Дело № 2-1408/2023
УИД 22RS0069-01-2023-001313-19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июля 2023 года г. Барнаул
Ленинский районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Болобченко К.А.,
при секретаре Лезвиной К.Д.,
с участием помощника прокурора Ленинского района г. Барнаула - Сахновой О.В.,
представителя ответчика Министерства здравоохранения Алтайского края Еремеева В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Барнаула в интересах неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения Алтайского края, краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Алтайский краевой клинический центр охраны материнства и детства» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Прокурор Ленинского района г.Барнаула в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к Министерству здравоохранения Алтайского края, КГБУЗ «Алтайский краевой клинический центр охраны материнства и детства» о признании бездействияпо непроведению капитального ремонта зданий патологоанатомического и инфекционного отделений КГБУЗ «Алтайский краевой клинический центр охраны материнства и детства» незаконным, возложении обязанности на Министерство здравоохранения Алтайского края и КГБУЗ «Алтайский краевой клинический центр охраны материнства и детства» провести капитальный ремонт зданий патологоанатомического и инфекционного отделений КГБУЗ «Алтайский краевой клинический центр охраны материнства и детства», устранив повреждения зданий и их инженерных сетей.
В обоснование требований указал, что прокуратурой района по заданию прокуратуры края проведена проверка соблюдения законодательства в сфере здравоохранения, трудового законодательства в КГБУЗ «Алтайский краевой клинический центр охраны материнства и детства».
Установлено, что КГБУЗ «Алтайский краевой клинический центр охраны материнства и детства» многопрофильное учреждение здравоохранения в системе охраны материнства и детства Алтайского края, патологоанатомическое отделение КГБУЗ «Алтайский краевой клинический центр охраны материнства и детства», инфекционное отделение находятся в отдельно стоящих зданиях.
В нарушение п. 2.7 СП 2.1.3678-20 в патологоанатомическом отделении стены помещений (коридор, комната отдыха, ординаторская, вырезная, лаборатория, санитарская) имеют дефекты, отслоение штукатурного слоя от стен, многочисленные следы протечек потолка, плесени.
Крыша здания находится в аварийном состоянии, требуется капитальный ремонт крыши.
Согласно техническому отчету от Д.М.Г. износ здания инфекционного корпуса по адресу: "Адрес" составляет 55,6%, что также требует проведения работ по капитальному ремонту.
Непринятие мер по ремонту, восстановлению поврежденных элементов, не устранение причин, вызывающих повреждения, при дальнейшей эксплуатации приводит, как правило, к развитию дефектов, повреждений, нарастанию вероятности аварийного разрушения зданий.
Прокурором района Д.М.Г. в связи с выявленными нарушениями в адрес КГБУЗ «Алтайский краевой клинический центр охраны материнства и детства» внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения не устранены.
Из ответа КГБУЗ «Алтайский краевой клинический центр охраны материнства и детства» от Д.М.Г. № следует, что КГБУЗ «Алтайский краевой клинический центр охраны материнства и детства» направлена заявка для включения зданий патологоанатомического и инфекционного отделений в адресно-инвестиционную программу на 2023 год.
В здании инфекционного отделения необходимо выполнить капитальный ремонт на сумму 296 552 руб. 64 коп. (ПСД прошла государственную экспертизу) с корректировкой на 2023 год, а также капитальный ремонт здания патологоанатомического отделения с пристроенным гаражом на сумму 19 512 руб. 88 коп. (ПСД прошла государственную экспертизу) с корректировкой на 2023 год.
В соответствии с письмом от Д.М.Г. № в Министерство здравоохранения РФ направлен пакет документов на софинансирование мероприятий по проведению капитального ремонта, до настоящего времени ответ не получен.
Указанные обстоятельства ущемляют права пациентов на благоприятные и безопасные условия пребывания в медицинском учреждении, нарушают право на охрану здоровья.
В судебном заседаниипомощник прокурора Ленинского района г. Барнаула - Сахнова О.В. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Алтайского края Еремеев В.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Пояснил, что Министерство здравоохранения Алтайского края является ненадлежащим ответчиком, принимало меры для выделения финансирования. В случае удовлетворения требований истца просил предоставить срок исполнения решения суда до конца 2025 года, поскольку считает, что за этот срок имеется реальная возможность построить новое здание.
Представители ответчика КГБУЗ «Алтайский краевой клинический центр охраны материнства и детства» в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени извещены.
Представитель третьего лица Министерство здравоохранения РФ в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени извещен. Ранее представил отзыв, в котором указал, что предложения о финансовом обеспечении проведения капитального ремонта объекта будут внесены Минздравом России на рассмотрение рабочей группы (подкомиссии) Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период и Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период в установленном порядке.
В соответствии с правилами статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ, охрана здоровья граждан это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи;
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения, в том числе юридическими лицами, санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со статьей 11 данного Закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39 Закона).
На основании ч.1 ст. 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно ч.1 ст.24 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическим благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 года №44 утверждены санитарные правила СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг».
В соответствии с п. 2.7. СП 2.1.3678-20 покрытия пола и стен помещений, используемых хозяйствующими субъектами, не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком и должны быть устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, прокуратурой района по заданию прокуратуры края проведена проверка соблюдения законодательства в сфере здравоохранения, трудового законодательства в КГБУЗ «Алтайский краевой клинический центр охраны материнства и детства», в ходе которой установлено, что в учреждении патологоанатомическое и инфекционное отделение не соответствует требованиям СанПиН 2.1.3678-20.
В нарушение п. 2.7 СП 2.1.3678-20 в патологоанатомическом отделении стены помещений (коридор, комната отдыха, ординаторская, вырезная, лаборатория, санитарская) имеют дефекты, отслоение штукатурного слоя от стен, многочисленные следы протечек потолка, плесени. Крыша здания находится в аварийном состоянии, требуется капитальный ремонт крыши.
Согласно техническому отчету от Д.М.Г. износ здания инфекционного корпуса по адресу: "Адрес" составляет 55,6%, что также требует проведения работ по капитальному ремонту.
Прокурором района 29.12.2021 в связи с выявленными нарушениями в адрес КГБУЗ «Алтайский краевой клинический центр охраны материнства и детства» внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения не устранены.
Из ответа КГБУЗ «Алтайский краевой клинический центр охраны материнства и детства» от Д.М.Г. № следует, что КГБУЗ «Алтайский краевой клинический центр охраны материнства и детства» направлена заявка для включения зданий патологоанатомического и инфекционного отделений в адресно-инвестиционную программу на 2023 год.
В соответствии с письмом от Д.М.Г. № в Министерство здравоохранения РФ направлен пакет документов на софинансирование мероприятий по проведению капитального ремонта, до настоящего времени ответ не получен.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора о признании бездействия по непроведению капитального ремонта зданий патологоанатомического и инфекционного отделений КГБУЗ «Алтайский краевой клинический центр охраны материнства и детства» незаконным, возложении обязанности на Министерство здравоохранения Алтайского края и КГБУЗ «Алтайский краевой клинический центр охраны материнства и детства» провести капитальный ремонт зданий патологоанатомического и инфекционного отделений КГБУЗ «Алтайский краевой клинический центр охраны материнства и детства», устранив повреждения зданий и их инженерных сетей подлежат удовлетворению.
Довод ответчика Министерства здравоохранения Алтайского края о том, что они являются ненадлежащими ответчиками, суд не принимает в виду следующего.
Согласно п. 1.2, 1.3 Устава КГБУЗ «Алтайский краевой клинический центр охраны материнства и детства» учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, лицевые счета, штампы, бланки, круглую печать со своим наименованием и наименованием Учредителя на русском языке. Собственником имущества и учредителем учреждения является Алтайский край. Министерство здравоохранения Алтайского края осуществляет функции и полномочия учредителя учреждения и главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственного учреждения, в том числе по вопросам сохранности, содержания и использования по назначению государственного имущества.
Указом Губернатора Алтайского края №151 от 05 декабря 2016 года «Об утверждении положения о Министерстве здравоохранения Алтайского края» признан утратившим указы Губернатора Алтайского края от 25.04.2014 N 49 «Об утверждении положения о Главном управлении Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности». Указ вступил в силу с 01.01.2017.
В связи с чем, с Д.М.Г. Учредителем КГБУЗ «Алтайский краевой клинический центр охраны материнства и детства» является Министерство здравоохранения Алтайского края.
Министерство здравоохранения Алтайского края осуществляет полномочия финансирования подведомственных краевых государственных учреждений в качестве главного распорядителя финансовых средств, имеющего право распределять средства краевого бюджета; функции главного администратора (администратора) доходов краевого бюджета и функции главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на его содержание и реализацию возложенных функций (Положение о Министерстве здравоохранения Алтайского края, утв. Указом Губернатора Алтайского края №151 от 05 декабря 2016 года).
В связи с чем, объем ответственности Министерства здравоохранения Алтайского края за выявленные в Учреждении нарушения требований санитарных правил определяется, поскольку данный государственный орган по отношению к подведомственному медицинскому учреждению является главным распорядителем денежных средств.
В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главный распорядитель бюджетных средств, в том числе, распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным распорядителям учреждениям и получателям бюджетных средств, формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания.
В силу частей 2, 3 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, уставом и государственным заданием, утверждаемым учредителем.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки (ч. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
Таким образом, на Министерстве лежала обязанность по своевременному выявлению нарушений и принятию мер к их устранению. Поскольку выявленные нарушения не были своевременно устранены, Министерство здравоохранения Алтайского края являются надлежащим ответчиком.
На основании ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом объема мероприятий, которые подлежат возложению на ответчиков, а также необходимостью их финансирования за счет средств соответствующего бюджета, суд полагает возможным установить срок для их выполнения - до Д.М.Г..
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Ленинского района г.Барнаула в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать бездействие Министерства здравоохранения Алтайского
края (ИНН №) и КГБУЗ «Алтайский краевой клинический центр охраны
материнства и детства» (ИНН №) по непроведению капитального
ремонта зданий патологоанатомического и инфекционного отделений КГБУЗ «Алтайский краевой клинический центр охраны материнства и детства» (ИНН №) незаконным.
Возложить обязанность на Министерство здравоохранения Алтайского
края (ИНН №) и КГБУЗ «Алтайский краевой клинический центр охраны
материнства и детства» (ИНН №) в срок до Д.М.Г. провести капитальный ремонт зданий
патологоанатомического и инфекционного отделений КГБУЗ «Алтайский краевой
клинический центр охраны материнства и детства» (ИНН №), устранив
следующие повреждения зданий и их инженерных сетей:
В конструкции зданий:
выполнить замену линолеума и устройство плинтуса;
выполнить замену керамической плитки;
выполнить замену оконных блоков с подоконными досками;
выполнить замену дверных блоков;
выполнить замену кирпичной кладки;
выполнить замену полов;
выполнить замену плит покрытия;
выполнить замену кровли;
В системе водоснабжения:
выполнить замену труб;
выполнить замену смесителей с душевой сеткой;
выполнить замену смесителей с умывальником или раковиной;
выполнить замену унитазов;
выполнить замену водомерного узла;
В системе водоотведения:
выполнить замену чугунных труб;
выполнить замену чугунных труб;
В системе отопления:
выполнить замену радиаторов;
выполнить замену труб;
выполнить замену труб;
выполнить замену труб;
выполнить замену труб;
В системе электроснабжения:
выполнить замену кабелей;
выполнить замену светильников;
выполнить замену выключателей/розеток;
выполнить замену щитов;
В системе вентиляции:
выполнить замену воздуховодов;
выполнить замену воздуховодов;
выполнить замену воздуховодов;
выполнить замену воздуховодов.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Барнаула в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 28 июля 2023 года.
Судья К.А. Болобченко