Судья Белоусова Е.В. |
№21-457/2021 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
17 ноября 2021 г. |
г.Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу администрации Кемского муниципального района на постановление временно исполняющего обязанности начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Кемскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия от 27 августа 2021 г. и решение судьи Кемского городского суда Республики Карелия от 28 сентября 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением должностного лица отделения судебных приставов по Кемскому району УФССП России по Республике Карелия от 27 августа 2021 г., оставленным без изменения решением судьи Кемского городского суда РК от
28 сентября 2021 г., администрация Кемского муниципального района была подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
В поданной в вышестоящий суд жалобе на постановление должностного лица и решение судьи глава администрации Кемского муниципального района Петров Д.А. просит их отменить и прекратить производство по делу, мотивируя свои доводы принятием органом местного самоуправления всех необходимых и действенных мер, направленных на исполнение решения суда о предоставлении взыскателю жилого помещения, и фактическим исполнением возложенных на должника обязательств до вынесения обжалуемого судебного акта.
Проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет за собой административную ответственность, предусмотренную ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
В силу положений ч.1 ст.6, ст.105 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для органов местного самоуправления и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливается новый срок для исполнения.
Из материалов дела следует, что на основании исполнительного листа, выданного Кемским городским судом РК 26 ноября 2020 г. по результатам рассмотрения 28 августа 2020 г. гражданского дела (решение суда вступило в законную силу 27 октября 2020 г.), администрация Кемского муниципального района обязана предоставить фио1 на состав семьи из трех человек благоустроенное, применительно к условиям г.Кемь, по договору социального найма жилое помещение в черте этого населенного пункта, соответствующее жилищным и санитарным нормам, общей площадью не менее 50 кв.м.
В рамках исполнительного производства, возбужденного 02 декабря
2020 г., постановлением должностного лица службы судебных приставов от 10 августа 2021 г. с органа местного самоуправления взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей и требованием от указанной даты установлен новый срок для исполнения судебного постановления до 20 августа 2021 г.
Ввиду неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, постановлением уполномоченного должностного лица отделения судебных приставов по Кемскому району УФССП России по Республике Карелия от 27 августа 2021 г. администрация Кемского муниципального района была привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, которое решением судьи городского суда оставлено без изменения.
При пересмотре постановления по данному делу об административном правонарушении судья пришел к выводу о виновности должника в совершении инкриминируемого ему деяния, указав при этом на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих факты принятия органом местного самоуправления действенных мер для исполнения решения суда и нарушения установленного срока его исполнения по причине наличия чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась в целях надлежащего исполнения возложенных судом обязательств.
Между тем при принятии обжалуемого акта не были учтены имеющие значение для правильного разрешения дела следующие обстоятельства.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но указанным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению противоправных деяний.
Для оценки действий лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в целях установления наличия или отсутствия административно наказуемого деяния должны быть выяснены обстоятельства, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ, в том числе, наличие события правонарушения и виновность лица в его совершении.
Все относящиеся к событию инкриминируемого административного правонарушения обстоятельства подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
С учетом приведенных процессуальных положений применительно к заложенной в ч.1 ст.17.15 КоАП РФ диспозиции в рассматриваемом случае должны быть исследованы вопросы о том, принимались ли должником все зависящие от него меры, направленные на исполнение вступившего в законную силу судебного акта, имелась ли у него реальная возможность исполнить решение суда об обеспечении взыскателя жилым помещением в период после вынесения 10 августа 2021 г. постановления о взыскании исполнительского сбора до установления нового срока его исполнения и явилось ли неисполнение следствием виновного бездействия должника, что является необходимым признаком наступления административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении могут служить протокол об административном правонарушении, иные протоколы, предусмотренные КоАП РФ, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу, показания свидетелей, иные документы (ч.2 ст.26.2 КоАП РФ).
Исходя из ст.26.11 КоАП РФ, судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
При этом процесс оценки собранных по делу доказательств предполагает, что судья должен исследовать их относимость, допустимость, достаточность, достоверность и взаимную связь, после чего сделать объективный анализ данных о фактах, лицах, их действиях (бездействии), причинах и условиях административного правонарушения и обстоятельствах его совершения в совокупности.
Исследование материалов дела показало, что с учетом установления объективных обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного решения, и необходимости обеспечения баланса прав и законных интересов взыскателя и должника определением Кемского городского суда РК от 19 января 2021 г. органу местного самоуправления была предоставлена отсрочка исполнения решения суда на срок до 01 августа 2021 г.
С целью исполнения судебных актов Кемского городского суда РК о предоставлении гражданам, в том числе взыскателю фио1, жилых помещений главой администрации Кемского муниципального района РК 26 ноября 2020 г. в Совет Кемского городского поселения было направлено обращение о необходимости закладки в бюджет Кемского городского поселения лимитов бюджетных обязательств на общую сумму 6515485 рублей, на что также было обращено внимание в письме от 23 ноября 2020 г., адресованном главному бухгалтеру администрации Кемского муниципального района.
По вопросу внесения поправок в бюджет Кемского городского поселения с последующим выделением денежных средств на приобретение взыскателям жилых помещений глава администрации Кемского муниципального района РК неоднократно обращался 15 февраля, 02 марта и 20 апреля 2021 г. в Совет Кемского городского поселения и Кемское МФУ, в апреле и мае 2021 г. -аналогичные обращения направлены в Законодательное Собрание Республики Карелия, Министерство финансов Республики Карелия и Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.
Также во исполнение требований исполнительного документа должником 18, 29 июня и 12 июля 2021 г. проведены электронные аукционы с целью приобретения жилого помещения (квартиры) на территории г.Кемь, которые не состоялись по независящим от него причинам (отсутствие заявок).
На период принятия администрацией Кемского муниципального района мер по исполнению решения суда взыскателю были предложены варианты жилых помещений маневренного фонда, расположенные по адресу: (.....), и по адресу: (.....), от которых фио1 отказался в связи с необходимостью проведения в них ремонтных работ и замены инженерного оборудования.
02 сентября 2021 г. должником проведен размещенный 20 августа 2021 г. электронный аукцион по приобретению жилого помещения (квартиры) в многоквартирном доме на территории г.Кемь, после чего в муниципальную собственность муниципального образования «Кемское городское поселение» 17 сентября 2021 г. приобретено жилое помещение по адресу: (.....), общей площадью 63,7 кв.м, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
На основании постановления администрации Кемского муниципального района от 27 сентября 2021 г. №№ «О распределении жилых помещений» фио1 по договору социального найма от 27 сентября 2021 г. предоставлено упомянутое выше жилое помещение, что послужило основанием для вынесения должностным лицом службы судебных приставов 28 сентября
2021 г. постановления об окончании исполнительного производства в связи с фактическим исполнением должником требований исполнительного документа.
Таким образом, анализ представленных привлекаемым к ответственности лицом в обоснование своей позиции по данному делу доказательств позволяет сделать вывод о том, что органом местного самоуправления предпринимались реальные, действенные и разумные меры, направленные на предоставление взыскателю благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, формального подхода к разрешению данного вопроса и игнорирования должником предъявленных к нему требований не усматривается.
Согласно чч.1, 4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Исходя из вышеизложенного, вопрос о вине юридического лица не может быть рассмотрен вне указанных обстоятельств, и в соответствии с принципом презумпции невиновности все сомнения должны толковаться в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Поскольку с учетом исследования собранных по делу доказательств в их совокупности виновность должника в совершении инкриминируемого деяния нельзя считать безусловно установленной, постановление должностного лица и решение судьи на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ подлежат отмене, производство по делу - прекращению в связи с отсутствием состава данного административного правонарушения (п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление временно исполняющего обязанности начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Кемскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия от 27 августа 2021 г. и решение судьи Кемского городского суда Республики Карелия от 28 сентября 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Кемского муниципального района отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава данного административного правонарушения.
Решение судьи может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ №1413, г.Санкт-Петербург, 190900).
Судья Н.А.Колбасова