№ 2-1491/2020
УИД 59RS0035-01-2020-002444-74
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Соликамск 02 сентября 2020 года
Соликамский городской суд Пермского края
под председательством судьи Новиковой Н.С.,
при секретаре судебного заседания Ждановой К.С.,
с участием прокурора Желудовской Т.В.,
представителя ответчика Черенковой Н.В.,
представителей третьих лиц Созиновой Г.Е., Арзамасовой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Соликамск гражданское дело по иску Соликамского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию «Соликамский городской округ» в лице администрации Соликамского городского округа о возложении обязанности обустроить автомобильную дорогу тротуаром,
У С Т А Н О В И Л:
Соликамский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Соликамский городской суд с иском к Муниципальному образованию «Соликамский городской округ» в лице администрации Соликамского городского округа о возложении обязанности обустроить автомобильную дорогу тротуаром.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что Соликамской городской прокуратурой во исполнение указания Прокуратуры Пермского края от 05.03.2014 г. № «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о безопасности дорожного движения и дорожной деятельности» проведена проверка соблюдения требований безопасности дорожного движения на территории Соликамского городского округа.
Установлено, что администрацией Соликамского городского округа не соблюдаются требования законодательства о безопасности дорожного движения.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.6, п. 8 ч.1 ст.31 Устава Соликамского городского округа, принятого решением Соликамского городской Думы от 29.06.2005 г. № 412, п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», ч.2 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ч.1 ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации …» к полномочиям органов местного значения Соликамского городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Соликамского городского округа, обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах Соликамского городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К полномочиям администрации Соликамского городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Соликамского городского округа, обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах Соликамского городского округа, а также осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения, закреплены в ГОСТе Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 г. № 270-ст (далее ГОСТ Р 52788-2007).
В соответствии с пунктами 4.5.1.1., 4.5.1.3., 4.5.2.1 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут.
Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.
Пешеходные переходы через автомобильные дороги в населенных пунктах располагают через 200-300 м. При этом выбор мест их размещения осуществляют с учетом сформировавшихся регулярных пешеходных потоков, расположением остановок маршрутных транспортных средств, объектов притяжения пешеходов. В населенных пунктах протяженностью до 0,5 км устраивают не более двух пешеходных переходов с интервалом 150-200 м.
В нарушение указанных требований законодательства участок автомобильной дороги, расположенный в городе Соликамске по <...> не обустроен тротуаром.
Приведенные факты недопустимы, поскольку создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью неопределенному крушу лиц, участников дорожного движения и пешеходов.
Тротуары следует обустроить с учетом существующей застройки на участке <...>. Продолжить обустройство тротуара от <...>
При обустройстве тротуара следует учесть требования п.4.5.2.1 ГОСТ Р 52398 о расположении пешеходных переходов.
Поскольку требования законодательства органом местного самоуправления Соликамского городского округа не исполнены, в целях защиты прав граждан на безопасность дорожного движения, Соликамский городской прокурор обязан обратиться в судебные органы.
Соликамский городской прокурор просит обязать Муниципальное образование «Соликамский городской округ» в лице администрации Соликамского городского округа в срок до 01 января 2022 года обустроить тротуар на участке <...>. Продолжить обустройство тротуара от <...>. При обустройстве тротуара следует учесть требования п.4.5.2.1 ГОСТ Р 52398 о расположении пешеходных переходов.
В судебном заседании прокурор на иске настаивает, ответчиком в течение длительного времени не соблюдается закон, прокурором в 2015 году направлялось соответствующее представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, которой по существу не исполнено администрацией Соликамского городского округа. Движение пешеходов на спорном участке является интенсивным, что подтверждается справкой органов ГИБДД, в пределах доступности расположены социальные объекты.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации Соликамского городского округа Черенкова Н.В., действующая на основании доверенности, с иском не согласна, в том числе по доводам письменных возражений.
В судебном заседании представители третьих лиц МКУ «Управление капитального строительства Соликамского городского округа», привлеченного протокольным определением Соликамского городского суда Пермского края от 03.08.2020 г. МБУ «Управление по ремонту, строительству и инженерной инфраструктуре Соликамского городского округа», МБУ Управление благоустройства Соликамского городского округа Созинова Г.Е., Арзамасова И.А., действующие на основании доверенности, решение оставляют на усмотрение суда, МКУ «УКС» ликвидируется, организациями принимаются меры по обустройству тротуаров в г.Соликамск с учетом первоочередной необходимости, процедуры выделения бюджетных средств.
В судебное заседание представитель третьего лица ОМВД России по Соликамскому городскому округу не явился, о дате судебного заседания извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
Заслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля ФИО, изучив материалы, исследовав письменные доказательства по делу, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Соликамской городской прокуратурой во исполнение указания Прокуратуры Пермского края от 05.03.2014 г. № «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о безопасности дорожного движения и дорожной деятельности» проведена проверка соблюдения требований безопасности дорожного движения на территории Соликамского городского округа.
Установлено, что администрацией Соликамского городского округа не соблюдаются требования законодательства о безопасности дорожного движения.
В нарушение вышеуказанных требований законодательства участок автомобильной дороги, расположенный <...>.
Тротуары следует обустроить с учетом существующей застройки на участке <...>. Продолжить обустройство тротуара от <...>
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских округов (п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона об автомобильных дорогах, п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", далее Закон об общих принципах организации местного самоуправления), объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, являются элементом обустройства автомобильных дорог, дорожным сооружением, технологической частью автомобильной дороги (п. 5 ст. 3 Закона об автомобильных дорогах), соответственно, обязанность по обустройству тротуаров и освещения возлагается на орган местного самоуправления Соликамского городского округа.
При обустройстве тротуара следует учесть требования п.4.5.2.1 ГОСТ Р 52398 о расположении пешеходных переходов.
Факт наличия длительного нарушения требований безопасности дорожного движения нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, подтверждается надлежащими доказательствами, в том числе показаниями допрошенного в качестве свидетеля Государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Соликамскому ГО ФИО, подтвердившего проведение подсчета интенсивного движения пешеходов на спорном участке дороги, с учетом которого и близости социальных объектов данные участки необходимо обустроить тротуарами.
В связи с чем исковые требования прокурора о возложении на ответчика - Муниципальное образование «Соликамский городской округ» в лице администрации Соликамского городского округа обязанности обустроить тротуар на участке <...>, подлежащими удовлетворению в полном объеме, исходя из необходимости обеспечения соблюдения прав и законных интересов неопределенного круга лиц на безопасные условия дорожного движения.
Суд учитывает, что постановлением администрации Соликамского городского округа от 14.05.2020 г. № МКУ «Управление капитального строительства Соликамского городского округа» ликвидировано.
Постановлением администрации Соликамского городского округа от 21.05.2020 г. №-пафункции заказчика на территории муниципального образования Соликамский городской округ по строительства объектом жилищно-гражданского и промышленного назначения, реконструкции, капитального ремонта объектов, находящихся в муниципальной собственности, выполняет МБУ «Управление по ремонту, строительству и инженерной инфраструктуре Соликамского городского округа».
Обращение прокурора в суд вызвано непринятием надлежащих мер на протяжении длительного времени по исполнению требований законодательства о безопасности дорожного движения и устранению выявленных нарушений требований безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч.2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом характера возложенной на ответчика обязанности, объема работы, подлежащей выполнению, пояснений представителей третьих лиц об осуществлении соответствующей деятельности на территории Соликамского городского округа, суд полагает необходимым установить ответчику срок исполнения настоящего решения суда – до 01 января 2022 года.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Соликамского городского прокурора удовлетворить.
Обязать Муниципальное образование «Соликамский городской округ» в лице администрации Соликамского городского округа в срок до 01 января 2022 года с учетом требования п.4.5.2.1 ГОСТ Р 52398 о расположении пешеходных переходов обустроить тротуар на участке <...>; продолжить обустройство тротуара от <...>.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, т.е. с 09 сентября 2020 года.
Председательствующий Новикова Н.С.