Дело № 2-4323/2022
УИД 21RS0025-01-2022-004948-88
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 ноября 2022 года город Чебоксары
Московский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Ивановой Т.В.,
при секретаре судебного заседания Перловой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карповой Галины Владиславовны к Государственному учреждению-Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республики-Чувашии о признании незаконным решения, обязании назначить досрочную пенсию,
У с т а н о в и л :
Истец Карпова Г.В. обратилась в суд с иском (с учетом уточнения от ДД.ММ.ГГГГ.) к ГУ-Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республики (далее – Отделение ПФР) о признании незаконным решения, обязании включить в специальный стаж периоды работы, назначить досрочную пенсию, указав в обоснование иска, что решением Управления ПФР от ДД.ММ.ГГГГ. истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации», в виду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения за пенсией (ДД.ММ.ГГГГ.), поскольку по подсчету Ответчика фактическая продолжительность стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения - 30 лет составила на ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчиком не включены в специальный стаж истца следующие периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры в Атратском психоневрологическом интернате Министерства труда социальной и демографической политики Чувашской Республики, поскольку отсутствуют сведения о начислении заработной платы.
С данным решением истец не согласна. С ДД.ММ.ГГГГ. истец работала в должности медицинской сестры в Атратском психоневрологическом интернате, что подтверждается записями в трудовой книжке (п.1,2) и уточняющей справкой от ДД.ММ.ГГГГ. №. В указанные периоды она работала в режиме полного рабочего дня, на полную ставку, полную рабочую неделю, отвлечений от основной работы не было, трудовой договор с нею не расторгался, выплачивалась заработная плата, из которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд.
В течение трудовой деятельности в период с ДД.ММ.ГГГГ. истец находилась на листке нетрудоспособности.
Указанные периоды работы подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Так же при первоначальном обращении, на назначение страховой пенсии ДД.ММ.ГГГГ., отказным решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ №, период работы с ДД.ММ.ГГГГ. в должности медицинской сестры в Атратском психоневрологическом интернате, был включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии полностью в льготном порядке, из расчета один год работы, как один год и три месяца.
С учетом уточнений от ДД.ММ.ГГГГ. просит суд:
1. Признать незаконным решение Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ. в части отказа о включении в специальный стаж Карповой Г.В. следующих периодов работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ - в должности медицинской сестры в Атратском психоневрологическом интернате.
2. Обязать Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике включить Карповой Г.В. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в соответствии с подп.20 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» следующие периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ - в должности медицинской сестры в Атратском психоневрологическом интернате - в льготном исчислении (из расчета один год работы как один год и три месяца).
3. Обязать Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике назначить Карповой Г.В. досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права - ДД.ММ.ГГГГ, т.к. в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» требуемый специальный стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения не менее 30 лет истцом выработан на ДД.ММ.ГГГГ., с учетом спорных (вышеуказанных) периодов работы.
На судебное заседание истец Карпова Г.В. не явилась, извещена надлежаще о слушании дела, представила суду уточненное исковое заявление, в котором просила признать незаконным решение ГУ-Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ. № в части спорных периодов и назначить пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ просила иск удовлетворить, рассмотреть дело без ее участия.
В судебное заседание представитель ответчика ГУ – Отделения Пенсионного фонда РФ по Чувашской Республике не явился, извещены надлежаще о слушании дела, представили суду отзыв на иск, в котором указали, что исковые требования не признают по основаниям, изложенным в письменных возражениях, указав, что относительно требований о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости отмечают, что в соответствии с действующей с 1 января 2019 года редакцией пункта 20 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного статьей 8 указанного Федерального закона возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ. С учетом переходных положений, страховая пенсия по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ может быть назначена не ранее чем через шесть месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости в 2019 году, через 18 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости в 2020 году, через 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости в 2021 году. С учетом включения в специальный стаж истца всех оспариваемых периодов работы требуемая 30-летняя его продолжительность выработана по состоянию на 03 декабря 2020г.
Вместе с тем, в соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением предусмотренных законом случаев, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Соответствующее заявление о назначении пенсии подано истцом в Отделение ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, страховая пенсия по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ может быть назначена не ранее чем с ДД.ММ.ГГГГ
На судебное заседание представитель третьего лица БУ «Урмарская ЦРБ» Минздрава Чувашии не явился, извещены надлежаще о слушании дела, своих возражений суду не представили.
Изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ст.39 ч.2 Конституции РФ государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также - Федеральный закон N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). (ч.1 ст.8 Федерального закона N 400-ФЗ).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены ст.30 Федерального закона N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Из материалов дела следует, что истец Карпова Г.В., ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ. Карпова Г.В. обратилась в ГУ–Отделение РФ по ЧР-Чувашии с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Отделения ПФР № от ДД.ММ.ГГГГ Карповой Г.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого льготного стажа на дату обращения за пенсией.
При этом, в решении указано, что фактическая продолжительность стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения 30 лет составила на ДД.ММ.ГГГГ. (право выхода на страховую пенсию по старости возникает ДД.ММ.ГГГГ
В подсчет специального стажа истца пенсионным органом не были включены периоды:
-с ДД.ММ.ГГГГ - в должности медицинской сестры в Атратском психоневрологическом интернате Министерства труда и социальной и демографической политики Чувашской Республики, поскольку отсутствует сведения о начислении заработной платы.
Согласно п.20 ч.1 ст.30 Закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Из материалов дела следует, что Гаврилова Г.В. (Карпова) в ДД.ММ.ГГГГ году поступила в Канашское медицинское училище Минздрава ЧССР и в ДД.ММ.ГГГГ году окончила полный курс названного училища по специальности «медицинская сестра».
Из копии трудовой книжки № от ДД.ММ.ГГГГ. на имя Карповой (Гавриловой, Панькиной) Г.В., ДД.ММ.ГГГГ., имеются следующие записи:
- ДД.ММ.ГГГГ принята медсестрой в Атратский психоневрологический интернат (Пр. № от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ – уволена по собственному желанию ст. 31 КЗоТ РСФСР (Пр. № от ДД.ММ.ГГГГ.) (л.д.11).
В справке № от ДД.ММ.ГГГГ. выданной Атратским психоневрологическим интернатом на имя Карповой (Гавриловой, Панькиной) Г.В. указаны сведения о ее заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ
Указанное также подтверждается лицевым счетом и карточкой - справкой (л.д.14,16).
Кроме того, период работы истца Карповой Г.В. в должности медицинской сестры в Атратском психоневрологическом интернате в период с ДД.ММ.ГГГГ. также подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ., уточняющей период работы, занятость в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии, из которой следует, что Карпова (Гаврилова, Панькина) Г.В. работала полный рабочий день, на ставку.
Как следует из материалов дела, Карповой Г.В. назначена страховая пенсия по старости досрочно с ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, из выписки из СЗН-НВП следует, что пенсионным органом Карповой Г.В. был включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ. в Атратском психоневрологическом интернате в льготном исчислении, как лечебная деятельность в сельской местности, в который входят ранее заявленные истцом периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом уточнения, истцом Карповой Г.В. заявлено требование о признании права на страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с действующей с 1 января 2019 г. редакцией пункта 20 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного статьей 8 указанного Федерального закона возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ. В силу части 1.1. ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к указанному Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с п.21 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к указанному Федеральному закону.
Как следует из приложения 7 к Федеральному закону № 400-ФЗ, лицам, имеющим право на страховую пенсию по старости независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости может быть назначена не ранее чем через 18 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости в 2020 году.
Согласно ч.3 ст.10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19-21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста о наступления таких сроков.
Таким образом, с учетом переходных положений и с учетом включения пенсионным органом в специальный стаж истца оспариваемых периодов работы требуемая 30-летняя его продолжительность выработана по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг.
Вместе с тем, в соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением предусмотренных законом случаев, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Соответствующее заявление о назначении пенсии подано истцом в Отделение ПФР ДД.ММ.ГГГГг., соответственно, исковые требования истца о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГг. подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Согласно ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально удовлетворенным требованиям.
Таким образом, государственная пошлина, уплаченная истцом при подаче иска, подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать решение ГУ - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа в назначении Карповой Г.В. страховой пенсии по старости досрочно, незаконным.
Обязать ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике–Чувашии (ОГРН №) назначить Карповой Галине Владиславовне (СНИЛС ДД.ММ.ГГГГ) страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ГУ-Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Чувашской Республики - Чувашии в пользу Карповой Галины Владиславовны расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Московский районный суд г.Чебоксары ЧР в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Т.В. Иванова
Мотивированное решение изготовлено 10 ноября 2022г.