Дело № 2-678/2023
11RS0004-01-2023-000282-42
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
судьи Сараевой Т.И.
при секретаре Крошкиной Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Печоре 29 марта 2023 года гражданское дело по иску заместителя Печорского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к МДОУ «Детский сад» п.Изъяю об обязании устранить нарушения законодательства о противодействию терроризму,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель Печорского межрайонного прокурора, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МДОУ «Детский сад» п.Изъяю о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объекта образования, расположенного по адресу: **********, путем оборудования объекта системой обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в срок до **.**.**. В обоснование требований указав, что Печорской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму в части обеспечения антитеррористической защищенности объектов образования, осуществляющих образовательную деятельность на территории муниципального района «Печора». Установлено, что на территории МР «Печора» осуществляет образовательную деятельность объект МДОУ «Детский сад» п.Изъяю, расположенный адресу: **********. Согласно акту обследования и категорирования объекта от **.**.** МДОУ «Детский сад» п.Изъяю присвоена четвертая категория опасности. В нарушение подпункта «г» пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 объект МДОУ «Детский сад» п.Изъяю системой передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», не оборудован. **.**.** в адрес директора учреждения было внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о противодействии терроризму, однако нарушения не устранены. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд.
Дело слушалось в соответствии со ст.167 ГПК РФ в отсутствие представителя ответчика, извещенного о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
В судебном заседании помощник Печорского межрайонного прокурора Зрайченко Р.А. на требованиях настаивал.
Суд, заслушав помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст.ст. 2, 7, 72 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, в целях, обеспечения которых деятельность государства (государственных органов) направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. ст. 12, 35 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с пунктом «д» статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В статье 2 Федерального закона от 06.03.006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» закреплены принципы противодействия терроризму в Российской Федерации, одними из которых являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, а также приоритет мер его предупреждения.
Во исполнение пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона № 35-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 № 176 утверждены требования, устанавливающие комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры, включая вопросы инженерно-технической укрепленности объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).
По смыслу пунктов 2, 15 части 3 статьи 28 Закона об образовании к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Требования), и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
В силу пункта 17 указанных Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей, установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
Подпункт "г" пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N 1006, предусмотрено, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются такие мероприятия как оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии.
Из материалов дела следует, что МДОУ «Детский сад» п.Изъяю на праве оперативного управления принадлежит здание по адресу: **********, которому в соответствии с пунктом 13 Требований по антитеррористической защищенности объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1006, присвоена четвертая категория опасности, что подтверждается паспортом безопасности школы.
В июле 2022 года Печорской межрайонной прокуратурой была проведена проверка на предмет соблюдения МДОУ «Детский сад» п.Изъяю требований к антитеррористической защищенности объектов в сфере образования, в ходе которой установлено, что образовательное учреждение не оборудовано системой передачи тревожных сообщений или системой обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».
**.**.** прокурором в адрес заведующей МДОУ «Детский сад» п.Изъяю внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, которое до настоящего времени не исполнено.
В соответствии с п.1.8 Устава МДОУ «Детский сад» п.Изъяю, утвержденного приказом Управления образования МР «Печора» от **.**.** №... (2) учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права. Учредителем учреждения является Управление образования МР «Печора»
Таким образом, МДОУ «Детский сад» п.Изъяю как образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания воспитанников, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье воспитанников, работников образовательной организации.
Из сообщения Управления образования МР «Печора» следует, что в адрес Министерства цифрового развития РК, в Отдел вневедомственной охраны по ********** были направлены запросы о возможности установления оборудования тревожно-вызывной сигнализации и взятия под охрану объекта МДОУ «Детский сад» п.Изъяю. До настоящего времени ответа на запрос не поступало.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что объект МДОУ «Детский сад» п.Изъяю, расположенный по адресу: **********, не соответствуют предъявляемым требованиям антитеррористической защищенности, тогда как принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в том числе права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания несовершеннолетних, а также работников учреждения в период их нахождения в образовательной организации.
Таким образом, исковые требования Печорского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению.
Заявленный прокурором срок устранения выявленных нарушений законодательства о противодействии терроризму - до **.**.**, суд считает разумным.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать МДОУ «Детский сад» п.Изъяю (****) в срок до **.**.** устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объекта образования, расположенного по адресу: **********, путем оборудования объекта системой обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.И. Сараева
Мотивированное решение составлено 05.04.2023 года