Адм. дело -----
УИД -----
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о возвращении протокола
об административном правонарушении
дата года г. Чебоксары
Судья Ленинского районного суда г. Чебоксары Савельева В.В., рассмотрев протокол инспектора по ИАЗ ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г. Чебоксары от дата об административном правонарушении о привлечении Трубкина Дениса Анатольевича к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и приложенные к нему материалы,
установил:
дата инспектором по ИАЗ ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г. Чебоксары Ореховым Д.Н. составлен протокол об административном правонарушении о привлечении Трубкина Д.А. к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Из данного протокола следует, что Трубкин Д.А. управляя автомашиной ------, регистрационный знак ----- 21, совершил нарушение п. 2.5 Правил дорожного движения (далее - ПДД), а именно допустил столкновение с ТС ------ г.р.з. ----- РУС и оставил в нарушение ПДД место ДТП участником которого он являлся.
дата протокол об административном правонарушении и иные материалы поступили в суд.
Изучив протокол об административном правонарушении и иные материалы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.12.27 КоАП РФ оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, - влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Согласно ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.
Между тем, доставка Трубкина Д.А. как при поступлении протокола по делу об административном правонарушении в суд так и в судебное заседание не была обеспечена.
Из материалов дела следует, что водительское удостоверение Трубкину Д.А. с момента истечения срока водительского удостоверения, дающего право на управление транспортными средствами (срок истец дата), не выдавалось. О чем имеется соответствующая карточка операции с ВУ (л.д. 20).
КоАП РФ связывает производство по делу об административном правонарушении, совершение которого влечет административное наказание в виде административного ареста, с необходимостью исполнения лицами, осуществляющими производство по делу, ряда специальных требований. В соответствии с ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ административный арест как связанное с лишением лица свободы, а потому наиболее строгое административное наказание, применяемое к гражданам, может быть назначен в исключительных случаях и только судьей. Протокол об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (ч. 2 ст. 28.8 КоАП РФ).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определениях от дата -----, от дата ------О, ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ создает для лица дополнительную гарантию полноценной реализации права на защиту при привлечении к ответственности за административные правонарушения, за которые предусмотрена возможность применения к нарушителю наиболее ограничительных по своему характеру мер административной ответственности. Таким образом, принимая во внимание сокращенный срок рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершение которых влечет административный арест, судья вправе приступить к рассмотрению дела по существу при совокупности следующих условий: – лицо не явилось либо не было доставлено в судебное заседание; – санкция статьи (части статьи) КоАП РФ, на основании которой возбуждено дело об административном правонарушении, предусматривает помимо административного ареста возможность назначения иного вида административного наказания; – фактические обстоятельства дела не исключают возможности назначения административного наказания, не связанного с содержанием нарушителя в условиях изоляции от общества. При этом судам надлежит учитывать, что по делу, рассматриваемому в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, последнему не может быть назначено административное наказание в виде административного ареста. Если судья допускает возможность назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу, административного наказания в виде административного ареста (в том числе и в случае, когда санкция статьи (части статьи) КоАП РФ не устанавливает альтернативного административного наказания, не связанного с содержанием нарушителя в условиях изоляции от общества) и лицо не явилось либо не было доставлено в судебное заседание, протокол об административном правонарушении с другими материалами дела подлежит возвращению в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в порядке, установленном п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, со стадии подготовки к рассмотрению дела. Аналогичная позиция выражена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N дата год (утв. Президиумом Верховного Суда РФ дата).
Таким образом, рассмотрение данного административного дела в отсутствие Трубкина Д.А. возможно в случае, если ввиду данных о его личности ему не следует назначать административное наказание в виде административного ареста.
В силу положений Определения Конституционного Суда РФ от 13.06.2006 N 195-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на нарушение конституционных прав гражданина Ивукова Константина Александровича положением части 2 статьи 3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривая применение административного ареста за грубые нарушения общественного порядка, злостные посягательства на общественную безопасность, порядок управления (статьи 6.8, 6.12, 12.27, 17.3, 19.24, 20.1, 20.3, 20.25 и др.), допускает возможность избрания альтернативного наказания (штрафа) в соответствии с санкцией конкретной статьи (кроме части 2 статьи 20.25), что позволяет суду назначать арест действительно лишь в исключительных случаях, когда только применением ареста могут быть достигнуты цели административного наказания. Судья, рассматривающий дело, обязан дать оценку всем обстоятельствам совершенного правонарушения, назначить наказание, исходя из тяжести содеянного, личности виновного и иных обстоятельств.
Как видно из представленного материала, дата Трубкин Д.А. совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 12.27 ч. 2 КоАП РФ. Из сведений из базы данных МВД о привлечении Гришачева А. Г. к административной ответственности усматривается, что Трубкин Д.А. привлекался к административной ответственности за аналогичные правонарушения в течение года до совершения вмененного нарушения, водительского удостоверения не имеет. Таким образом, данные о личности Трубкина Д.А. допускают возможность назначения ему административного наказания в виде административного ареста, что влечет за собой обязательность его явки в судебное заседание. Обратное, в силу указания Конституционного суда РФ, является нарушением права на защиту.
Следовательно, вынесение постановления по делу об административном правонарушении возможно лишь при соблюдении предусмотренного ст. 25.1 КоАП РФ права лица, привлекаемого к административной ответственности, участвовать в рассмотрении дела и воспользоваться услугами защитника. В свою очередь, судья в силу ст. 25.1 КоАП РФ, может рассмотреть дело об административном правонарушении лишь располагая сведениями об извещении привлекаемого к ответственности лица.
Эти условия должностным лицом не соблюдены, т.е. привлекаемое лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, к судье не доставлен, его явка не обеспечена.
Таким образом, необеспечение явки привлекаемого лица создает для суда условия, в которых невозможна полноценная реализация судьей своих полномочий в соответствии с нормами КоАП РФ.
Согласно ст. 29.1 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют, в числе прочего, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Согласно ст. 29.4 КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается вопрос о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела. По данному вопросу судом в случае необходимости выносится определение.
Согласно ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Поскольку лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не доставлено, данные о личности Трубкина Д.А. допускают возможность назначений ему административного наказания в виде административного ареста, протокол по делу об административном правонарушении со всеми приложенными к нему документами подлежит возврату должностному лицу, составившему его, для устранения недостатков.
Руководствуясь ст. 29.6 КоАП РФ, судья
определил:
Возвратить протокол об административном правонарушении № ----- от дата о привлечении Трубкина Дениса Анатольевича к административной ответственности по ч.2 ст. 12.27 КоАП РФ и приложенные к нему материалы в ИАЗ ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г. Чебоксары для устранения недостатков.
Судья В.В. Савельева