№ 2-1757/2023
УИД 91RS0012-01-2023-002472-69
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 сентября 2023 года город Керчь
Керченский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего-Григорьевской И.В.
при секретаре - Зингерман К.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда города Керчи гражданское дело по исковому заявлению Богданович Антона Петровича к Администрация города Керчи Республики Крым, 3-тье лицо Департамент архитектуры, имущественных и земельных отношений администрации города Керчи Республики Крым, об установлении факта проживания, о возложении обязанности совершить определенные действия, суд
установил:
Богданович А.П. обратился в суд с иском к Администрации г. Керчи Республики Крым, 3-тье лицо Департамента архитектуры, имущественных и земельных отношений администрации города Керчи Республики Крым, в котором просит установить факт его постоянного проживания на территории Республики Крым по состоянию на 24.02.2022 года; о возложении обязанности включить истца в реестр учета отдельных категорий граждан и предоставления им земельных участков на территории Республики Крым, в соответствии с п.11 ст.4 Закона Республики Крым № 66-ЗРК/2015 от 15.01.2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и некоторые вопросы земельных отношений».
В обоснование искового заявления указал, что проходит военную службу по контракту в войсках национальной гвардии Российской Федерации в войсковой части 6915 в гор Керчь Республики Крым с 13.09.2019 года и по настоящее время. Так же в звании прапорщика принимал участие в специальной военной операции на территории Украины, что подтверждается предоставленной им справкой. В силу действующего законодательства, как участник СВО он имеет право на получение земельного участка, однако обратившись в администрацию с советующим заявлением, ему было отказано в постановке в реестр учета отдельных категорий граждан и предоставления им земельных участков на территории Республики Крым, поскольку у него отсутствует постоянная регистрация проживания на территории Республики Крым, по состоянию на 24.02.2022 года
Волков А.Е. в судебное заседание не явился, в предварительном судебном заседании просил суд иск удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации города Керчи Республики Крым, представитель третьего лица Департамента архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации г. Керчи Республики Крым в судебное заседании не явилась, в предварительном судебном заседании не возражала против удовлетворении исковых требований в части установления факта проживания истца на территории Республики Крым. В части возложения обязанности включить истца в реестр учета отдельных категорий граждан и предоставления им земельных участков на территории Республики Крым с иском не согласилась.
Суд изучив материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Конституцией Российской Федерации установлено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с положениями которой предоставление таких земельных участков осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (статья 39.2).
Пунктом 7 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления, кроме прочего, земельного участка иным не указанным в подпункте 6 указанной статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения социальной поддержки военнослужащих, лиц, проходящих (проходивших) службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, и членов их семей распоряжением Президента Российской Федерации от 19 декабря 2022 года № 412-рп (ред. от 17.02.2023) «О дополнительных мерах социальной поддержки военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членов их семей» рекомендовано органам государственной власти Московской области, Республики Крым и г. Севастополя принять законодательные акты, устанавливающие в соответствии с подпунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации случаи предоставления в собственность бесплатно военнослужащим и лицам, проходящим (проходившим) службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, награжденным государственными наградами Российской Федерации за заслуги, проявленные в ходе участия в специальной военной операции, и являющимся ветеранами боевых действий, а также членам семей указанных военнослужащих и лиц, погибших (умерших) вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими в ходе участия в специальной военной операции, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и переданных в собственность этих субъектов Российской Федерации согласно Федеральному закону от 8 декабря 2011 года № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Правительству Российской Федерации обеспечить заключение уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной охраны, другими федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, с высшими должностными лицами Московской области, Республики Крым и г. Севастополя соглашений, предусматривающих порядок их взаимодействия при предоставлении в соответствии с пунктом 1 настоящего распоряжения военнослужащим, лицам, проходящим (проходившим) службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, и членам их семей земельных участков.
Согласно статье 1 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений», предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Статьей 3 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» предусмотрено, что земельные участки для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд предоставляются отдельным категориям граждан, указанным в пунктах 1 - 10 части 1 статьи 4 настоящего Закона, в порядке, установленном статьей 6 настоящего Закона, а гражданам, указанным в пунктах 11 - 13 части 1 статьи 4 настоящего Закона, в порядке, установленном статьей 6-1 настоящего Закона.
В соответствии со статьей 4 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений», право на предоставление земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, в собственность бесплатно имеют ветераны боевых действий, направлявшиеся для обеспечения выполнения задач или принимавшие участие в боевых действиях в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Херсонской области и Запорожской области (далее - специальная военная операция), имеющие постоянную регистрацию (постоянно проживающие) на территории Республики Крым по состоянию на 24 февраля 2022 года.
Статьей 6-1 Закон Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» предусмотрено, что лица, указанные в пунктах 11 - 13 части 1 статьи 4 настоящего Закона, имеют право на однократное внеочередное предоставление земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым, в собственность бесплатно.
Предоставление земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, лицам, указанным в пунктах 11 - 13 части 1 статьи 4 настоящего Закона, осуществляется исполнительным органом Республики Крым, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Республики Крым, при условии учета указанных лиц уполномоченным органом местного самоуправления по месту постоянной регистрации (постоянного проживания) на территории Республики Крым по состоянию на 24 февраля 2022 года лиц, указанных в пунктах 11 и 12 части 1 статьи 4 настоящего Закона.
Порядок учета лиц, указанных в пунктах 11 - 13 части 1 статьи 4 настоящего Закона, и предоставления им земельных участков устанавливается Советом министров Республики Крым.
Абзацем вторым статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (абзац третий статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1).
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абзац четвертый статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1).
Абзацем 8 статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1, граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 12 раздела IV Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, № 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года разъяснено, что из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства» и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 года № 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Уведомлением Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Керчь Республики Крым № Б-215/29-11 от 03.05.2023 истцу отказано в принятии документов для включения в реестр учета отдельных категорий граждан для предоставления земельных участков на территории Республики Крым по причине отсутствия регистрации на территории Республики Крым по состоянию на 24.02.2022 года (л.д. 5).
Вместе с тем судом установлено и следует из материалов гражданского дела, Богданович А.П. является гражданином Российской Федерации, документирован паспортом гражданина Российской Федерации, серии №, выданным отделом <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года зарегистрирован в <адрес>
Согласно свидетельства по месту пребывания № 3041, Богданович А.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по месту пребывания: <адрес> с 22.10.2021 года по 14.10.2023 года ( л.д.12).
Согласно договора найма жилого помещения от 01.08.2021 года, ФИО7. (наймодатель) и Богданович А.П.(наниматель) заключили договор о предоставлении нанимателю во временное пользование с семьей квартиру <адрес>л.д. 13).
Согласно справки Федеральной Службы Войск Национальной гвардии Российской Федерации от 27.04..2023 года прапорщик Богданович А.П. проходит военную службу по контракту в войсковой части 6915 войск национальной гвардии РФ г. Керчи РК, с 13.09.2019 года по настоящее время (л.д. 15).
Согласно ответа Федеральной Службы Войск национальной гвардии РФ командира воинской части <данные изъяты> на адрес суда, по факту прохождения военной службы по контракту в войсковой части <данные изъяты> прапорщиком Богданович А.П. по настоящее время и принятия участия в специальной военной операции на территориях Украины, сообщено, от 27.04.2023 года, что Богданович А.П. в настоящее время проходит военную службу по контракту в войсковой части <данные изъяты> национальной гвардии РФ г. Керчь, Республики Крым К с 13.09.2019 года по настоящее время. Сообщено, что Богданович А.П. принимал участие в специальной военной операции на территориях Украины.
Согласно ответа отдела по вопросам миграции УМВД России по гор. Керчи от 05.06.2023 г., Богданович А.П., ДД.ММ.ГГГГ г.р. зарегистрирован: <адрес> в настоящее время по месту пребывания гор. Керчь, <адрес> года по 14.10.2023 года.
В ходе рассмотрения настоящего дела судом установлено, что Богданович А.П. проходит военную службу, является участником специальной военной операции на территории Украины, постоянно проживает на территории Республики Крым по состоянию на 24.02.2022 года. Таким образом, по смыслу приведенных норм, отсутствие постоянной регистрации у Богданович А.П. по месту жительства в г. Керчь Республики Крым по состоянию на 24.02.2022 г. не влечет за собой невозможность принятия документов по вопросу его включения в реестр учета отдельных категорий граждан для предоставления земельных участков на территории Республики Крым, в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 4 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК «О предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений».
Принимая во внимание, что факт постоянного проживания истца на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым по состоянию на 24.02.2022 нашел своё подтверждении при рассмотрении гражданского дела и подтвержден документально, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца об установлении факта постоянного проживания на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым.
При этом суд, учитывая положения Конституции Российской Федерации, закрепленные в статьях 10 и 118, в соответствии с которыми суд при вынесении решения не вправе подменять органы государственной власти или местного самоуправления и принимать конкретные решения по вопросу, не относящемуся к компетенции суда, полагает, что в части требований о возложении обязанности на ответчика включить истца в реестр учета отдельных категорий граждан и предоставления им земельных участков на территории Республики Крым следует, отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Богданович Антона Петровича к Администрация города Керчи Республики Крым, 3-тье лицо Департамент архитектуры, имущественных и земельных отношений администрации города Керчи Республики Крым, об установлении факта проживания, удовлетворить частично.
Установить факт постоянного проживания Богданович Антона Петровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории Республики Крым, по состоянию на 24 февраля 2022 года.
В остальной части иска, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Керченский городской суд Республики Крым в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Полный текст изготовлен 21.09.2023 года.
Судья -