Дело № 12-369/2023
УИД № 21RS0025-01-2023-002482-33
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
05 июня 2023 года город Чебоксары
Судья Московского районного суда г.Чебоксары Курышев С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу
М.М.А., <личные данные>
на постановление по делу об административном правонарушении,
у с т а н о в и л:
постановлением № городской административной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ М.М.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» № 22 от 23 июля 2003 года и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 1000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, М.М.А. обратилась в суд с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене постановления и прекращении производства по делу, указывая, что она является сопровождающим лицом инвалида 3 группы по зрению К.Н.П. Знак «Инвалид» находился под лобовым стеклом автомобиля в момент правонарушения.
В судебное заседание М.М.А., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, не явилась, представила ходатайство об отложении судебного заседания, поскольку К.Н.П. в данный момент находится в <адрес>. Указанное обстоятельство не является препятствием для рассмотрения принесенной жалобы по существу, тем самым в удовлетворении ходатайства заявителя об отложении судебного заседания необходимо отказать.
В судебном заседании представитель городской административной комиссии города Чебоксары К.М.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, указала, что она считает вину М.М.А. доказанной. Просила в удовлетворении жалобы отказать, считая постановление законным и обоснованным.
Выслушав мнения представителя городской административной комиссии, изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Частью 1 ст. 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» № 22 от 23.07.2003 г. предусмотрена ответственность за невнесение платы за пользование на платной основе муниципальными парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере одной тысячи рублей.
Из оспариваемого постановления следует, что ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 10 часов 06 минут по 10 часов 24 минуты собственник (владелец) транспортного средства М.М.А., находясь на платной муниципальной парковке по адресу: <адрес>, не осуществила уплату за размещение транспортного средства марки <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком № на парковке (парковочном месте), расположенной на автомобильной дороге общего пользования местного значения по указанному адресу и используемой в соответствии с постановлением администрации города Чебоксары от 18 декабря 2017 г. №2928 «Об утверждении Перечня размещения парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Чебоксары» на платной основе, чем нарушил п.4.6 «Положения о порядке создания и использования парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения на территории муниципального образования города Чебоксары», утвержденного Постановлением Администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 01 июля 2014 г. № 2240 «Об утверждении Положения о порядке создания и использования парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения на территории муниципального образования города Чебоксары», ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» от 23 июля 2003 г. № 22.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Согласно ч. 2 ст. 34 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» № 22 от 23.07.2003 административные комиссии рассматривают дела об административных ст.ст. 17, 18, 20.1, 21.1, 24.1, 24.4, а также ст.ст. 30, 31 настоящего Закона. В случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, выносится постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 2.6.1 КоАП РФ, с приложением материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, которое оформляется в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждается усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» № 22 от 23.07.2003, являются лица, непосредственно осуществившие действия, перечисленные в названной статье Закона ЧР.
Постановлением администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 18.12.2017 N 2928 утвержден перечень размещения парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Чебоксары.
Парковка, расположенная по адресу: <адрес>, подпадает под перечень размещения парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Чебоксары (круглосуточно (при нахождении транспортного средства на платной парковке (парковочном месте) более 15 минут).
Из данных технического средства, в том числе, фотоматериала, полученного с применением работающего в автоматическом режиме специального технического средства «Страж», идентификатор С20-074, следует, что по адресу: <адрес>, на платной муниципальной парковке, зафиксирован автомобиль <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком №, без осуществления оплаты.
Довод заявителя о том, что указанный автомобиль используется для транспортировки инвалида 3 группы, не может служить основанием для отмены обжалуемого постановления по следующим основаниям.
Пунктом 4.4.7 Положения о порядке создания и использования парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения на территории муниципального образования города Чебоксары, утвержденного постановлением администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 1 июля 2014 года N 2240, предусмотрено, что на всех парковках общего пользования, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На граждан из числа инвалидов III группы распространяются нормы настоящей части в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак "Инвалид" и информация об этих транспортных средствах должна быть внесена в федеральный реестр инвалидов.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что парковка водителем транспортного средства, имеющего опознавательный знак "Инвалид", может быть осуществлена бесплатно только на специально отведенных местах, которые обозначены соответствующими дорожными знаками и только в границах парковочного места, пользование иными парковочными местами осуществляется за плату.
Из материалов дела следует, что транспортное средство <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком №, собственником которого является М.М.А., ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 10 часов 06 минут по 10 часов 24 минуты на платной муниципальной парковке по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, было припарковано не в зоне действия дорожных знаков 6.4 "парковка (парковочное место)" с табличкой 8.17 "инвалиды".
Согласно федеральному реестру инвалидов, указанное транспортное средство не эксплуатируется инвалидом и не используется для перевозки инвалида.
Вместе с тем, из схемы дислокации технических средств организации дорожного движения вблизи <адрес> следует, что перед въездом на парковку, расположенную напротив <адрес>, установлен дорожный знак 5.29 «Зона регулируемой стоянки».
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 24.10.2022) "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения"), дорожный знак 5.29 «Зона регулируемой стоянки» обозначает место, с которого начинается территория (участок дороги), где стоянка разрешена и регулируется с помощью табличек и разметки.
Согласно схеме на парковке имеется дорожная разметка, а также знак 6.4.17д «Парковка для инвалидов».
Таблички 8.8 «Платные услуги» либо дорожного знака 6.4.2д «Зона платной парковки» Приложения № 1 к Правилам дорожного движения, указывающие, что в данной зоне предоставляются платные услуги, указанная схема не содержит.
Знак 5.29 «Зона регулируемой стоянки» не означает, что парковка является платной, поскольку знаков дополнительной информации не имеет.
Наличие Информационных щитов с информацией о предоставляемых услугах в отсутствие специальных дорожных знаков и табличек, не свидетельствует о том, что на указанном участке оказываются платные услуги парковки.
Таким образом, предоставленная в ходе рассмотрения жалобы схема дислокации технических средств организации дорожного движения, не доказывает наличие дорожных знаков, обозначающих платную парковку на местности в момент вменяемого правонарушения - ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку бесспорных доказательств наличия в действительности на местности ДД.ММ.ГГГГ дорожных знаков, обозначающих платную парковку, не представлено, судья полагает, что совершение М.М.А. вменяемого ей правонарушения не доказано, в связи с чем жалоба заявителя подлежит удовлетворению.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, распределение бремени доказывания между государством в лице органов, уполномоченных на вынесение постановлений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, и соответствующими собственниками владельцами) транспортных средств, будучи исключением из общего правила о том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, не отменяет действие в названной сфере иных положений, раскрывающих принцип презумпции невиновности (части 1,2 и части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Такое распределение бремени доказывания не освобождает уполномоченные органы, включая суды, при рассмотрении и разрешении дел об административных правонарушениях в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи от соблюдения требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и других статей данного КоАП РФ, направленных на обеспечение всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения всех обстоятельств и справедливого разрешения дел об административных правонарушениях (определения от 07 декабря 2010 года № 1621-О-О, от 22 марта 2011 года №391-О-О, от 21 июня 2011 года №774-О-О, от 25 января 2012 года № 177-О-О).
В силу положений ч.ч.1 и 4 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч.1 ст.29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
постановление № городской административной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в отношении М.М.А. о привлечении к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» № 22 от 23.07.2003, отменить, производство по делу прекратить, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья: С.Г. Курышев