12-63/2019
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
09 октября 2019 года г.Сарапул УР
Судья Сарапульского районного суда Удмуртской Республики Русинов В.В., при секретарях Фуфачевой Н.В.,
должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление – Матвеева И.А.,
рассмотрев жалобу Зайцев К.В. на постановление заместителя начальника управления охраны и использования объектов животного мира – начальника отдела государственного надзора, охраны и мониторинга объектов животного мира, организации и регулирования рыболовства в управлении охраны и использования объектов животного мира Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР (далее отдел государственного надзора Минприроды УР) ФИО3 по делу об административном правонарушении от 28.05.2019г., которым
Зайцев К.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> УР, проживающий по адресу: УР, <адрес>,
привлечён к административной ответственности по ч.1 ст.8.37 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Зайцев К.В. постановлением заместителя начальника управления охраны и использования объектов животного мира – начальника отдела государственного надзора Минприроды УР Матвеева И.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.37 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 руб. Как следует из описательной части постановления, Зайцев К.В. ДД.ММ.ГГГГ года в 00 час.00 мин. не направил по месту получения разрешения таблицу «Сведения о добываемых охотничьих ресурсах, их количестве» по разрешению на добычу птиц серии 18 № 059927 в Каракулинское охотничье хозяйство Удмуртской Республики по адресу: УР, <адрес> в течение 20 дней после окончания последнего из сроков охоты, указанных в разрешении. Разрешение на добычу птиц выдано на сроки охоты с ДД.ММ.ГГГГ года, чем нарушил пункт 3.8 Правил охоты, утвержденных приказом Минприроды РФ от 16.11.2010 г. № 512.
Не согласившись с указанным постановлением, Зайцев К.В. обжаловал его в Сарапульский районный суд УР. Считает вынесенное постановление незаконным по тем основаниям, что должностным лицом при вынесении постановления от 28.05.2019г. нарушено требование о надлежащем уведомлении заявителя, поскольку все извещения, направлялись в адрес заявителя не заблаговременно, в связи с чем, он был лишен возможности присутствовать на рассмотрении дела и дать необходимые пояснения. Заявитель просит обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить.
Заявитель Зайцев К.В. в судебное заседание не явился, будучи извещенным о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился. Дело рассмотрено в его отсутствие.
Лицо, вынесшее обжалуемое постановление – Матвеев И.А. просил оставить обжалуемое постановление без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Часть 1 ст.8.37 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил охоты, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч.1.2 и 1.3 ст.8.37 КоАП РФ.
Статьей 34 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" определено, что охота является одним из видов пользования животным миром.
Предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование российским и иностранным юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства осуществляется в порядке, устанавливаемом данным Федеральным законом, федеральным закономоб охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации (статья 36 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире").
Пользователи животным миром обязаны осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов животного мира, а также оценку состояния среды их обитания (статья 40 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире").
Правовые основы осуществления охоты установлены Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с п. 16 ст.1 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об охоте) под разрешением на добычу охотничьих ресурсов понимается документ, удостоверяющий право на добычу охотничьих ресурсов.
Согласно ст.29 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешения на добычу охотничьих ресурсов выдаются физическим лицам и юридическим лицам, у которых возникло право на добычу охотничьих ресурсов в соответствии с указанным Федеральным законом. Бланки разрешений на добычу охотничьих ресурсов являются документами строгой отчетности, имеют учетные серию и номер.
Требования к осуществлению охоты и сохранению охотничьих ресурсов на всей территории Российской Федерации установлены Правилами охоты, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 ноября 2010 года N 512 (далее – Правила охоты).
Пунктом 3.1 Правил охоты установлено, что охотник при осуществлении охоты обязан соблюдать настоящие Правила.
Пунктом 3.8 Правил охоты установлена обязанность охотников по истечении срока действия разрешения на добычу охотничьих ресурсов, либо в случаях добычи указанного в разрешении количества охотничьих ресурсов, а также в случаях, когда в соответствии с данными Правилами разрешение на добычу охотничьих ресурсов считается использованным, в предусмотренные разрешением на добычу охотничьих ресурсов сроки заполнить и направить сведения о добытых охотничьих ресурсах, предусмотренных разрешением на добычу охотничьих ресурсов, по месту получения разрешения.
Согласно приложению N 5 к Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 августа 2014 года N 379 "Об утверждении порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц" разрешение на добычу птиц содержит Таблицу N 3 "Сведения о добытых охотничьих ресурсах и их количестве", которая отделяется от разрешения и направляется по месту получения разрешения в течение 20 дней после окончания последнего из сроков охоты, указанных в разрешении.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что граждане, пользователи животным миром, получившие разрешение на добычу охотничьих ресурсов, обязаны направлять в органы госохотнадзора сведения о добытых охотничьих ресурсах в установленные сроки.
Неисполнение пользователем животного мира - охотником обязанности по направлению в предусмотренные разрешением на добычу охотничьих ресурсов сроки сведений о добытых ресурсах в место получения разрешения является нарушением пункта 3.8 Правил охоты, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.37 КоАП РФ.
Как усматривается из материалов дела, Зайцев К.В. ДД.ММ.ГГГГ в 00 час.00 мин. не направил по месту получения разрешения таблицу «Сведения о добываемых охотничьих ресурсах, их количестве» по разрешению на добычу птиц серии 18 № в Каракулинское охотничье хозяйство Удмуртской Республики по адресу: УР, <адрес> течение 20 дней после окончания последнего из сроков охоты, указанных в разрешении. Разрешение на добычу птиц выдано на сроки охоты с ДД.ММ.ГГГГ, чем нарушил пункт 3.8 Правил охоты, утвержденных приказом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
По данному факту 08.04.2019г. должностным лицом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР в отношении Зайцев К.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном по ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ. Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения Зайцева К.В. постановлением должностного лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР от 28.05.2019г. №342 к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
Положения указанной статьи в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, подразумевает обязательное создание условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Статьей 25.1 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с данным Кодексом.
Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 ст.28.6 данного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно требованиям ст.28.2 КоАП РФ, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 данного Кодекса.
Предусмотренные ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ требования к порядку составления протокола об административном правонарушении предполагают личное участие физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, при составлении данного процессуального документа.
При этом, лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются его права и обязанности, предусмотренные данным Кодексом, о чем делается запись в протоколе, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении.
Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).
Из системного толкования приведенных положений ст. 28.2 КоАП РФ следует, что лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное участие при составлении протокола об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении в отношении Зайцева К.В по ч.3 ст.19 Закона УР №57-РЗ был составлен ДД.ММ.ГГГГ. в отсутствие Зайцева К.В.
При этом, сведения о надлежащем извещении Зайцева К.В. о времени, дате и месте составления протокола, в материалах дела отсутствуют.
Имеющиеся в материалах дела список заказных писем от Минприроды УР от 26.02.2019г., список внутренних почтовых отправлений от 26.02.2019г., копия конверта и отчета об отслеживании отправления, в силу ч.1 ст.25.15 КоАП РФ не являются достаточным доказательством надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности о составлении протокола об административном правонарушении.
Согласно протоколу об административном правонарушении в отношении Зайцева К.В., адрес места жительства Зайцева К.В. указан: УР, <адрес>. Из списка заказных писем от Минприроды УР от 26.02.2019г. следует, что письмо направлено Зайцеву К.В. по иному адресу: <адрес>, а согласно копии конверта и отчета об отслеживании отправления, получателем корреспонденции указано вместо Зайцева К.В. иное лицо- Матвеев И.А.
Копия протокола об административном правонарушении №000111 Зайцеву К.В. направлена ДД.ММ.ГГГГ. и получена им ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, вышеуказанные законоположения, направленные на создание надлежащего процессуального механизма защиты прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и обеспечение законности при применении мер административного принуждения, административным органом соблюдены не были.
Административным органом не предприняты все возможные надлежащие меры по извещению Зайцева К.В. о времени, дате и месте составления протокола об административном правонарушении, чем допущены процессуальные нарушения, выразившиеся в неисполнении требований ч.1 ст.25.15 КоАП РФ.
Допущенные процессуальные нарушения являются существенными, влекущими нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, поскольку оно было лишено предоставленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях гарантий защиты прав и законных интересов, не могло возражать и давать объяснения по существу правонарушения, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
Пунктом 1 части 1 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.
Согласно частям 1, 2 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, в котором указывается, в том числе время совершения административного правонарушения.
В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в частности обстоятельства, установленные при рассмотрении дела (пункт 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ.
Требования к содержанию названных документов напрямую связаны с датой совершении административного правонарушения.
Привлекая Зайцева К.В. к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ, в оспариваемом постановлении по делу об административном правонарушении от 28.05.2019г. административный орган в соответствии с требованиями п. 4 ч. 1 ст. 29.10 Кодекса сослался на обстоятельства, установленные им при рассмотрении дела, в частности: что Зайцев К.В. ДД.ММ.ГГГГ в 00 час.00 мин. не направил по месту получения разрешения таблицу «Сведения о добываемых охотничьих ресурсах, их количестве» по разрешению на добычу птиц серии 18 № в Каракулинское охотничье хозяйство Удмуртской Республики по адресу: УР, <адрес> течение 20 дней после окончания последнего из сроков охоты, указанных в разрешении. Разрешение на добычу птиц выдано на сроки охоты с ДД.ММ.ГГГГ года, чем нарушил пункт 3.8 Правил охоты, утвержденных приказом Минприроды РФ от 16.11.2010 г. № 512.
В числе доказательств вины Зайцева К.В. в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.37 КоАП РФ, административным органом представлен протокол об административном правонарушении № от 08.04.2019г., согласно которому дата совершения Зайцевым К.В. административного правонарушения указана-ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из Разрешения на добычу птиц, которое выдано на сроки охоты с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, датой совершения административного правонарушения в рассматриваемом случае является ДД.ММ.ГГГГг., следовательно, административным органом сделан неверный вывод об определении времени совершения Зайцевым К.В. вмененного правонарушения.
В соответствии с п.4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судьей, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таким образом, постановление заместителя начальника отдела государственного надзора Минприроды УР Матвеева И.А. по делу об административном правонарушении от 28.05.2019г. в отношении Зайцева К.В. подлежит отмене. Дело подлежит возвращению на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассмотреть дело.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника управления охраны и использования объектов животного мира – начальника отдела государственного надзора, охраны и мониторинга объектов животного мира, организации и регулирования рыболовства в управлении охраны и использования объектов животного мира Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР Матвеева И.А. по делу об административном правонарушении от 28.05.2019г., которым Зайцев К.В., привлечён к административной ответственности по ч.1 ст.8.37 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей, -отменить, возвратить дело на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассмотреть дело.
Настоящее решение может быть обжаловано лицами, указанными в ст.ст.25.1-25.5 КоАП РФ в Верховный Суд УР через Сарапульский районный суд Удмуртской Республики. Жалоба может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Русинов В.В.