегося в муниципальной собственности.
С учетом того, что централизованная система водоснабжения или водоотведения находится в ведении органа местного самоуправления и судом не установлены иные участники гражданского оборота, заявляющие свои права в отношении инженерных сетей, суд находит требования о включении таковых в реестр муниципальной собственности обоснованными, в связи с чем, считает необходимым возложить на МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений» ИКМО ... ... обязанность включить его в реестр муниципальной собственности.
В целях осуществления содержания и обслуживания сетей, суд считает необходимым возложить на МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений» ИКМО ... ... обязанность передать вышеуказанные сети водопровода в МУП «Водоканал».
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Признать полиэтиленовый участок водопроводной сети диаметром 110 мм, протяженностью 20 п.м., проходящий по адресу: ... ...Б, бесхозяйным.
Обязать Муниципальное казенное учреждение «Комитет земельных и имущественных отношений ИКМО ... ...» включить полиэтиленовый участок водопроводной сети диаметром 110 мм, протяженностью 20 п.м., проходящий по адресу: ... ...Б, в реестр муниципальной собственности.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» принять на баланс на праве хозяйственного ведения полиэтиленовый участок водопроводной сети диаметром 110 мм, протяженностью 20 п.м., проходящий по адресу: ... ...Б.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Татарстан в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.Р. Петрова
Мотивированное решение изготовлено --.--.---- г.