Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-8516/2022 ~ М-3512/2022 от 06.04.2022

Дело №2-8516/2022

24RS0048-01-2022-005228-88

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 сентября 2022 года Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Пермяковой А.А.,

при секретаре Смагиной Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» к обществу с ограниченной ответственностью «Эленал» об обязании устранить нарушения лесного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

КГКУ «Лесная охрана» обратилось в суд с исковым заявлением ООО «Эленал», требуя обязать последних произвести очистку мест рубок от порубочных остатков в лесном участке, расположенном на лесном участке, расположенном в лесосеке б/н, выделе , квартале , Иланского участкового лесничества, КГБУ «Иланское лесничество» в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу судебного решения.

Требования мотивированы тем, что Министерством лесного хозяйства <адрес> и ООО «Эленал» заключен договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ -з, согласно которому ООО «Эленал» принимает во временное пользование на срок 49 лет лесной участок, общей площадью 5256 га, предназначенный для заготовки древесины, расположенный: <адрес>, имеющий номер в государственном лесном реестре . В соответствии с лесной декларацией от ДД.ММ.ГГГГ №б/н, предоставленной ООО «Эленал», заготовка древесины производилась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, объем заготавливаемой древесины 630 куб.м на площади 4,5 га. ДД.ММ.ГГГГ участковым лесничим Иланского участкового лесничества КГБУ «Иланское лесничество» ФИО2 произведен осмотр мест рубок, расположенных в лесосеке в выделе , в квартале <адрес> в ходе которого выявлен факт нарушения лесного законодательства, а именно: неудовлетворительная очистка мест рубок на площади 0,4 га, что является нарушением требований п.9,16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ . Старшим государственным инспектором по охране леса ФИО3 в отношении ответчика ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 КоАП РФ. В связи с истечением ДД.ММ.ГГГГ срока давности привлечения ООО «Эленал» к административной ответственности исполняющим обязанности руководителя КГКУ «Лесная охрана» вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ . Поскольку действиями ответчика нарушены нормы лесного законодательства, КГКУ «Лесная охрана» было вынуждено обратиться в суд с настоящим исковым заявлением.

Представитель истца КГКУ «Лесная охрана» в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения извещался своевременно, надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.4-6, 59-60).

Представитель ответчика ООО «Эленал» в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения извещен своевременно, надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил (л.д.57-58).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, КГБУ «Иланское лесничество» в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом (л.д.61-62), просил дело рассмотреть в его отсутствие (л.д.55-56).

Суд, полагает возможным рассмотрение гражданского дела в отсутствии неявившихся участников процесса в соответствии со ст.ст.167, 233 ГПК РФ в порядке заочного судопроизводства.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.ст.42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Согласно ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В силу ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии со ст.1 Лесного кодекса РФ лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения, нормативные правовые акты основываются на принципах сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечения многоцелевого рационального, непрерывного, не истощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, обеспечение охраны и защиты лесов, использование лесов способами, не носящими вреда окружающей среде и здоровью человека.

Согласно ст.5 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Статьей 8 Лесного кодекса РФ установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности от 26.05.2017 года № 228.

В силу ст.60.12 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами. При использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого) и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию.

В соответствии с п.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Статья 75 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде, в том числе в результате ее загрязнения, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В соответствии п.2 ст.78 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Согласно ч.3 ст.53 Лесного кодекса РФ правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством РФ.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 года №1132 «О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства РФ и об отмене некоторых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и государственного надзора в области семеноводства в отношении семян лесных растений», вступившим в силу с 01.01.2021 года, Постановление Правительства РФ от 30.06.2007 года №417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» утратило силу в связи с утверждением новых правил, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 года №1614 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах».

Согласно п.16 Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 №417 действующего в период возникновения рассматриваемых правоотношений, установлено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

Запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором (п. 9 Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 №417).

В силу п.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между Министерством лесного хозяйства Красноярского края и ООО «Эленал» заключен договор аренды лесного участка , согласно которому Министерство лесного хозяйства Красноярского края передало во временное пользование ООО «Эленал» лесной участок площадью 5256 га, расположенный: <адрес>, с номером учетной записи в государственном лесном реестре , с предназначенным видом использования лесов: заготовка древесины, сроком на 49 лет (л.д.33-39).

Согласно лесной декларации от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Эленал» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год осуществлялась заготовка древесины на предоставленном по Договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ лесном участке (л.д.23-32).

ДД.ММ.ГГГГ участковым лесничим Иланского участкового лесничества ФИО2 в отсутствии руководителя ООО «Эленал» произведен осмотр выполнения требований лесного законодательства при проведении работ в квартале выделе по лесорубочному билету (договору) -з от ДД.ММ.ГГГГ при котором установлено нарушение требований лесного законодательства в виде загрязнения или захламления лесов (неудовлетворительная очистка мест рубок, захламление просек и границ, а также прилегающих к лесосекам 50-метровых полос) на площади 0,4 га с суммой ущерба 8 502,78 рублей (л.д.13-22).

ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором по охране леса отдела по лесному и пожарному надзору КГКУ «Лесная охрана» ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 КоАП РФ в отношении ООО «Эленал», поскольку установлена неудовлетворительная очистка мест рубок на площади 0,4 га, что является нарушением п.п.9, 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которым запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. В результате нарушений требований лесного законодательства ООО «Эленал» причинен ущерб государственному лесному фонду в размере 8 502,78 рублей (л.д.10-12).

Постановлением производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, в отношении ООО «Эленал» прекращено по п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с истечением ДД.ММ.ГГГГ срока давности привлечения к административной ответственности (л.д.7-9).

Согласно договору аренды лесных участок от ДД.ММ.ГГГГ арендатор обязан использовать лесные участки по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации настоящим договором (пп.«а», п.13), соблюдать требования «Правил пожарной безопасности в лесах», «Правила санитарной безопасности в лесах», в случае возникновения лесного пожара на лесном участке обеспечивать его тушение (пп.«е» п.13).

Обстоятельств, препятствующих соблюдению требований и норм природоохранного законодательства ООО «Эленал» не установлено.

Согласно ч.2 ст.4 Лесного кодекса РФ, от имени РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

Согласно ст.96 Лесного кодекса РФ федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительно власти субъектов РФ, а также государственными учреждениями, подведомственными органами государственной власти субъектов РФ (ч.2, 2.1 ст.96 Лесного кодекса РФ).

КГКУ «Лесная охрана» создано для исполнения государственных функций и в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Учредителя в области лесных отношений. Учредителем является <адрес>, функции и полномочия Учредителя осуществляет Министерство лесного хозяйства <адрес>, что подтверждается Уставом истца.

Согласно п.1.4 Устава КГКУ «Лесная охрана» для достижения целей своей деятельности вправе быть истцом и ответчиком в арбитражном, третейском судах, судах общей юрисдикции в соответствии с действующим законодательством РФ, а в соответствии с пп.3 п.2.4.1 Устава Учреждение вправе осуществлять предъявление о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области окружающей среды.

Оценивая представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что ООО «Эленал» в нарушение условий договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ -з, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ допустило загрязнение или захламление лесов (неудовлетворительная очистка мест рубок, захламление просек и границ, а также прилегающих к лесосекам 50-метровых полос), в результате чего причинен ущерб государственному лесному фонду.

Принимая во внимание изложенное, суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования КГКУ «Лесная охрана» об обязании к ООО «Эленал» произвести очистку мест рубок от порубочных остатков в лесном участке, расположенном на лесном участке, расположенном в лесосеке в выделе , квартале , Иланского участкового лесничества, КГБУ «Иланское лесничество».

В соответствии с п.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Учитывая, что истец является некоммерческой организацией, созданной для исполнения государственных функций и в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством полномочий Министерства лесного хозяйства Красноярского края, в силу пп.19. п.1 ст.336.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобожден, суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей (на основании пп.3 п.1 ст.333.19).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 233-235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» (ИНН , ОГРН ) к обществу с ограниченной ответственностью «Эленал» об обязании устранить нарушения лесного законодательства, – удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Эленал» (ИНН , ОГРН ) в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести очистку мест рубок от порубочных остатков в лесном участке, расположенном на лесном участке, расположенном в лесосеке в выделе , квартале , <адрес>

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Эленал» (ИНН , ОГРН ) в доход бюджета городского округа г.Красноярска государственную пошлину в размере 6 000 рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Председательствующий:                          А.А. Пермякова

Дата изготовления судом мотивированного заочного решения – ДД.ММ.ГГГГ.

2-8516/2022 ~ М-3512/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
КГКУ Лесная охрана
Ответчики
Эленал ООО
Другие
КГБУ Иланское лесничество
Суд
Советский районный суд г. Красноярска
Судья
Пермякова (Яниева) Анна Александровна
Дело на странице суда
sovet--krk.sudrf.ru
06.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.04.2022Передача материалов судье
08.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.04.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.09.2022Предварительное судебное заседание
13.09.2022Судебное заседание
14.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.10.2022Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
24.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.03.2023Копия заочного решения возвратилась невручённой
15.03.2023Дело оформлено
20.03.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее