Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-967/2023 ~ М-297/2023 от 24.01.2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 марта 2023 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

Председательствующего судьи Родиной Т.А.

При секретаре Двинских К.В.

с участием прокурора Колчиной Е.Е..

представителя административного истца Селиной А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-967/2023 по административному исковому заявлению Орловой Галины Константиновны о признании недействующим нормативного правового акта в части,

У с т а н о в и л :

Орлова Г.К. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года № 2201 в части включения в него под пунктом 27006 нежилого помещения с кадастровым номером .

Требования обоснованы тем, что принадлежавшее Орловой Г.К. до 22.03.2022 года нежилое помещение с кадастровым номером не подпадает под критерии статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку по сведениям ЕГРН оно является нежилым помещением и с момента приобретения и до настоящего времени находится в состоянии длительного капитального ремонта. Включение помещения в Перечень на 2020 год накладывает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере, что влечет нарушение ее прав.

Представитель административного истца по доверенности Селина А.К. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представило письменный отзыв, в котором сослалось на то, что поскольку объект недвижимости расположен на первом этаже многоквартирных жилых домов, то есть основания считать, что оно используются под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.

Заинтересованное лицо - Межрайонная инспекция ФНС России № 18 по Самарской области просила рассматривать дело в ее отсутствие, привлеченная в качестве заинтересованного лица Администрация г.о. Самары не направила в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.

В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года № 2201 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год.

Нежилое помещение с кадастровым номером включено в данный Перечень на 2020 год под пунктом 27006.

Приказ министерства от 7 октября 2019 года № 2201 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, в издании "Волжская коммуна", N 158(30741), 23.10.2019.

В соответствии с пунктами 1, 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2)нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; 4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из материалов дела следует, что Орловой Г.К. в период с 11.03.2014 года по 22.03.2022 года на праве собственности принадлежало нежилое помещение с кадастровым номером площадью 234,6 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>

С 23.03.2022 года нежилое помещение принадлежит Селиной А.К. на праве собственности.

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости данное нежилое помещение имеет назначение – нежилое, наименование–нежилое помещение - подвал: комнаты №№ 26-40, 42, 44.

По сведениям технического паспорта, выполненного Самарским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» по состоянию на 20 февраля 2006 года, в помещении по адресу: <адрес> на площади 223,4 кв. м. расположены помещения, лестничная клетка.

Несовпадение площади нежилого помещения, отраженной в техническом паспорте, со сведениями, содержащимися в выписке из ЕГРН, связано с тем, что, как пояснила представитель административного истца, в 2018 году в помещении произведена перепланировка.

Нежилое помещение расположено в здании многоквартирного дома с кадастровым номером , которое расположено на земельном участке с кадастровым номером , имеющим разрешенное использование: гараж металлически, который не подразумевает размещение на нём объектов офисного назначения, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.

Мероприятия по определению фактического использования нежилого помещения на дату утверждения Перечня на 2020 год министерством имущественных отношений Самарской области не проводились.

Пояснения представителя административного истца о том, что помещение не использовалось и не используется с момента его приобретения по настоящее время, оно находится в состоянии капитального ремонта, сторонами не опровергнуты.

Доводы административного ответчика о том, что нежилое помещение расположено на первом этаже, где по сведениям Интернет расположен цветочный салон «Самцветок» и магазин овощей и фруктов, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку нежилое помещение с кадастровым номером расположено в подвале, и к салону цветов и магазину овощей и фруктов, расположенным на 1 этаже жилого дома, отношения не имеет.

В связи с изложенным включение нежилого помещения не соответствует критериям включения в Перечень, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы административного истца, поэтому требования административного истца о признании недействующим Перечня на 2020 год в части включения в него нежилого помещения подлежит удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы (2020 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

Требование Орловой Галины Константиновны удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года № 2201, в части включения в него под пунктом 27006 нежилого помещения с кадастровым номером .

Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.А.Родина

Мотивированное решение изготовлено 22 марта 2023 года.

3а-967/2023 ~ М-297/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Самарской области
Орлова Г.К.
Ответчики
Министерство имущественных отношений Самарской области
Другие
МИ ФНС России №18 по Самарской области
Селина А.К.
Администрация г.о. Самара
Суд
Самарский областной суд
Судья
Родина Т. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
27.01.2023Решение вопроса о принятии к производству
27.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.02.2023Подготовка дела (собеседование)
24.01.2023Регистрация административного искового заявления
26.01.2023Передача материалов судье
10.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.03.2023Судебное заседание
21.03.2023Судебное заседание
22.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее