Дело № (№)
УИД 21RS0№-45
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
16 января 2024 года <адрес>
Канашский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Орлова Б.З.
при секретаре судебного заседания ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Канашского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии в городе Канаш к администрации <адрес> Республики о возложении обязанности по обеспечению финансирования работ по проведению ремонта асфальтированного покрытия дорожек, к МБДОУ «Детский сад №» <адрес> о возложении обязанности по проведению ремонта асфальтированного покрытия дорожек,
у с т а н о в и л :
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии в городе Канаш обратился в суд с иском (с учетом уточнения требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) к администрации <адрес> Республики о возложении обязанности по обеспечению финансирования работ по проведению ремонта асфальтированного покрытия дорожек и подходов на территории МБДОУ «Детский сад №» <адрес> Республики по адресу: Чувашская Республика, <адрес> течение 4 месяцев со дня вступления решения в законную силу и к МБДОУ «Детский сад №» <адрес> о возложении обязанности в течение 4 месяцев со дня поступления финансирования из администрации <адрес> Республики провести ремонт асфальтированного покрытия дорожек и подходов на территории МБДОУ «Детский сад №» <адрес> Республики по адресу: Чувашская Республика, <адрес>.
Требования мотивированы тем, что приказом руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № на основании приказа Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2023 год» утвержден план профилактических мероприятий по федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому контролю (надзору) на 2023 год. В данный план включены обязательные профилактические визиты в отношении контролируемых лиц, деятельность которых отнесена к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска. Организации, осуществляющие деятельность по воспитанию и обучению детей, отнесены к категории чрезвычайно высокого риска.
Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии в городе Канаш в соответствии пунктом 11 (4) постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» ДД.ММ.ГГГГ проведен профилактический визит в отношении МБДОУ «Детский сад №» <адрес> по адресу: Чувашская Республика, <адрес>.
Срок проведения обязательного профилактического визита приостанавливался в связи с необходимостью проведения экспертизы/испытания с 16 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ по 18 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ. При проведении обязательного профилактического визита были осмотрены помещения, территории МБДОУ «Детский сад №» <адрес> (протокол осмотра при проведении профилактического визита от ДД.ММ.ГГГГ).
В ходе осмотра ДД.ММ.ГГГГ МБДОУ «Детский сад №» <адрес> выявленные следующие нарушения: покрытие дорожек и подходов на территории МБДОУ «Детский сад №» <адрес> имеет дефекты, в частности, асфальтовое покрытие имеет трещины и неровности, что не соответствует пунктам 2.2.4 СанПин ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
По результатам обязательного профилактического визита МБДОУ «Детский сад №» <адрес> выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно провести ремонт дорожек и подходов на территории МБДОУ «Детский сад №» <адрес> со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Копия предписания № также направлена учредителю – администрации <адрес> Республики.
На момент подачи иска предписание № не исполнено, выявленное нарушение не устранено. Из ответа заведующего МБДОУ «Детский сад №» <адрес> (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) на предписание № следует, что в адрес учредителя (администрации <адрес> Республики) неоднократно были отправлены письма от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ «О выделении денежных средств на ремонт асфальтированного покрытия дорожек и подходов на территории детского сада» с приложением сметы. На текущий момент денежные средства не выделены, ремонт асфальтированного покрытия не выполнен. Финансирование работ будет предусмотрено в комплексе мер, направленных на модернизацию дошкольного образования.
По итогам рассмотрения ответа на предписание № администрации <адрес> объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требования № от ДД.ММ.ГГГГ. В ответ на данное предостережение в адрес территориального отдела поступило письмо (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) следующего содержания: с целью устранения выявленных нарушений в части ремонта дорожек и подходов на территории МБДОУ «Детский сад №» <адрес> будет подготовлена проектно-сметная документация для проведения капитального ремонта и благоустройства территорий. В настоящее время для частичного устранения дефектов на проездах и подходах будут проведены ремонтные работы.
Специалистом территориального отдела ДД.ММ.ГГГГ с 8 часов 00 минут до 8 часов 30 минут в ходе рассмотрения информации администрации <адрес> Республики (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) осуществлен осмотр общедоступной территории около МБДОУ «Детский сад №» <адрес> по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, в ходе которой установлено, что покрытия дорожек и подходов на территории МБДОУ «Детский сад №» <адрес> имеют дефекты, а именно асфальтовое покрытие имеет трещины и неровности.
Наличие дефектов покрытия дорожек и подходов на территории МБДОУ «Детский сад №» <адрес> (наличие трещин и неровностей асфальтового покрытия) создает действительную непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью детей (получения травм и ранений), нарушает права детей на охрану жизни и здоровья, на благоприятные условия воспитания и обучения (безопасное оказание услуг).
Основной причиной неисполнения предписания № явилось ненадлежащее финансирование со стороны учредителя и собственника имущества учреждения – муниципального образования «<адрес> Республики».
Представитель истца - Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии в городе Канаш, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. Согласно поступившему в суд заявлению представитель истца просит рассмотреть дело без его участия в судебном заседании, поддержав исковые требования в полном объеме.
Представители ответчиков: администрации <адрес> Республики и МБДОУ «Детский сад №» <адрес>, извещенные о месте и времени судебного разбирательства по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), в судебное заседание не явились.
Согласно поступившему в суд отзыву администрации <адрес> Республики на исковое заявление (л.д.51-52) представитель ответчика сообщает, что согласно Уставу МБДОУ «Детский сад №» <адрес>, утвержденному постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества является муниципальное образование «<адрес> Республики» (статья 4.1 Устава).
Учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет права пользования и распоряжения им в пределах, установленных законодательства Российской Федерации.
Земельный участок, необходимый для выполнения учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование» земельный участок общей площадью 10426 кв.м, расположенный по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование МБДОУ «Детский сад №» <адрес>.
Согласно договору о пользовании муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенному между администрацией <адрес> и МБДОУ «Детский сад №» <адрес>, на праве оперативного управления также передано отдельно стоящее здание общей площадью 1752,40 кв.м, расположенное по адресу: Чувашская Республика, <адрес>.
Проведение ремонта дорожек и подходов на территории МБДОУ «Детский сад №» <адрес> в рассматриваемом случае не относится к компетенции администрации <адрес>.
Статьей 53 Устава <адрес> Республики, утвержденного решением Собрания депутатов <адрес> Республики от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что <адрес> имеет собственный бюджет, составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляется органами местного самоуправления <адрес> самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
К полномочиям администрации <адрес> отнесено в том числе составление бюджета <адрес> и обеспечение его исполнения (пункт 4 части 1 статьи 41 Устава).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24 Устава утверждение бюджета <адрес> и отчета о его исполнении относится к полномочиям Собрания депутатов <адрес>.
Таким образом, выделение денежных средств, не предусмотренных соответствующей статьей бюджета, не относится к полномочиям администрации <адрес>.
Выделение денежных средств на ремонт асфальтового покрытия дорожек и подходов на территории МБДОУ «Детский сад №» <адрес> находится в прямой зависимости от уточнений, вносимых в местный бюджет на текущий финансовый год и плановый период в части выделения дополнительных бюджетных ассигнований.
Нормативными правовыми актами <адрес>, регулирующими бюджетные правоотношения, установлены порядки внесения изменений и дополнений в решения Собрания депутатов <адрес> Республики о местном бюджете, а также перечень документов, прилагаемых к вносимому проекту решения о внесении изменений и дополнений в решение о бюджете.
В рассматриваемом случае администрация <адрес> является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
В просительной части иска истец просит обязать администрацию <адрес> и МБДОУ «Детский сад №» <адрес> провести ремонт дорожек и подходов на территории МБДОУ «Детский сад №» <адрес> по адресу: Чувашская Республика, <адрес>. При этом в иске не указаны: площадь дорожек, подлежащих ремонту, их координаты, кадастровый номер земельного участка, в силу чего решения суда не может являться исполнимым, а спор - разрешенным окончательно. Считает, что исковое заявление удовлетворению не подлежит.
Суд, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право: на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека; на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В статье 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закреплено, что государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей (часть 1); медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья (часть 3).
Положениями статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Частью 7 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статье 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, помимо прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
На основании статьи 9 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций (пункт 4 части 1); обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (пункт 5 части 1).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены санитарные правила СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ №), которые направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми, включая требования к организации проведения временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных услуг для детей, а также к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи и определяют санитарно-противоэпидемические (профилактические) меры при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом.
В силу пункта 2.2.4 вышеуказанных СП ДД.ММ.ГГГГ-20 покрытие проездов, подходов и дорожек на собственной территории не должно иметь дефектов.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях относится к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Как указано в статье 53 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
В соответствии с частью 6 статьи 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждениям осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ.
Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителей (пункт 3 статьи 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).
Согласно Уставу (л.д.№) МБДОУ «Детский сад №» <адрес> является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием «<адрес> Республики» для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образовании (пункт 1.2 Устава).
Функции и полномочия учредителя и собственника имущества учреждения осуществляет администрация <адрес> Республики (пункт 1.5 Устава).
Согласно пункту 1.8 Устава учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с федеральными законами.
Из пункта 4.1 Устава следует, что имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества является муниципальное образование «<адрес> Республики».
Учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет права пользования и распоряжения им в пределах, установленных законодательством российской Федерации и иными нормативными правовыми актами (пункт 4.4 Устава).
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии в городе Канаш ДД.ММ.ГГГГ был проведен профилактический визит в отношении МБДОУ «Детский сад №» <адрес> по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, что подтверждается уведомлением об обязательном профилактическом визите от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№
Согласно уведомлению о приостановлении срока проведения профилактического визита от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№ срок проведения обязательного профилактического визита был приостановлен с 16 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ по 18 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ в связи с проведением отбора проб (образцов), проведения испытаний/экспертиз, срок проведения которых в филиале ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике - Чувашии в <адрес>» составляет 6 рабочих дней (л.д.9).
Истцом были выявлены нарушения покрытия дорожек и подходов на территории МБДОУ «Детский сад №» <адрес>, которые имеют дефекты, в частности, асфальтовое покрытие имеет трещины и неровности, что не соответствует пункту 2.2.4 СанПин ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», что подтверждается протоколом осмотра при проведении профилактического визита от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№
Из акта профилактического визита от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ходе осмотра ДД.ММ.ГГГГ МБДОУ «Детский сад №» <адрес> выявлены следующие нарушения: покрытие дорожек и подходов на территории МБДОУ «Детский сад №» <адрес> имеет дефекты, а именно асфальтовое покрытие имеет трещины и неровности, что не соответствует пунктам 2.2.4 СанПин ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (л.д№).
На основании проведенной проверки в адрес учреждения выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в срок до ДД.ММ.ГГГГ необходимо провести ремонт дорожек и подходов на территории МБДОУ «Детский сад №» <адрес>. Ответственность за невыполнение мероприятий возложена на МБДОУ «Детский сад №» <адрес> (л.д.14).
Из письма МБДОУ «Детский сад №» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ремонт асфальтированного покрытия МБДОУ «Детский сад №» <адрес> требует больших материальных вложений. В связи с этим учредителю были отправлены письма от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о выделении денежных средств на ремонт с приложением сметы. Денежные средства не выделены, ремонт асфальтированного покрытия не выполнен. Финансирование данных работ будет предусмотрено в комплексе мер, направленных на модернизацию дошкольного образования (л.д№).
Из писем МБДОУ «Детский сад №» <адрес> в адрес главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17, 20) и в адрес заместителя главы администрации <адрес> по вопросам социальной политики от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18, 19) усматривается просьба о выделении денежных средств на проведение ремонта асфальтированного покрытия дорожек и подходов на территории детского сада общей площадью 1704 кв.м на сумму 2083818 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии в городе Канаш в адрес администрации <адрес> Республики выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований № (л.д.№).
В ответ на данное предостережение администрацией <адрес> Республики ДД.ММ.ГГГГ сообщено, что будет разработана проектно-сметная документация для проведения капитального ремонта и благоустройства территории. Президент России в Послании Федеральному Собрании проинформировал, что ДД.ММ.ГГГГ года будут выделяться федеральные средства на ремонт и обновление детских садов. В целях частичного устранения дефектов на проездах и подходах будут проведены ремонтные работы (л.д.22).
Специалистом территориального отдела ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ минут до ДД.ММ.ГГГГ минут в ходе рассмотрения информации администрации <адрес> Республики осуществлен осмотр общедоступной территории около МБДОУ «Детский сад №» <адрес> по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, в ходе которой установлено, что покрытия дорожек и подходов на территории МБДОУ «Детский сад №» <адрес> имеют дефекты, а именно асфальтовое покрытие имеет трещины и неровности, о чем также составлена фототаблица (л.д.№
Из постановления «О предоставлении земельного участка в постоянного (бессрочное) пользование» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№ усматривается, что МБДОУ «Детский сад №» <адрес> администрацией <адрес> Республики предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, для общественно-деловых целей, а также по договору от ДД.ММ.ГГГГ № о пользовании муниципальным имуществом <адрес> Республики на праве оперативного управления - здание общей площадью № кв.м, расположенное по адресу: Чувашская Республика, <адрес> (л.д№).
Таким образом, суд приходит к выводу о несоблюдении МБДОУ «Детский сад №» <адрес> требований федерального законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, поскольку имеющиеся вышеуказанные нарушения могут повлечь причинение вреда здоровью и жизни малолетних воспитанников детского сада и работников образовательного учреждения.
Поскольку деятельность образовательного учреждения как юридического лица финансируется собственником имущества - администрацией <адрес> Республики, при этом вопросы обеспечения и организации дошкольного образования на территории города отнесены законодательством к ведению органов местного самоуправления, на администрацию <адрес> Республики как на орган, отвечающий за финансирование соответствующей деятельности образовательного учреждения, подлежит возложению обязанность по финансированию работ по проведению ремонта асфальтированного покрытия дорожек и подходов на территории МБДОУ «Детский сад №» <адрес>, а на МБДОУ «Детский сад №» <адрес> подлежит возложению обязанность после поступления финансирования выполнить эти работы.
Передача муниципального здания в оперативное управление МБДОУ «Детский сад №» <адрес> не свидетельствует об отсутствии у администрации <адрес> обязанности по обеспечению надлежащего осуществления образовательной деятельности.
Доводы администрации <адрес> Республики об отсутствии соответствующих бюджетных полномочий отклоняются, поскольку согласно статьям 9, 139, 140 БК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций.
Согласно статье 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Главным распорядителем бюджетных средств (абзац 36 статьи 6 БК РФ) является орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено БК.
Изыскание предусмотренных законом средств для финансирования мероприятий по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований относится к компетенции администрации города, отсутствие в бюджете денежных средств не является основанием для невыполнения установленной законом обязанности. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса и их защиту.
В соответствии с положениями статьи 206 ГПК РФ имеется необходимость в установлении срока для исполнения ответчиками возложенной судом обязанности.
Утверждение администрации <адрес> о том, что она является ненадлежащим ответчиком по данному делу, суд отклоняет, поскольку выделение средств на данное мероприятие возможно в рамках бюджетного процесса.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии правовых и фактических оснований для возложения на ответчиков обязанности устранить выявленные нарушения санитарного законодательства в деятельности МБДОУ «Детский сад №» <адрес>, а потому заявленные истцом требования подлежат удовлетворению.
Учитывая, что истец освобожден в силу требований законодательства Российской Федерации от уплаты государственной пошлины при подаче заявлений в защиту прав неопределенного круга потребителей (подпункт 13 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации), при этом принимая во внимание имущественное положение ответчика МБДОУ «Детский сад №» <адрес> Республики, суд считает возможным в силу пункта 2 статьи 333.20 НК РФ освободить последнего от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск ттерриториального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике в городе Канаш удовлетворить.
Возложить на администрацию <адрес> Республики (ОГРН №) обязанность в течение 4 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить финансирование работ по проведению ремонта асфальтированного покрытия дорожек и подходов на территории МБДОУ «Детский сад №» <адрес> Республики по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, в соответствии с пунктом 2.2.4 СанПин ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Возложить на МБДОУ «Детский сад №» <адрес> Республики (ИНН №, ОГРН №) обязанность в течение 4 месяцев со дня поступления финансирования из администрации <адрес> Республики провести ремонт асфальтированного покрытия дорожек и подходов на территории МБДОУ «Детский сад №» <адрес> Республики по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, в соответствии с пунктом 2.2.4 СанПин ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Б.З. Орлов
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.