№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 октября 2023 года пгт. Ленино
Ленинский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Киселёвой О. О.,
при секретаре ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Войковского сельского поселения <адрес> Республики Крым к ФИО2, Лихолёту ФИО6, ФИО5, ФИО1, третьи лица - Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о возложении обязанности произвести отчуждение земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Войковского сельского поселения <адрес> Республики Крым обратилась в Ленинский районный суд Республики Крым с иском к ФИО2, Лихолёт А. М., ФИО5, ФИО1, в котором просит обязать ответчика произвести отчуждение земельного участка площадью 7641 +/- 31 кв.м, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, р-н Ленинский, <адрес>, в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу; в случае, если собственником не будет исполнено решение суда в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, принудительно продать указанный земельный участок с публичных торгов с выплатой вырученных средств собственникам за вычетом расходов на исполнение решение суда.
Исковые требования мотивированы тем, что ответчики, являясь иностранными гражданами, имеют на праве собственности спорный земельный участок. Статьей 15 Земельного кодекса Российской Федерации для граждан иностранных государств введен запрет на обладание на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных и иных территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами. Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» утвержден Перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками. Согласно пункту 44.5 Перечня приграничных территорий Муниципальное образование <адрес> Республики Крым отнесено к категории территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками. Нахождение земельного участка в собственности иностранного гражданина является нарушением действующего законодательства, что является основанием для обращения в суд с данным иском.
Истец явку представителя в судебное заседание не обеспечил, просил суд рассмотреть дело в отсутствие представителя, требования удовлетворить.
Ввиду того, что ответчики ФИО2, Лихолёт А. М., ФИО5 являются гражданами Украины, с данным государством в настоящее время отсутствует почтовое сообщение, в Российской Федерации ответчики не имеют зарегистрированного места жительства, судом в порядке ст. 50 ГПК РФ ему назначен адвокат. От адвоката ФИО8, ознакомившегося с материалами дела, поступило в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, просит вынести законное решение на усмотрение суда.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела был надлежащим образом извещен, о причинах неявки суд не уведомил.
Третьи лица явку представителя в судебное заседание не обеспечили, об отложении рассмотрения не просили.
Согласно ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих деле, и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки не уважительными. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
Изучив материалы дела, суд отмечает следующее.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ответчики ФИО2, Лихолёт А. М., ФИО5 являются гражданами Украины, зарегистрированными или снятыми с регистрационного учета по <адрес> не значатся, паспортом гражданина Российской Федерации не документированы.
Также, в судебном заседании установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, пер. Ломоносова, <адрес>, документирован паспортом гражданина РФ серии 1422 № ОВМ МВД России по <адрес> УМВД России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Из представленных <адрес> отделом Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым сведений из ЕГРН следует, что ФИО2 принадлежит 2/15 доли, Лихолёт А. М. принадлежит 2/15 доли, ФИО5 принадлежит 9/15 доли, ФИО1 принадлежит 2/15 доли земельного участка площадью 7641 +/- 31 кв.м, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, р-н Ленинский, <адрес>, запись в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ сделана на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О указал, что в силу ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым Конституция Российской Федерации в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает «национальный режим» для иностранных лиц и лиц без гражданства, то есть в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам.
В соответствии с ч. 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Сама по себе возможность предоставления иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права на определенных условиях приобретать в собственность и в определенных пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками - постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (п. 1 ст. 260 ГК РФ), - не противоречит конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России и вытекает из ч. 1 ст. 9, ч.ч. 1, 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации.
Вместе с тем, осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель в силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, закрепленных, с одной стороны, в указанных статьях Конституции Российской Федерации, а с другой - в ч. 1 ст. 9, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и в ч. 1 ст. 36, согласно которой право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. При этом, он должен исходить из вытекающего из статей 9 и 36 Конституции Российской Федерации приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (ч.ч. 1, 3 ст. 4 Конституции Российской Федерации).
Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю.
Согласно п. 2 ст. 129 ГК РФ законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок, с которыми допускается по специальному разрешению.
В соответствии с п. 3 ст. 15 ЗК РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Указом Президента Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» установлен перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.
Согласно пункту 44.5 Перечня приграничных территорий Муниципальное образование <адрес> Республики Крым отнесено к категории территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.
Положениями п. п. 2 п. 2 ст. 235 ГК РФ предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу.
В соответствии с п. 1 ст. 238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
В случае, если имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в п. 1 ст. 238 ГК РФ, такое имущество с учетом его характера и назначения по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже на торгах (конкурсах, аукционах) с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитают затраты на отчуждение имущества (п. 2 ст. 238 ГК РФ).
Таким образом, земельные участки, расположенные на приграничной территории Муниципального образования <адрес> Республики Крым, не могут принадлежать на праве собственности иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам.
В свою очередь Перечень приграничных территорий является открытым и устанавливается Президентом Российской Федерации в рамках реализации им определенных ст. 80 Конституции Российской Федерации полномочий по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, определении основных направлений внутренней и внешней политики государства.
Порядок отчуждения такого имущества как указано выше определен в ст. 238 ГК РФ, согласно которой собственник обязан самостоятельно продать такое имущество в течение установленного законом срока, а в случае его бездействия, имущество подлежит принудительной продаже по решению суда, в таком случае суд выносит решение о продаже земельного участка на торгах, либо имущество передается в государственную или муниципальную собственность.
Применительно к данному спору, принадлежащие ответчику земельные участки подлежали отчуждению им в течение года с момента вступления в законную силу Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, которым территория Муниципального образования <адрес> Республики Крым включена в число приграничных территорий, однако этого ответчиком добровольно сделано не было, до настоящего времени право собственности на земельные участки зарегистрировано за ответчиком.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец просит возложить на ответчиков обязанность в течении шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, произвести отчуждение спорных земельных участков.
Однако, пунктом 1 ст. 238 ГК РФ не предусмотрено продление годичного срока, предоставленного на отчуждение собственникам имущества, которое не может им принадлежать, в связи с чем, исковые требования в данной части удовлетворены быть не могут.
Порядок принудительной продажи земельных участков, находящихся в собственности лица, которому он не имеет право принадлежать, прямо законом не урегулирован, в связи с чем, суд полагает возможным применить к спорным правоотношениям положения действующего законодательства о принудительной продаже имущества на публичных торгах.
В соответствии с положениями ст. 449.1 ГК РФ, под публичными торгами понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются к публичным торгам, если иное не установлено настоящим Кодексом и процессуальным законодательством.
Организатором публичных торгов выступает лицо, уполномоченное в соответствии с законом или иным правовым актом отчуждать имущество в порядке исполнительного производства, а также государственный орган или орган местного самоуправления в случаях, установленных законом. (п. 2 ст. 449.1 ГК РФ)
Порядок проведения публичных торгов, регламентирован положениями ст. 448 ГК РФ.
Таким образом, к спорным правоотношениям подлежат применению положения п. 2 ст. 238 ГК РФ, ст. ст. 448, 449.1 ГК РФ, то есть о продаже спорных земельных участков на публичных торгах с последующей передачей ответчику вырученной от продажи суммы, за вычетом затрат, понесенных в связи с отчуждением.
Совокупность установленных по делу обстоятельств, указывает на то, что нахождение в собственности ответчика спорного земельного участка, нарушает принципы землепользования, регламентированные в Российской Федерации. Спорный земельный участок расположен на приграничной территории, сведений о расположении на данном земельном участке иных объектов недвижимого имущества материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, избранный истцом способ защиты права, путем принудительной продажи спорного земельного участка основан на положениях действующего законодательства и соразмерен допущенному ответчиком нарушению, а удовлетворение иска, приведет к защите и восстановлению нарушенного права, в связи с чем, заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.
Кроме того, поскольку ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином РФ и документирован паспортом РФ, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований к ФИО1 надлежит отказать.
Разрешая заявленные требования, на основании вышеприведенных норм права, суд также учитывает, что в силу прямого указания закона, определение порядка установления начальной продажной стоимости земельных участков, возложено на суд, в связи с чем, суд полагает возможным определить начальную продажную стоимость спорных земельных участков, равной их рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом-исполнителем в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск администрации Войковского сельского поселения <адрес> Республики Крым удовлетворить частично.
Осуществить принудительную продажу с публичных торгов 2/15 доли земельного участка площадью 7641 +/- 31 кв.м, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, р-н Ленинский, <адрес>, принадлежащей ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, с последующей передачей ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вырученной суммы, за вычетом затрат, понесенных на отчуждение имущества.
Осуществить принудительную продажу с публичных торгов 2/15 доли земельного участка площадью 7641 +/- 31 кв.м, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, р-н Ленинский, <адрес>, принадлежащей Лихолёту ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу д. ФИО4 <адрес>а <адрес>, с последующей передачей Лихолёт ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вырученной суммы, за вычетом затрат, понесенных на отчуждение имущества.
Осуществить принудительную продажу с публичных торгов 9/15 доли земельного участка площадью 7641 +/- 31 кв.м, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, р-н Ленинский, <адрес>, принадлежащей ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, с последующей передачей ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вырученной суммы, за вычетом затрат, понесенных на отчуждение имущества.
Начальную продажную цену отчуждаемого имущества определить равной его рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом-исполнителем в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В удовлетворении исковых требований к ФИО1 отказать.
Взыскать солидарно с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, паспорт гражданина Украины серии ММ №, выдан ДД.ММ.ГГГГ ГОМ Дзержинского РО ХГУ УМВД Украины в <адрес>, Лихолёта ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца д. ФИО4 <адрес>а <адрес>, паспорт гражданина Украины серии МК №, выдан ДД.ММ.ГГГГ ГОМ Дзержинского РО ХГУ УМВД Украины в <адрес>, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, паспорт гражданина Украины серии МК №, выдан ДД.ММ.ГГГГ Московским ГО ХГУ УМВД Украины в <адрес>, государственную пошлину в местный бюджет в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд Республики Крым.
Мотивированное решение суда составлено 18.10.2023г.
Судья ФИО9ёва