СТАРООСКОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
11-206/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Старый Оскол 07 июня 2019 года
Старооскольский городской суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Мелентьевой Г.Л.
при секретаре Дерусовой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску муниципального унитарного предприятия «Расчетно-аналитический центр» Старооскольского городского округа Белгородской области к Шереметьевой Галине Александровне о взыскании задолженности за услугу установка ОДПУ ГВС (общедомовой прибор учета горячего водоснабжения), по апелляционным жалобам муниципального унитарного предприятия «Расчетно-аналитический центр» Старооскольского городского округа, ОАО «Теплоэнерго», на решение мирового судьи судебного участка №9 г. Старый Оскол Белгородской области от 14.03.2019,
установил:
Шереметьева Г.А. является собственником трехкомнатной квартиры №, расположенной в многоквартирном доме по адресу г<адрес>
Муниципальное унитарное предприятие «Расчетно-аналитический центр» Старооскольского городского округа создано постановлением главы администрации Старооскольского городского округа Белгородской области № 4502 от 01.09.2009, для ведения единой системы учета начисления, сбора жилищно-коммунальных платежей населения.
На основании постановления администрации Старооскольского городского округа Белгородской области № 3974 от 29.10.2015 Муниципальное унитарное предприятие «Расчетно-аналитический центр» Старооскольского городского округа переименовано в Муниципальное унитарное предприятие «Расчетно-аналитический центр» Старооскольского городского округа Белгородской области.
03.09.2009 года между МУП «РАЦ», жилищными организациями, МУП «Водоканал», ОАО «Теплоэнерго» заключены трехсторонние договоры, по условиям которых, оператор, каковым является истец, принял на себя обязательства начислять, осуществлять прием денежных средств за коммунальные услуги от населения, формировать, печатать и доставлять потребителям согласованного сторонами ЕПД, вести претензионную - исковую работу с населением по взысканию сумм задолженности.
На основании Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ОАО «Теплоэнерго» по адресу: г. Старый Оскол, мкр. Приборостроитель, д.17 установлен и принят в коммерческий учет общедомовой прибор учета.
Указанное жилое помещение находится на обслуживании ООО «Прибор -17».
Оплата за установку общедомового прибора учета Шереметьевой Г.А. не произведена.
Дело инициировано иском Муниципального унитарного предприятия «Расчетно-аналитический центр» Старооскольского городского округа Белгородской области, которое просит взыскать с Шереметьевой Г.А. сумму задолженности за оказанную услугу по установке ОДПУ ГВС (общедомовой прибор учета горячего водоснабжения) за период с февраля 2018 по июль 2018 года в размере 1195 руб. 86 коп., для последующего перечисления взыскиваемых денежных средств поставщику услуг, расходы по уплате государственной пошлины -400 руб.
Определением суда от 12 марта 2019 года к участию в деле в качестве третьих лиц в порядке ст. 43 ГПК РФ привлечены ОАО «Теплоэнерго» и ООО «Прибор-17».
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца Литвинчук Е.И. исковые требования поддержала.
Ответчик Шереметьева Г.А. иск не признала.
Представитель третьего лица ОАО «Теплоэнерго» Сафонова С.Т. с исковыми требованиями согласился.
Представитель 3-го лица ООО «Прибор-17» Иванов Р.В. при разрешении исковых требований полагался на усмотрение суда.
Решением мирового судьи судебного участка №9 г. Старый Оскол Белгородской области от 14.03.2019 в удовлетворении исковых требований муниципального унитарного предприятия «Расчетный –аналитический центр» Старооскольского городского округа Белгородской области отказано.
МУП «Расчетно-аналитический центр» Старооскольского городского округа Белгородской области, ОАО «Теплоэнерго» не согласившись с судебным постановлением, инициировали обращение в суд с апелляционными жалобами на решение мирового судьи от 14.03.2019, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Литвинчук Е.И. апелляционную жалобу поддержала.
Представитель ОАО «Теплоэнерго» Фарафонова Ю.С. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Ответчик Шереметьева Г.А. с доводами апелляционных жалоб не согласна.
Представитель ООО «Прибор-17» Иванов Р.В. просил принять решение по усмотрению суда.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по доводам апелляционных жалоб, суд приходит к выводу об отмене вынесенного судебного решения по мотиву несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела (ст.330 ч.1 п.3 ГПК РФ).
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 67 ГПК РФ посчитал недоказанными обстоятельства приобретения прибора ОДПУ ГВС, его стоимость и пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований нельзя признать законными и обоснованными.
Шереметьевой Г.А. принадлежит на праве собственности <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №.
Из материалов дела и объяснений сторон в судебном заседании следует, что обслуживание многоквартирного жилого дома осуществляет ООО «Прибор -17» (ранее ООО «ЖЭУ-7/1); поставку тепловой энергии осуществляет ОАО «Теплоэнерго».
Постановлением главы администрации Старооскольского городского округа Белгородской области № 4502 от 01.09.2009 для ведения единой системы учета начисления, сбора жилищно-коммунальных платежей населения создано Муниципальное унитарное предприятие «Расчетно-аналитический центр» Старооскольского городского округа.
На основании постановления администрации Старооскольского городского округа Белгородской области № 3974 от 29.10.2015 Муниципальное унитарное предприятие «Расчетно-аналитический центр» Старооскольского городского округа переименовано в Муниципальное унитарное предприятие «Расчетно-аналитический центр» Старооскольского городского округа Белгородской области.
03.06.2009 года между МУП «РАЦ», жилищными организациями, МУП «Водоканал» и ОАО «Теплоэнерго» заключены трехсторонние договоры, по условиям которых, оператор, каковым является истец, принял на себя обязательства начислять, осуществлять прием денежных средств за коммунальные услуги от населения, формировать, печатать и доставлять потребителям согласованного сторонами ЕПД, вести претензионную - исковую работу с населением по взысканию сумм задолженности.
10.10.2015 между истцом и ОАО «Теплоэнерго» заключен договор №483-РАЦ об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Пунктом 1.1 договора предусмотрено, что поставщик в соответствии с Федеральным Законом от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производит установку общедомового прибора учета. Пунктами 9.1 и 9.2 предусмотрено, что договор вступает в силу с момента его подписания и действует до 31.12.2012. В случае если до окончания его срока действия стороны не заявят о его расторжении и заключении нового, договор считается продленным (л.д. 13-15).
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств МУП «РАЦ» занимается сбором коммунальных платежей, производит их начисление и, соответственно, является агентом.
В силу положений абзаца 2, части 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации, по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
Таким образом, исходя из содержания названной нормы и условий договора, за правомерность начисления коммунальных платежей, в том числе, указания в квитанциях на наличие задолженности, несет ответственность агент.
В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Не использование ответчиком помещения не является основанием невнесения платы (исходя из положений ч. 11 ст. 155 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работу по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, плату за коммунальные услуги.
В соответствии с ч.3 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
25.02.2015 заключено соглашение между ОАО «Теплоэнерго» и ООО «ЖЭУ-7/1» на установку общедомового прибора учета ГВС по адресу: г. Старый Оскол, мкр. Приборостроитель, д.17 (л.д.129-131).
Согласно акту по приемке выполненных работ от 25.03.2015 ОАО «Теплоэнерго» осуществило: установку прибора учета (электротехнические работы) на сумму 88 288 руб. 78 коп., установку общедомового прибора учета (сантехнические работы) стоимостью 18 567 руб. 30 коп., проектные работы по установке приборов учета на сумму 8 827 руб. 58 коп. Общая сумма затрат составила 115 683 руб. 70 коп. (л.д.174). Указанная сметная документации по установке общедомового прибора учета утверждена сторонами (л.д. 185-188).
На основании письма ОАО «Теплоэнерго» от 01.07.2015, МУП РАЦ произвело начисление собственникам МКД за установку ОДПУ; Шереметьева Г.А. обязана оплатить 1195,86 рублей.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как основание своих требований и возражений.
Правовое регулирование вопросов оснащения многоквартирных домов приборами учета энергетических ресурсов и возмещения ресурсоснабжающей организации связанных с этим расходов установлены Федеральным законом от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ, вступившим в силу с 27 ноября 2009 года, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами изменения размеров платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, другими нормативными правовыми актами.
Согласно ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
В соответствии с пунктом 9 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.
Согласно п. 3 «Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов», утвержденного Приказом Минэнерго РФ от 07.04.2010 года № 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов», договор, регулирующий условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии) является публичным договором и заключается между организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - исполнитель), и обратившимся к исполнителю с предложением заключить договор собственником (физическое или юридическое лицо, либо уполномоченное им лицо) (далее - заказчик) здания, строения, сооружения, помещения в многоквартирном доме, иного объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы, в том числе временного объекта, подлежащего оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, и имеющего непосредственное присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения исполнителя (далее - объект заказчика), в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Порядком.
Следовательно, с учетом вышеуказанных положений законодательства, в случае обращения отдельных лиц, собственников либо нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах, соответствующая обязанность по установке, замене, эксплуатации приборов учета (в том числе, индивидуальных приборов учета) используемых энергетических ресурсов, возложена на энергоснабжающую организацию, которая осуществляет снабжение и передачу используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ до 01 июля 2012 года собственники жилых помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общим (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
До 01 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета (часть 12).
В соответствии с пунктом 38 (1) Правил в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме до 01 января 2013 года не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учетана основании счетов и в размере, который определяется исходя из доли собственника в праве общей собственности на общее имущество, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.
Счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещения организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.
При несогласии с указанным в счете размером расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета и (или) отнесенной на него долей расходов собственник помещения вправе обратиться в организацию, осуществившую установку такого прибора учета и выставившую счет, с разногласиями, а при не урегулировании разногласий вправе обжаловать выставленный счет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Граждане - собственники помещений в многоквартирном доме производят оплату выставленных счетов в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Исходя из данного пункта Правил, существуют два взаимоисключающих варианта оплаты собственниками помещений расходов на установку общедомовых приборов учета:
- в составе платы за содержание и ремонт общего имущества, которая устанавливается по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, то есть в таком случае плата вносится управляющей организации, которая производит расчеты с ресурсоснабжающей организацией;
- на основании счетов, выставленных ресурсоснабжающей организации собственникам помещений, если расходы на установку общедомовых приборов учета не учтены в составе платы за содержание и ремонт общего имущества.
В многоквартирном доме по адресу: <адрес> в котором ответчику на праве собственности принадлежит жилое помещение: квартира № общедомовой прибор учета введен в эксплуатацию 07.04.2015, что подтверждается актами, в том числе подписанным представителями ООО "ЖЭУ-7/1" (в настоящее время «Прибор-17») (л.д.119, 120). В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела: актом о приёмке выполненных работ от 25.03.2015 (л.д.174) по проектированию узла учета ГВС, актом о приёмке выполненных работ по монтажу и вводу в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии, локальным сметным расчетом, актом о приемки выполненных работ, что в доме 17 мкр. Приборостроитель, установлен общедомовый прибор учёта тепловой энергии ГВС. Стоимость установки данного прибора учета ОАО «Теплоэнерго» составила 115 683 руб. 70 коп. (л.д.174).
Указание в решении суда первой инстанции на отсутствие доказательств стоимости общедомового прибора учета, опровергается материалами дела, в частности, исследованной сметной документацией, показаниями свидетеля Видайко Н.П. (л.д.185-188, 216).
Таким образом, в силу пункта 12 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ, у собственника помещения в указанном многоквартирном доме Шереметьевой Г.А. возникла обязанность по оплате МУП «Расчетно-аналитический центр» Старооскольского городского округа Белгородской области расходов на установку общедомового прибора учета. Прибор учета введен в эксплуатацию, поэтому законных оснований для неоплаты ответчиком этих расходов, не имеется.
В связи с тем, что стороной ответчика в судебном заседании также оспаривалась установка ресурсоснабжающей организацией общедомового прибора учета по мотиву того, что прибор учета был установлен при проведении капитального ремонта, суд отмечает следующее.
Согласно письму директора МКУ «Управление жизнеобеспечением и развитием Старооскольского городского округа» от 08.02.2018 подрядная организация при проведении капитального ремонта дома №17 мкр. Приборостроитель г. Старый Оскол установку приборов на горячее водоснабжение не производила.
В связи с вышеизложенным, ответчик обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно представленному расчету, сумма расходов, связанных с установкой прибора учета тепловой энергии ГВС, подлежащая взысканию с ответчика, составляет 1195 руб. 86 коп.
Доказательств оплаты расходов, связанных с установкой приборов учета со стороны ответчика суду не представлено.
Таким образом, оценив в совокупности представленные истцом доказательства, на которых основаны исковые требования, приняв во внимание, что доказательств, опровергающих доводы истца, ответчик не представил, суд считает, что исковые требования МУП «Расчетно-аналитический центр» Старооскольского городского округа Белгородской области о взыскании с ответчика суммы задолженности по оплате коммунальных услуг за период февраль 2018 года по июль 2018 года в размере 1195 руб. 86 коп. заявлены обосновано и подлежат удовлетворению.
На основании ч. 1 ст. 98 ГПК РФ с Шереметьевой Г.А. в пользу истца необходимо взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 400,00 рублей.
При изложенных обстоятельствах обжалуемое решение мирового судьи судебного участка №9 г. Старый Оскол от 14.03.2019 подлежит отмене.
Руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ, суд
определил:
решение мирового судьи судебного участка № 9 г. Старый Оскол Белгородской области от 14 марта 2019 по иску муниципального унитарного предприятия «Расчетно-аналитический центр» Старооскольского городского округа Белгородской области к Шереметьевой Галине Александровне о взыскании задолженности за услугу установка ОДПУ ГВС (общедомовой прибор учета горячего водоснабжения), отменить и принять по делу новое решение.
Взыскать с Шереметьевой Галины Александровны в пользу муниципального унитарного предприятия «Расчетно-аналитический центр» Старооскольского городского округа Белгородской области задолженность за услугу установка ОДПУ ГВС (общедомовой прибор учета горячего водоснабжения) в размере 1195 рублей 86 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 400,00 рублей.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья Г.Л. Мелентьева