Дело № 2-174/2022
УИД 21RS0014-01-2022-000220-14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 мая 2022 года п. Урмары
Урмарский районный суд Чувашской Республики
в составе:
председательствующего судьи Калининой Л.А.,
при секретаре судебного заседания Кузьминой С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Урмарского городского поселения Урмарского района Чувашской Республики о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Урмарского городского поселения Урмарского района Чувашской Республики обратилась в суд с заявлением о признании за ней права муниципальной собственности на следующие объекты бесхозяйного недвижимого имущества: (данные изъяты).
Заявление мотивировано тем, что указанные объекты недвижимого имущества, находящиеся на территории Урмарского городского поселения Урмарского района Чувашской Республики приняты на учет Управлением Федеральной Регистрационной службы по Чувашской Республике в качестве бесхозяйных. Вышеуказанные объекты недвижимого имущества состояли на учете в качестве бесхозяйных недвижимых вещей более трех месяцев, что подтверждается выписками из ЕГРН 16.03.2021 г. и 17.03.2021 г. Обращений о признании права собственности на данные объекты до настоящего времени не поступало.
Ссылаясь на ст. 225 ГК РФ заявитель просил признать за Урмарским городским поселением Урмарского района Чувашской Республики право муниципальной собственности на указанные выше объекты недвижимого имущества.
Представитель заявителя – ведущий специалист-эксперт администрации Урмарского городского поселения Урмарского района Чувашской Республики АЕН просила рассмотреть дело без ее участия, о чем представила суду заявление. В заявлении указала так же, что заявленные требования поддерживает и просит их удовлетворить.
Заинтересованное лицо Управление Росреестра по Чувашской Республике, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направило, предоставило суду отзыв согласно которому просит рассмотреть указанное дело без участия их представителя, указывая, что управление не имеет заинтересованности в разрешении данного спора.
Заинтересованные лица – администрация Урмарского района Чувашской Республики, Министерство экономического развития и имущественных отношений ЧР, МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание своих представителей не направили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, возражений на заявление не представили, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителей заинтересованных лиц.
Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
В пункте 59 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного суда РФ № 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Согласно пункту 3 статьи 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В пункте 1 статьи 225 ГК РФ указано, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (пункт 3 статьи 225 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейные объекты - линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения).
Исходя из содержания статьи 225 ГК РФ бесхозяйность недвижимого имущества предполагает отсутствие или неизвестность его собственника, а также условием рассмотрения заявления о признании имущества бесхозяйным является отсутствие спора о праве. Именно эти факты входят в предмет доказывания по данной категории дел и подлежат установлению в судебном заседании.
Таким образом, для признания права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь в особом порядке необходима совокупность обязательных условий, перечисленных выше.
Порядок признания права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь за органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом, определен в главе 33 ГПК РФ.
На основании ч. 2 статьи 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В то же время согласно ч. 3 статьи 263 ГПК РФ в случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.
По смыслу изложенных правовых норм принятие на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного, а также последующее признание за органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом, права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь в судебном порядке на основании статьи 225 ГК РФ возможно только в случае отсутствия правопритязаний иных лиц на такое имущество. При этом отсутствие государственной регистрации права собственности общества или иного лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным.
В судебном заседании установлено, что объекты бесхозяйного недвижимого имущества: (данные изъяты) являются линейными объектами недвижимости и в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества приняты на учет Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике 16.03.2021 г. и 17.03.2021 г., о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимость внесены записи о принятии на учет. Данное обстоятельство подтверждается Выписками из ЕГРН от 16.03.2021 г. и 17.03.2021 г.
Таким образом, с момента постановки этих сооружений на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости и до момента возбуждения дела о признании права муниципальной собственности на эти объекты истекло более трех месяцев.
Из письма Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области № 13-ЕТ/6523 от 06.05.2022 г. следует, что сведения об объектах недвижимости, на которые просит признать право муниципальной собственности как на бесхозяйный объект заявитель администрация Урмарского городского поселения Урмарского района Чувашской Республики, по состоянию на 06.05.2022 г. в реестре федерального имущества отсутствуют.
В Реестре государственного имущества Чувашской Республики данный объект также не значится (письмо Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 05.05.2022 г. № 19/19-05-7335).
В реестре муниципальной собственности Урмарского района Чувашской Республики данный объект также не значится (письмо Главы администрации Урмарского района ЧР от 21.04.2022 г. № 02/01-07-1531).
Анализируя обстоятельства дела и исследованные доказательства, суд признает, что собственники линейных объектов недвижимости: (данные изъяты) не известны.
На протяжении более трех месяцев с момента постановки в установленном законом порядке вышеуказанные линейные объекты недвижимости имущества на учет в качестве бесхозяйного, какие-либо лица о своих правах на эти объекты не заявили. Следовательно, вышеуказанные линейные объекты недвижимого имущества, являются бесхозяйным.
Согласно части 2 статьи 293 ГПК РФ, суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник вещи неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Принимая решение, суд учитывает также нижеследующее.
Согласно пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.
Из содержания пункта 4 части 1 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.
При таком положении, учитывая, что оборотоспособность объектов нежилого фонда законом не запрещена и не ограничена, а поэтому их нахождение в муниципальной собственности Урмарского городского поселения Урмарского района Чувашской Республики - не противоречит требованиям действующего законодательства, а приобретение права муниципальной собственности на данные сооружения имеет своей целью решение вопросов местного значения поселения, суд находит, что заявление подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать право муниципальной собственности муниципального образования Урмарское городское поселение Урмарского района Чувашской Республики на:
- (данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты).
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия через Урмарский районный суд Чувашской Республики.
Судья Калинина Л.А.