УИД: 91RS0019-01-2023-005841-67; К. 2.211; дело № 2-748/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
резолютивная часть решения объявлена 20 марта 2024 года
решение в окончательной форме принято 27 марта 2024 года
г. Симферополь
Симферопольский районный суд Республики Крым в составе: председательствующий судья Кулишов А.С., при ведении протокола секретарем ФИО3, с участием помощника прокурора Панько В.В., представителя ответчика Медведева К.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-748/2024 по исковому заявлению исполняющего обязанности заместителя прокурора Симферопольского района Республики Крым, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Кольчугинская школа №1» Симферопольского района Республики Крым, Администрации Симферопольского района Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия, -
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности заместителя прокурора Симферопольского района Республики Крым, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Симферопольский районный суд Республики Крым с иском Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Кольчугинская школа №1» Симферопольского района Республики Крым, Администрации Симферопольского района Республики Крым о возложении на Администрацию Симферопольского района Республики Крым обязанности в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить необходимые мероприятия в пределах компетенции для обеспечения финансирования за счет местного бюджета работ по оборудованию спортивной игровой площадки, расположенной на территории МБОУ «Кольчугинская школа №1», ударопоглощающим покрытием для предупреждения травм при падении детей по всей зоне приземления; устранению дефектов на поверхности спортивного оборудования; устранению выступающих элементов; возложении на МБОУ «Кольчугинская школа №1» обязанности в течение 3 месяцев со дня производства финансирования за счет средств местного бюджета оборудовать спортивную игровую площадку, расположенную на территории МБОУ «Кольчугинская школа №1» ударопоглощающим покрытием для предупреждения травм при падении детей по всей зоне приземления; устранить дефекты на поверхности спортивного оборудования; устранить выступающие элементы на игровом оборудовании; утвердить графики проведения осмотров состояния оборудования спортивной площадки, провести визуальный и функциональный осмотры, обеспечить проведение ежегодного основного осмотра спортивной площадки, расположенной на территории МБОУ «Кольчугинская школа №1».
Иск мотивирован тем, что на территории МБОУ «Кольчугинская школа № 1» расположено детское спортивное оборудование, которое не отвечает требованиям действующего законодательства. Контроль технического состояния оборудования учреждением не осуществляется. С целью устранения выявленных нарушений прокуратурой района директору МБОУ «Кольчугинская школа № 1» внесено представление, однако по результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования, нарушения не устранены.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования, представитель Администрации Симферопольского района Республики Крым возражал против иска в части срока осуществления финансирования.
Заслушав явившихся участников, исследовав материалы дела оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, судом установлено следующее.
В соответствии с частью 7 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ), образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
На основании пункта 15 части 3, пункта 2 части 6 и части 7 статьи 28 Федерального закона №273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения пунктами 1, 3, 5 части 1 статьи 9 Федерального закона № 273-ФЗ отнесено: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях; создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Аналогичную норму содержит пункт 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ), которым организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях; организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях; создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья, отнесены к вопросам местного значения муниципального района.
Аналогичные положения содержатся в пункте 14 статьи 9, пунктах 1, 2 части 6 статьи 58 Устава муниципального образования Симферопольский район, утвержденного решением Симферопольского районного совета от ДД.ММ.ГГГГ №.
В этих целях органы местного самоуправления, должностные лица образовательных учреждений обязаны создавать для детей (учащихся) безопасные условия на время нахождения в образовательном учреждении.
Более того, в силу пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Частью 1 статьи 56 Устава предусмотрено, что администрация района является исполнительно-распорядительным органом района, наделенным настоящим уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Крым.
В силу пунктов 6.2, 6.3 ГОСТ Р 55679-2013. Национального стандарта Российской Федерации. «Оборудование детских спортивных площадок. Безопасность при эксплуатации» (далее – ГОСТ Р 55679-2013), утвержденного приказом Росстандарта от 28 октября 2013 года №1284-ст, контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт осуществляет эксплуатант (владелец).
Результаты контроля за техническим состоянием оборудования и контроля соответствия требованиям безопасности, технического обслуживания и ремонта регистрируют в журнале, который хранится у эксплуатанта (владельца).
Согласно пунктам 6.4, 6.5 ГОСТ Р 55679-2013 контроль технического состояния оборудования включает: осмотр и проверку оборудования перед вводом в эксплуатацию; регулярный визуальный осмотр; функциональный осмотр; ежегодный основной осмотр.
По результатам ежегодного основного осмотра составляют акт. Пример акта ежегодного основного осмотра приведен в приложении А.
Регулярный визуальный осмотр позволяет обнаружить очевидные неисправности и посторонние предметы, представляющие опасности, вызванные пользованием оборудованием, климатическими условиями, актами вандализма (например, разбитые бутылки, консервные банки, пластиковые пакеты, поврежденные элементы оборудования).
Периодичность регулярного визуального осмотра устанавливает эксплуатант (владелец) на основе учета условий эксплуатации.
Оборудование детских игровых площадок, подвергающееся интенсивному использованию или актам вандализма, требует ежедневного визуального осмотра. Пример графика ежедневного визуального осмотра приведен в приложении Б.
Функциональный осмотр представляет собой детальный осмотр с целью проверки исправности и устойчивости оборудования, выявления износа элементов конструкции оборудования.
Осмотр проводят с периодичностью один раз в 1-3 месяца в соответствии с инструкцией изготовителя/продавца. Особое внимание уделяют скрытым, труднодоступным элементам оборудования. Примеры визуального и функционального осмотров приведены в приложении В.
Ежегодный основной осмотр для целей оценки соответствия технического состояния оборудования требованиям безопасности проводят с периодичностью не более одного раза в 12 месяцев. В ходе ежегодного основного осмотра определяют:
- наличие гниения деревянных элементов;
- наличие коррозии металлических элементов;
- влияние выполненных ремонтных работ на безопасность оборудования. Особое внимание уделяют скрытым, труднодоступным элементам оборудования. Ежегодный основной осмотр проводит компетентный персонал в строгом соответствии с инструкцией изготовителя/продавца.
В целях контроля периодичности, полноты и правильности выполняемых работ при осмотрах различного вида эксплуатант (владелец) разрабатывает графики проведения осмотров.
Оборудование монтируют и устанавливают таким образом, чтобы была обеспечена безопасность играющих детей. Запрещается пользоваться оборудованием, не обеспечивающим безопасность детей (пункты 4.2, 4.3 ГОСТ Р 55679-2013).
Кроме того, приказом Росстандарта от 28 октября 2013 года №1282-ст утвержден «ГОСТ Р 55677-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование детских спортивных площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования» (далее - ГОСТ Р 55677-2013), пунктом 3.2 которого установлено, что покрытие детской спортивной площадки: поверхностный слой детской спортивной площадки с амортизационными свойствами для предотвращения травмирования ребенка при падении.
В соответствии с пунктом 4.3 ГОСТ Р 55677-2013 оборудование должно быть изготовлено из нерасщепляющейся древесины, не должно иметь на поверхности дефектов обработки (например заусенцев, задиров, отщепов, сколов и т.п.). Поверхности оборудования из других материалов (например, из стекловолокна) не должны иметь сколов.
Шероховатые поверхности, способные нанести травму, не допускаются.
В пределах любой досягаемой части оборудования не допускается наличие выступающих элементов (проволока, концы тросов или детали с острыми концами и кромками).
Вместе с тем, на территории МБОУ «Кольчугинская школа № 1» расположено детское спортивное оборудование, которое не отвечает указанным требованиям. Контроль технического состояния оборудования учреждением не осуществляется.
С целью устранения выявленных нарушений прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ директору МБОУ «Кольчугинская школа № 1» внесено представление, однако, по результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования, нарушения не устранены.
Ненадлежащее обустройство детских игровых и спортивных площадок нарушает права и свободы неопределенного круга лиц, в том числе, детей, ввиду повышения риска возникновения травмирующих ситуаций и причинения вреда жизни и здоровью граждан, в том числе, детей, что является недопустимым.
Учитывая изложенное, заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд, -
РЕШИЛ:
Иск исполняющего обязанности заместителя прокурора Симферопольского района Республики Крым, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Кольчугинская школа №1» Симферопольского района Республики Крым, Администрации Симферопольского района Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия, удовлетворить.
Возложить на Администрацию Симферопольского района Республики Крым обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить необходимые мероприятия в пределах компетенции для обеспечения финансирования за счет местного бюджета работ по оборудованию спортивной игровой площадки, расположенной на территории МБОУ «Кольчугинская школа №1», ударопоглощающим покрытием для предупреждения травм при падении детей по всей зоне приземления; устранению дефектов на поверхности спортивного оборудования; устранению выступающих элементов.
Возложить на МБОУ «Кольчугинская школа №1» обязанность с течение 3 месяцев со дня производства финансирования за счет средств местного бюджета оборудовать спортивную игровую площадку, расположенную на территории МБОУ «Кольчугинская школа №1» ударопоглощающим покрытием для предупреждения травм при падении детей по всей зоне приземления; устранить дефекты на поверхности спортивного оборудования; устранить выступающие элементы на игровом оборудовании; утвердить графики проведения осмотров состояния оборудования спортивной площадки, провести визуальный и функциональный осмотры, обеспечить проведение ежегодного основного осмотра спортивной площадки, расположенной на территории МБОУ «Кольчугинская школа №1».
Решение может быть обжаловано сторонами, прокурором и другими лицами, участвующим в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Крым через Симферопольский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Дата принятия решения в окончательной форме – 27 марта 2024 года.
Судья