№
РЕШЕНИЕ
16 марта 2022 года г. Пермь
Судья Ленинского районного суда г. Перми Полевщиков А.В., с участием защитника Закатова В.М., рассмотрев жалобу Черемушкина К.М. на постановление от ДД.ММ.ГГГГ мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района <Адрес> (далее – мировой судья) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении Черемушкина К.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ Черемушкин К.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Черемушкин К.М. признан виновным в том, что являясь руководителем Западно-Уральского Управления Ростехнадзора, расположенного по адресу <Адрес> не выполнил предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно п. «в, ж» ст.14 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 2, 3, 5, 6 Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 г. № 1485, п. 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 г. № 794, п.п. 2, 5 Правил создания, использования и восполнения резервов материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.07.2020 г. № 1119, в частности руководитель Западно-Уральского управления Ростехнадзора Черемушкин К.М. в течение первого года работы не прошел дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в Западно-Уральском управления Ростехнадзора не созданы резервы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций и в целях гражданской обороны (кроме средств индивидуальной защиты).
Не согласившись с указанным постановлением, Черемушкин К.М. обжаловал его в Ленинский районный суд <Адрес>, просит отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указал, что выводы мирового судьи не основаны на материалах дела, в обоснование его вины приведены доказательства, которые носят вероятностный характер; также заявитель указал о существенном нарушении процессуальных требований КоАП РФ, не раскрывая, в чем это выразилось.
Извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы заявитель Черемушкин К.М. в судебное заседание не явился.
Защитник Закатов В.М. в судебном заседании поддержал доводы жалобы и дополнительно пояснил, что Черемушкин К.М. не получал извещение о составлении протокола об административном правонарушении, извещение составлено в форме определения до возбуждения дела об административном правонарушении, в адрес места жительства Черемушкина К.М. не направлялось, протокол был составлен должностным лицом на рабочем месте Черемушкина К.М. по адресу <Адрес>, полагает, что ввиду указанных обстоятельств было нарушено право на защиту Черемушкина К.М.; полагает, что протокол об административном правонарушении не соответствует ст. 28.2 КоАП РФ, т.к. в нем не указаны время его составления, место и время совершения административного правонарушения; считает недоказанным состав административного правонарушения, поскольку Черемушкин К.М. в 2016 г. прошел дополнительное профессиональное образование в области защиты от чрезвычайных ситуаций, что подтверждается удостоверением, имеется переписка между Западно-Уральским управления Ростехнадзора и центральным аппаратом Ростехнадзора по вопросам выделения дополнительного финансирования на создания запасов материально-технических и иных средств для целей ГО и ЧС, тем самым полагает, что руководителем Управления были приняты все необходимые меры для устранения нарушения, в связи с чем отсутствует вина Черемушкина К.М. в совершении административного правонарушения; полагает, что производство по делу подлежит прекращению на основании Постановления Правительства РФ № 336 от 10.03.2022 г. «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».
Оценив доводы жалобы, заслушав защитника Закатова В.М. исследовав материалы дела, обжалуемое постановление, судья районного суда приходит к следующему.
Согласно части 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлен принцип презумпции невиновности, предусматривающий отсутствие у лица, привлекаемого к административной ответственности, обязанности доказывать свою невиновность.
В соответствии с части 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению как наличие события административного правонарушения, так и виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу требований ст. 26.11 КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении доказательства подлежат оценке в их совокупности в целях всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела.
В соответствии с частью 1 ст. 20.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.50 настоящего Кодекса, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Полномочия органов государственной власти, местного самоуправления, права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определены Федеральным законом от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
В соответствии со ст. 14 указанного федерального закона организации обязаны обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций (п. «в»); создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (п. «ж»).
Согласно п. 20 Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 г. № 794) предусмотрено, что для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются резервы финансовых и материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Постановлением Правительства РФ от 25.07.2020 г. № 1119 утверждены Правила создания, использования и восполнения резервов материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Согласно п. 2 Правил резервы материальных ресурсов создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинские изделия, лекарственные препараты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы.
Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 г. № 1485 утверждено Положение о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В силу взаимосвязанных положений п.п. 2, 3, 5, 6 Положения предусмотрена обязанность для руководителей, работников органов государственной власти, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в течение первого года работы проходить дополнительное профессиональное образование в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Такая обязанность была предусмотрена и ранее действовавшим Положением о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 4.09.2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица несут, в том числе административную ответственность.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе плановой выездной проверки, проведенной в Западно-Уральском управлении Ростехнадзора на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ № заместителя начальника управления – начальника отдела нормативно-технического управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <Адрес> заместителем начальника отдела нормативно-технического управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <Адрес> В.Д.А. в Западно-Уральском управлении Ростехнадзора по адресу <Адрес>, <Адрес>, были выявлены нарушения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, установленных указанными выше нормативными правовыми актами, а именно: в Западно-Уральском управлении Ростехнадзора не созданы резервы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций и в целях гражданской обороны (кроме средств индивидуальной защиты), руководитель Западно-Уральском управлении Ростехнадзора Черемушкин К.М. в течение первого года после назначения на должность не прошел обучение по программе повышения квалификации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Плановая проверка была проведена с соблюдением требований Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в связи с чем установленные в ходе нее фактические обстоятельства признаются судом достоверными.
Обстоятельства допущенных нарушений, вопреки доводам жалобы, подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении и исследованными мировым судьей доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, составленным с участием Черемушкина К.М.;
- копиями решения № о проведении плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, протокола осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, акта плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ;
- копиями приказа Западно-Уральского управления Ростехнадзора № от ДД.ММ.ГГГГ «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны и защиты от ЧС запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в Западно-Уральском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору», номенклатуры запасов, удостоверения на имя Черемушкина К.М. о прохождении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучения по программе обучения глав местных администраций и руководителей организаций категории «члены комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности»;
- копиями приказов Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ. №/тк «О заключении срочного служебного контракта с Черемушкиным К.М.», от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ №» о назначении Черемушкина К.М. на должность руководителя Западно-Уральского управления Ростехнадзора с ДД.ММ.ГГГГ
Указанные доказательства соотносятся между собой, не противоречат друг другу и в совокупности свидетельствуют о невыполнении Черемушкиным К.М., являющимся должностным лицом, руководителем Западно-Уральского управления Ростехнадзора, требований п.п. «в, ж» ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 2, 3, 5, 6 Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 г. № 1485, п. 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 г. № 794, п.п. 2, 5 Правил создания, использования и восполнения резервов материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.07.2020 г. № 1119, выразившихся в отсутствии резервов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций и в целях гражданской обороны (кроме средств индивидуальной защиты), невыполнении обязанности пройти дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций в течение первого года после назначения на должность.
Указанные обстоятельства не опровергаются представленными при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела мировым судьей документами, а именно: копиями приказов Западно-Уральского управления Ростехнадзора № от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении ответственных за организацию и ведение гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, уточнении и внесении изменений в схемы оповещения структурных подразделений в Западно-Уральском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору», № от ДД.ММ.ГГГГ «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны и защиты от ЧС запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в Западно-Уральском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» с номенклатурой запасов, акта плановой выездной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной в отношении Западно-Уральского управления Ростехнадзора ГУ МЧС России по <Адрес>, служебной записки от ДД.ММ.ГГГГ № начальника межрегионального финансового отдела Западно-Уральского управления Ростехнадзора К.Т.Б., письма Западно-Уральского управления Ростехнадзора в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № о выделении дополнительного финансирования для создания резервов материально-технических и иных средств для целей гражданской обороны, перспективного плана развития и совершенствования учебно-материальной базы гражданской обороны Западно-Уральского управления Ростехнадзора на период 2017-2021 г.г., писем Западно-Уральского управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № в адрес Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № в МКУ «ПГУГЗ» по <Адрес> по вопросам обучения должностных лиц в области ГО и ЧС.
Так, копия удостоверения об обучении Черемушкина К.М. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не свидетельствует о выполнении обязанности пройти соответствующее дополнительное профессиональное образование в течение первого года после назначения на должность руководителя Западно-Уральского управления Ростехнадзора, т.е. после ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы защитника об обращении в центральный аппарат Ростехнадзора о выделении дополнительного финансирования в целях создания запасов материально-технических и иных средств, а также представленные в дело копии письма от ДД.ММ.ГГГГ, служебной записки от ДД.ММ.ГГГГ. не свидетельствуют о том, что такие меры предпринимались Черемушкиным К.М. как руководителем Западно-Уральского управления Ростехнадзора для создания запасов соответствующих средств на цели предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Издание приказа Западно-Уральского управления Ростехнадзора № от ДД.ММ.ГГГГ, которым из номенклатуры запасов, по сути, исключены все иные материально-технические, продовольственных, медицинских и иных средств для целей гражданской обороны, кроме средств индивидуальной защиты, не свидетельствует о соблюдении Правил создания, использования и восполнения резервов материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.07.2020 г. № 1119.
В обжалуемом постановлении мировым судьей правильно установлены фактические обстоятельства допущенного административного правонарушения, которые выразились в невыполнении предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что свидетельствует о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 20.6 КоАП РФ.
Данный вывод сделан мировым судьей на основании всестороннего, полного и объективного исследования совокупности доказательств, которым при рассмотрении жалобы судьей районного суда также дана всесторонняя оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ и с точки зрения их допустимости, достоверности и достаточности для рассмотрения дела об административном правонарушении.
В то же время мировым судьей бездействие Черемушкина К.М. излишне квалифицировано также как невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения. Такие обстоятельства из имеющихся в деле доказательств не следуют, в связи чем в указанной части постановление подлежи изменению путем исключения указанной излишней квалификации.
В остальном решение о привлечении Черемушкина К.М. к административной ответственности соответствует требованиям ст. 2.4 КоАП РФ, поскольку в обжалуемом постановлении сделан обоснованный вывод о том, что Черемушкин К.М. как руководитель Западно-Уральского управления Ростехнадзора в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» несет персональную ответственность за соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, совершил административное правонарушение в связи с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, поскольку не принял своевременных и надлежащих мер по соблюдению указанных требований законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Доводы защитника Закатова В.М. о нарушении права на защиту Черемушкина К.М. на стадии составления протокола об административном правонарушении являются необоснованными.
Из материалов дела следует, что Черемушкин К.М. был надлежащим образом и заблаговременно извещен о составлении протокола и участвовал в его составлении, при этом по ходатайству от ДД.ММ.ГГГГ в интересах Черемушкина К.М. составление протокола об административном правонарушении было отложено с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ.
Вопреки доводам защитника, протокол об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, содержит указание на время и место выявления административного правонарушения, выразившегося в бездействии.
Постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ. Порядок и срок давности привлечения Черемушкина К.М. к административной ответственности соблюдены, административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения, личности Черемушкина К.М. в пределах нижней границы санкции ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.
С учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, отсутствуют основания для оценки правонарушения в качестве малозначительного и освобождения Черемушкина К.М. от административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.
Доводы защитника Закатова В.М. о наличии оснований для прекращения дела об административном правонарушении на основании Постановления Правительства РФ № 336 от 10.03.2022 г. «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» основаны на неверном понимании указанного нормативного правового акта.
Иных доводов, которые могли бы послужить основанием к отмене, изменению постановления по делу об административном правонарушении, заявителем, его защитниками не приведено.
Обстоятельств, предусмотренных ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, влекущих прекращение производства по делу об административном правонарушении, при рассмотрении жалобы не установлено.
Поскольку все необходимые сведения для определения места, времени и других обстоятельств совершенных административных правонарушений в постановлении имеются, какие-либо неустранимые сомнения относительно места, времени совершения административного правонарушения, вины Черемушкина К.М. отсутствуют, наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной частью 1 ст. 20.6 КоАП РФ, судья приходит к выводу о том, что Черемушкин К.М. к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ привлечен законно и обоснованно. В связи с указанным основания для удовлетворения жалобы и отмены или изменения обжалуемого постановления отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении Черемушкина К.М. изменить:
исключить из описательно-мотивировочной части постановления указание о квалификации деяния Черемушкина К.М. как невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
В остальной части это же постановление оставить без изменения, жалобу Черемушкина К.М. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в порядке ст.ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
<данные изъяты>
Копия верна. Судья –
Подлинный документ хранится
в материалах дела №5-420/2022
мирового судьи судебного участка № 2
Ленинского судебного района