Дело №2-8516/2022
24RS0048-01-2022-005228-88
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 сентября 2022 года Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Пермяковой А.А.,
при секретаре Смагиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» к обществу с ограниченной ответственностью «Эленал» об обязании устранить нарушения лесного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
КГКУ «Лесная охрана» обратилось в суд с исковым заявлением ООО «Эленал», требуя обязать последних произвести очистку мест рубок от порубочных остатков в лесном участке, расположенном на лесном участке, расположенном в лесосеке б/н, выделе №, квартале №, Иланского участкового лесничества, КГБУ «Иланское лесничество» в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу судебного решения.
Требования мотивированы тем, что Министерством лесного хозяйства <адрес> и ООО «Эленал» заключен договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №-з, согласно которому ООО «Эленал» принимает во временное пользование на срок 49 лет лесной участок, общей площадью 5256 га, предназначенный для заготовки древесины, расположенный: <адрес>, имеющий номер в государственном лесном реестре №. В соответствии с лесной декларацией от ДД.ММ.ГГГГ №б/н, предоставленной ООО «Эленал», заготовка древесины производилась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, объем заготавливаемой древесины 630 куб.м на площади 4,5 га. ДД.ММ.ГГГГ участковым лесничим Иланского участкового лесничества КГБУ «Иланское лесничество» ФИО2 произведен осмотр мест рубок, расположенных в лесосеке № в выделе №, в квартале № <адрес> в ходе которого выявлен факт нарушения лесного законодательства, а именно: неудовлетворительная очистка мест рубок на площади 0,4 га, что является нарушением требований п.9,16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Старшим государственным инспектором по охране леса ФИО3 в отношении ответчика ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 КоАП РФ. В связи с истечением ДД.ММ.ГГГГ срока давности привлечения ООО «Эленал» к административной ответственности исполняющим обязанности руководителя КГКУ «Лесная охрана» вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ №. Поскольку действиями ответчика нарушены нормы лесного законодательства, КГКУ «Лесная охрана» было вынуждено обратиться в суд с настоящим исковым заявлением.
Представитель истца КГКУ «Лесная охрана» в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения извещался своевременно, надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.4-6, 59-60).
Представитель ответчика ООО «Эленал» в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения извещен своевременно, надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил (л.д.57-58).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, КГБУ «Иланское лесничество» в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом (л.д.61-62), просил дело рассмотреть в его отсутствие (л.д.55-56).
Суд, полагает возможным рассмотрение гражданского дела в отсутствии неявившихся участников процесса в соответствии со ст.ст.167, 233 ГПК РФ в порядке заочного судопроизводства.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст.42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст.1 Лесного кодекса РФ лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения, нормативные правовые акты основываются на принципах сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечения многоцелевого рационального, непрерывного, не истощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, обеспечение охраны и защиты лесов, использование лесов способами, не носящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
Согласно ст.5 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Статьей 8 Лесного кодекса РФ установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности от 26.05.2017 года № 228.
В силу ст.60.12 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами. При использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого) и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию.
В соответствии с п.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Статья 75 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде, в том числе в результате ее загрязнения, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии п.2 ст.78 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Согласно ч.3 ст.53 Лесного кодекса РФ правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством РФ.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 года №1132 «О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства РФ и об отмене некоторых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и государственного надзора в области семеноводства в отношении семян лесных растений», вступившим в силу с 01.01.2021 года, Постановление Правительства РФ от 30.06.2007 года №417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» утратило силу в связи с утверждением новых правил, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 года №1614 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах».
Согласно п.16 Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 №417 действующего в период возникновения рассматриваемых правоотношений, установлено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором (п. 9 Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 №417).
В силу п.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между Министерством лесного хозяйства Красноярского края и ООО «Эленал» заключен договор аренды лесного участка №, согласно которому Министерство лесного хозяйства Красноярского края передало во временное пользование ООО «Эленал» лесной участок площадью 5256 га, расположенный: <адрес>, с номером учетной записи в государственном лесном реестре №, с предназначенным видом использования лесов: заготовка древесины, сроком на 49 лет (л.д.33-39).
Согласно лесной декларации от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Эленал» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год осуществлялась заготовка древесины на предоставленном по Договору аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ лесном участке (л.д.23-32).
ДД.ММ.ГГГГ участковым лесничим Иланского участкового лесничества ФИО2 в отсутствии руководителя ООО «Эленал» произведен осмотр выполнения требований лесного законодательства при проведении работ в квартале № выделе № по лесорубочному билету (договору) №-з от ДД.ММ.ГГГГ при котором установлено нарушение требований лесного законодательства в виде загрязнения или захламления лесов (неудовлетворительная очистка мест рубок, захламление просек и границ, а также прилегающих к лесосекам 50-метровых полос) на площади 0,4 га с суммой ущерба 8 502,78 рублей (л.д.13-22).
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором по охране леса отдела по лесному и пожарному надзору КГКУ «Лесная охрана» ФИО3 составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 КоАП РФ в отношении ООО «Эленал», поскольку установлена неудовлетворительная очистка мест рубок на площади 0,4 га, что является нарушением п.п.9, 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которым запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. В результате нарушений требований лесного законодательства ООО «Эленал» причинен ущерб государственному лесному фонду в размере 8 502,78 рублей (л.д.10-12).
Постановлением № производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, в отношении ООО «Эленал» прекращено по п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с истечением ДД.ММ.ГГГГ срока давности привлечения к административной ответственности (л.д.7-9).
Согласно договору аренды лесных участок № от ДД.ММ.ГГГГ арендатор обязан использовать лесные участки по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации настоящим договором (пп.«а», п.13), соблюдать требования «Правил пожарной безопасности в лесах», «Правила санитарной безопасности в лесах», в случае возникновения лесного пожара на лесном участке обеспечивать его тушение (пп.«е» п.13).
Обстоятельств, препятствующих соблюдению требований и норм природоохранного законодательства ООО «Эленал» не установлено.
Согласно ч.2 ст.4 Лесного кодекса РФ, от имени РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Согласно ст.96 Лесного кодекса РФ федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительно власти субъектов РФ, а также государственными учреждениями, подведомственными органами государственной власти субъектов РФ (ч.2, 2.1 ст.96 Лесного кодекса РФ).
КГКУ «Лесная охрана» создано для исполнения государственных функций и в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Учредителя в области лесных отношений. Учредителем является <адрес>, функции и полномочия Учредителя осуществляет Министерство лесного хозяйства <адрес>, что подтверждается Уставом истца.
Согласно п.1.4 Устава КГКУ «Лесная охрана» для достижения целей своей деятельности вправе быть истцом и ответчиком в арбитражном, третейском судах, судах общей юрисдикции в соответствии с действующим законодательством РФ, а в соответствии с пп.3 п.2.4.1 Устава Учреждение вправе осуществлять предъявление о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области окружающей среды.
Оценивая представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что ООО «Эленал» в нарушение условий договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №-з, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № допустило загрязнение или захламление лесов (неудовлетворительная очистка мест рубок, захламление просек и границ, а также прилегающих к лесосекам 50-метровых полос), в результате чего причинен ущерб государственному лесному фонду.
Принимая во внимание изложенное, суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования КГКУ «Лесная охрана» об обязании к ООО «Эленал» произвести очистку мест рубок от порубочных остатков в лесном участке, расположенном на лесном участке, расположенном в лесосеке № в выделе №, квартале №, Иланского участкового лесничества, КГБУ «Иланское лесничество».
В соответствии с п.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая, что истец является некоммерческой организацией, созданной для исполнения государственных функций и в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством полномочий Министерства лесного хозяйства Красноярского края, в силу пп.19. п.1 ст.336.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобожден, суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей (на основании пп.3 п.1 ст.333.19).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» (ИНН №, ОГРН №) к обществу с ограниченной ответственностью «Эленал» об обязании устранить нарушения лесного законодательства, – удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Эленал» (ИНН №, ОГРН №) в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести очистку мест рубок от порубочных остатков в лесном участке, расположенном на лесном участке, расположенном в лесосеке № в выделе №, квартале №, <адрес>
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Эленал» (ИНН №, ОГРН №) в доход бюджета городского округа г.Красноярска государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Председательствующий: А.А. Пермякова
Дата изготовления судом мотивированного заочного решения – ДД.ММ.ГГГГ.