66RS0007-01-2022-007275-17 <данные изъяты>
Дело № 2-6142/2022 Мотивированное решение изготовлено 11 января 2023 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 декабря 2022 г. г. Екатеринбург
Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Грязных Е.Н.,
при помощнике судьи Левиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Екатеринбургский центр занятости» к Мирзоевой Марджоне Азамовне о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение службы занятости населения Свердловской области «Екатеринбургский центр занятости» (далее по тексту – ГКУ «Екатеринбургский ЦЗ») обратилось в суд с исковым заявлением, в котором просит взыскать с Мирзоевой М.А. сумму неосновательного обогащения в размере 73462 руб. 64 коп., почтовые расходы в размере 237 руб. 04 коп.
В обоснование иска указано, что 26 июня 2020 г. Мирзоева М.А. обратилась в ГКУ «Екатеринбургский ЦЗ» с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы в электронной форме через личный кабинет информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России». При электронной регистрации Мирзоева М.А. подтвердила достоверность сообщаемых о себе сведений, в частности, что на момент обращения в Центр занятости не имеет работы и заработка, достоверность сведений о регистрационном учете по месту жительсва, о том, что не зарегистрирован индивидуальным предпринимателем, в случае присвоения ей статуса безработного обязалась незамедлительно сообщить в отдел занятости населения об изменениях, а также указала, что ему известны последствия получения пособия по безработице обманным путем. Приказом № 190Д451/2001 от 08 июля 2020 г. Мирзоева М.А. признана в качестве безработного с выплатой пособия по безработице с 26 июня 2020 г. в максимальном размере. Приказом № 323Д1439/2001 от 18 ноября 2020 г. выплата пособия Мирзоевой М.А. прекращена с одновременным снятием с учета в качестве безработного в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем. При регистрации в ГКУ «Екатеринбургский ЦЗ» Мирзоева М.А. предоставила недостоверные данные о регистрационном учете по месту жительства в <адрес>. Постоянная регистрация у ответчика на территории РФ отсутствует. За период с 26 июня 2020 г. по 26 октября 2020 г. ответчику начислено и выплачено пособие по безработице в сумме 73462 руб. 64 коп. Таким образом, Мирзоева М.А., предоставив недостоверные данные о регистрационном учете по месту жительства в г. Екатеринбурге, незаконно получила денежные средства в сумме 73462 руб. 64 коп. В ответ на уведомление о возврате незаконно полученной суммы пособия Мирзоева М.А. денежные средства не возвратила.
На основании изложенного, истец просит взыскать с Мирзоевой М.А. в пользу ГКУ «Екатеринбургский ЦЗ» сумму неосновательного обогащения в размере 73462 руб. 64 коп., почтовые расходы в размере 237 руб. 04 коп.
Представители истца ГКУ «Екатеринбургский ЦЗ» Кузьминых И.В., Степанова И.В. на заявленных требованиях настаивали. Суду пояснили, что истец посредством электронного взаимодействия не получил сведений о регистрации ответчика по месту жительства. Позже истцу стало известно, что регистрация по месту жительства у ответчика отсутствовала. Регистрация по месту пребывания не является основанием для назначения пособия по безработице. Просили иск удовлетворить.
В судебное заседание ответчик не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом и в срок, об отложении судебного заседания не ходатайствовала, причины неявки суду не известны.
Также о времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации на интернет-сайте Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга.
При указанных обстоятельствах, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав представителей истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту отбезработицы(статья 37).
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее по тексту - Закона РФ «О занятости населения в РФ») настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в РФ» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как установлено судом, 26 июня 2020 г. Мирзоева М.А. обратилась в электронной форме через личный кабинет информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» в Государственное казенное учреждение службы занятости населения Свердловской области «Екатеринбургский центр занятости» с заявлением о предоставлении гражданину государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.
Приказом Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Екатеринбургский центр занятости» от 08 июля 2020 г. № 190Д451/2001 Мирзоева М.А. была признан безработной и ей назначено пособие по безработице с 26 июня 2020 г., а также установлены размеры и сроки выплаты пособия.
Приказом Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Екатеринбургский центр занятости» от 18 ноября 2020 г. № 323Д1439/2001 Мирзоева М.А. снята с регистрационного учета в качестве безработного. В качестве основания для снятия с учета истец указал: «в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем, нет прописки в г. Екатеринбург».
Порядок регистрации безработных граждан на дату обращения ответчика был регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2012 г. № 891, которым утверждены соответствующие Правила регистрации безработных граждан (далее - Правила).
Согласно п. 3 Правил регистрации в качестве безработных подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы в соответствии с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2012 г. № 891, в отношении которых государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения о признании их безработными.
В п. 4 Правил содержится исчерпывающий перечень документов, подлежащих предъявлению в государственные учреждения службы занятости населения с целью постановки на регистрационный учет безработных граждан: паспорт или документ, его заменяющий; трудовая книжка или документ, ее заменяющий; документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях; справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы; для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
В период обращения истца к ответчику с заявлением о признании в качестве безработного и постановке на учет 26 июня 2020 г. действовали Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2020 г. № 460.
В соответствии с данными правилами в редакции на день подачи заявления истцом, в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
Регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
По общим правилам гражданского законодательства местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (ч. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» содержится понятие места жительства, под которым понимается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства (ст. 2).
При этом положения ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» устанавливают, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Исходя из системного толкования перечисленных выше нормативных актов, следует, что отсутствие регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства, не исключает возможность установления фактического места жительства такого гражданина на основании иных сведений и документов, представленных гражданином, которые при установлении юридически значимого обстоятельства, необходимого установлению для разрешения спора о поставке гражданина на регистрационный учет в качестве безработного, подлежат оценке наряду с другими доказательствами, поскольку иное ограничило бы право гражданина на труд и социальную защиту от безработицы.
Из материалов дела следует, что на момент обращения в центр занятости посредством заполнения электронной формы документа Мирзоева М.А. 26 июня 2020 г., как лицо, ищущее работу, имела временную регистрацию по месту пребывания по адресу: <адрес>.
Регистрация по месту жительства или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Также суд обращает внимание на отсутствие доказательств, свидетельствующих о недобросовестности со стороны ответчика либо счетной ошибки.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 данного кодекса.
Согласно п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
При этом следует исходить из того, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.
Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 февраля 2018 года № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Также суд учитывает, что излишне выплаченные ответчику суммы пособия в силу п. 1 ст. 1102 и пп 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть возвращены получателем в случае установления недобросовестности с его стороны, в данном случае недобросовестности Мирзоевой М.А. - лица, которому эта компенсация была назначена, или счетной ошибки.
Следовательно, по данному делу юридически значимым с учетом исковых требований Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Екатеринбургский центр занятости», регулирующих спорные отношения норм материального права являлось установление недобросовестности в действиях ответчика при получении им сумм пособия по безработице.
Поскольку добросовестность гражданина (в данном случае Мирзоевой М.А.) по требованиям о взыскании сумм пособия презюмируется, суд полагает, что бремя доказывания недобросовестности при получении пособия лежит именно на ГКУ «Екатеринбургский ЦЗ», требующего возврата пособия.
Вместе с тем, истец не представил доказательств того, что Мирзоева М.А. при подаче в электронном виде заявления о предоставлении государственной услуги по содействию гражданам в поиске подходящей работы предоставила недостоверные данные о фактическом месте жительства. Истцом не доказано, что Мирзоева М.А. намеренно скрыла факт того, что имеет только регистрацию по месту пребывания, что истец по объективным причинам не имел возможности получить информацию о месте регистрации ответчика.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований истца.
Поскольку судом отказано в удовлетворении основного требования, соответственно, отсутствуют основания и для взыскания почтовых расходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Екатеринбургский центр занятости» к Мирзоевой Марджоне Азамовне о взыскании неосновательного обогащения, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья Е.Н. Грязных