УИД 37RS0020-01-2023-000109-33
Дело № 2-259/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ивановская область, г.Тейково 20 февраля 2023 года
Тейковский районный суд Ивановской области в составе
председательствующего судьи Архиповой А.Р.,
при секретаре Шиловой Н.А.,
с участием помощника Тейковского межрайонного прокурора Уставщиковой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании «20» февраля 2023 года гражданское дело по иску Тейковского межрайонного прокурора Ивановской области, действующего в интересах Тейковского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности провести комплекс мероприятий по регистрации права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Тейковский межрайонный прокурор в интересах Тейковского муниципального района обратился в Тейковский районный суд Ивановской области с исковым заявлением к администрации Тейковского муниципального района, в котором просит обязать администрацию Тейковского муниципального района организовать и провести кадастровые работы и принять меры к оформлению в установленном действующим законодательством порядке права собственности на земельный участок под автомобильной дорогой местного значения по адресу: <адрес>, идентификационный номер дороги №, протяженностью 2,070 км, в срок до 31.12.2023 года, обосновав иск тем, что непринятие мер к оформлению в муниципальную собственность земельных участков под дорогами общего пользования нарушает права собственника земельного участка, приводит к невозможности органа местного самоуправления осуществлять в пределах своих полномочий владение, пользование, распоряжение земельным участком, дорожную деятельность, к осуществлению контроля за состоянием земельного участка, и, как следствие, к его ухудшению.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, положения статей 209, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 11, 19 Земельного кодекса и Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" истец просит суд обязать Администрацию Тейковского муниципального района Ивановской области организовать и провести кадастровые работы и принять меры к оформлению в установленном действующим законодательством порядке права собственности на земельный участок под автомобильной дорогой местного значения по адресу: <адрес>, <адрес> идентификационный номер дороги №, протяженностью 2,070 км, в срок до 31.12.2023 года.
В судебном заседании помощник Тейковского межрайонного прокурора Уставщикова Д.А. исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив, что требование об обязании проведения кадастровых работ излишни, поскольку комплекс работ по оформлению права собственности на спорный земельный участок включает в себя, в том числе, и проведение кадастровых работ для установления точной протяженности и границ дороги. Просила иск удовлетворить, в установлении срока исполнения обязанности до 31 декабря 2024 года не возражала.
Представитель ответчика Администрации Тейковского муниципального района в суд не явился, представил письменный отзыв, а также ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие. Из отзыва следует, что Администрацией Тейковского муниципального района утвержден план мероприятий («дорожной карты») по регистрации права собственности района на автомобильные дороги общего пользования на 2022 – 2024 годы. Спорная автомобильная дорога включена в данный план. В связи с чем, ответчик просил установить срок исполнения работ до 31 декабря 2024 года (л.д. 18-19).
Учитывая надлежащее извещение ответчика, суд считает возможным рассмотрение гражданского дела при данной явке.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела и оценив доказательства, представленные сторонами, суд приходит к следующим выводам.
Согласно положениями ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района (пп. 3); дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пп. 5); осуществление муниципального земельного контроля на межселенной территории муниципального района (пп. 35); организация в соответствии с федеральным законом выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории (пп. 36).
В силу ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения (пп. 5); осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (пп. 6); утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели (пп. 11); осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления (пп. 12).
Из названных законоположений следует, что к вопросам местного значения муниципального образования отнесено владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом, в том числе, автомобильными дорогами общего пользования, размеры затраты на содержание которых также должны утверждаться органами муниципального образования.
Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривалось, что в реестре муниципального имущества на праве муниципальной собственности числится автомобильная дорога общего пользования местного значения по адресу: <адрес>, <адрес>, идентификационный номер дороги №, протяженностью 2,070 км.
Право собственности на земельный участок, включая кадастровый учет участка, под данной дорогой в установленном порядке Тейковским муниципальным районом не оформлено, вместе с тем в реестре муниципальной собственности сооружение в форме спорной дороги указано.
Таким образом, ответчик в настоящее время не может в полной мере реализовывать свои полномочия в области организации дорожной деятельности в отношении спорной автомобильной дороги, а также корректно формировать затраты на обслуживание данного объекта муниципальной собственности, что, бесспорно, свидетельствует о нарушении законодательства Российской Федерации в области дорожной деятельности, а также основных принципов формирования бюджета муниципального района (достоверность бюджета, его прозрачность (открытость), закрепленных ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Одновременно суд учитывает, что согласно распоряжению администрации Тейковского муниципального района № 23-р от 04.02.2021г., регистрация права собственности на земельный участок под вышеназванной дорогой общего пользования местного значения запланирована на 2022 – 2024 годы, что также указывает на то, что муниципальное образование признает имеющееся нарушение в области реализации полномочий местного значения.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что иск Тейковского межрайонного прокурора подлежит удовлетворению, поскольку обстоятельства отсутствия надлежащего оформления права собственности на земельный участок под дорогой общего пользования местного значения по адресу: <адрес>, идентификационный номер дороги №, протяженностью 2,070 км нашли свое подтверждение.
Вместе с тем, учитывая, что меры по регистрации права собственности являются затратами муниципального образования и требуют соблюдения Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», суд полагает необходимым в соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить Администрации Тейковского муниципального района срок для исполнения обязанности – до 31 декабря 2024 года.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования Тейковского межрайонного прокурора к Администрации Тейковского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности провести комплекс мероприятий по регистрации права собственности на земельный участок удовлетворить.
Возложить на Администрацию Тейковского муниципального района обязанность принять меры к оформлению в муниципальную собственность в установленном порядке земельного участка под автомобильной дорогой местного значения, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, протяженностью 2,070 км, кадастровый №, (идентификационный номер дороги 24229 ОП МР) в срок до 31 декабря 2024 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Р. Архипова
Мотивированное решение изготовлено 01 марта 2023 года.