Дело № 2-4728/2023 (УИД 42RS0009-01-2023-008026-20)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кемерово 01 ноября 2023 года
Центральный районный суд г. Кемерово в составе председательствующего судьи Шурхай Т.А., при секретаре Яковлевой В.Д., с участием представителя процессуального истца прокурора Золотаревой Е.С., представителя ответчика Аширафулиной Ю.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Куйбышевского района г. Новокузнецка к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Кемеровский государственный университет» о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Куйбышевского района г. Новокузнецка к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Кемеровский государственный университет» о понуждении к совершению действий.
Требования мотивированы тем, что Прокуратурой Куйбышевского района г. Новокузнецка на основании поручения прокуратуры ... с привлечением специалиста Новокузнецкого филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Кемеровской области-Кузбассу» проведена проверка исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности в Кузбасском гуманитарно-педагогическом институте Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (далее - ЛИЦО_1 ВО «КемГУ»).
ЛИЦО_1 ВО «КемГУ» является филиалом, структурным подразделением Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (далее - КемГУ), юридическим лицом не является, осуществляет образовательную деятельность. КемГУ является образовательной организацией высшего образования, осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность, создан для осуществления образовательных, научных, социальных и иных функций некоммерческого характера. ЛИЦО_1 ВО «КемГУ» действует от имени Кем ГУ на основании доверенности (пункты 1.1, 3.5, 3.6 Устава КемГУ, п.п. 3.1, 3.5, 3.6, 4.8 Положения о ЛИЦО_1 ВО «КемГУ»).
В ходе проведения проверки установлено, что у образовательного учреждения в оперативном управлении находится 8 объектов, расположенных в городе Новокузнецке по адресам: ... - спортивный комплекс «Олимп», ... - учебный корпус ###; ... - корпус ### ... - корпус ### ... - корпус ### ... - корпус ### ... - общежитие; ... - общежитие.
Все объекты образовательного учреждения категорированы, имеются паспорта безопасности, утвержденные **.**.****, всем объектам присвоена 2 категория опасности.
По результатам проведения проверки установлено, что имеющаяся на объектах система видеонаблюдения не соответствует предъявляемым требованиям об обеспечении антитеррористической защищенности объектов образования, так как не обеспечивает хранение видеоматериала в течение 1 месяца. Модернизация системы видеонаблюдения невозможна, требуется ее замена. Также не все потенциально опасные участки и критические элементы объектов (территорий) охватываются видеонаблюдением.
В соответствии с выводами и рекомендациями, указанными в паспорте безопасности объектов (территорий), перечнем мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности ЛИЦО_1 ВО «КемГУ» все 8 объектов (территорий) необходимо оборудовать системой видеонаблюдения со сроком архивации данных с камер видеонаблюдения до 30 суток. Срок выполнения указанного мероприятия истек в 1 квартале 2021 года.
Согласно заключению ### от **.**.**** по результатам технического обследования существующей системы охранного телевидения образовательного учреждения система охранного телевидения устарела, не соответствует предъявляемым требованиям, ее модернизация невозможна, так как используемое оборудование снято с производства, в связи с этим необходимо создание новой системы охранного телевидения.
... установлено, что указанные нарушения выявлялись ранее в 2021 году, в связи с этим **.**.**** прокурором Центрального района ... ЛИЦО_1 ВО «КемГУ» внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства. Однако до настоящего времени выявленные нарушения не устранены ввиду отсутствия финансирования на данные нужды.
Отдельно стоящие нежилые здания, расположенные по адресам: ... - учебный корпус ###; ... - спортивный комплекс .... Металлургов, д. 19 - учебный корпус ### ... - учебный корпус ### ... - учебный корпус ###; Пионерский, ... — учебный корпус ### ... - общежитие ###; ... пом. ### - общежитие ###, являются собственностью Российской Федерации и переданы в оперативное управление КемГУ, что подтверждается выписками из ЕГРН.
Таким образом, поскольку здания образовательного учреждения переданы на праве оперативного управления КемГУ, данное юридическое лицо является ответственным за обеспечение антитеррористической безопасности на вышеуказанных объектах.
Оборудование объектов (территорий) ЛИЦО_1 ВО «КемГУ» надлежащей системой видеонаблюдения необходимо в целях обеспечения антитеррористической защищенности образовательного учреждения, обеспечения надлежащей защиты неопределенного круга лиц в период образовательного процесса, пресечения преступлений террористической направленности, обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся, работников и посетителей учреждения.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании изложенного прокурор просит обязать Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кемеровский государственный университет» ### оборудовать новой системой видеонаблюдения здания (территории) образовательного учреждения, расположенные в ... по адресам: ... - спортивный комплекс ... ... - учебный корпус ###; ... - корпус ###; ... - корпус ###; ... - корпус ###; л. Кутузова, ... - корпус ### ... - общежитие; ... - общежитие. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить срок, в течение которого указанные действия должны быть совершены, до **.**.****.
В дальнейшем истец изменил предмет иска, просил обязать Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кемеровский государственный университет» ### оборудовать новой системой видеонаблюдения здания (территории) образовательного учреждения, расположенные в ... по адресам: ... - спортивный комплекс ...... - учебный корпус ###; ... - корпус ### ... - корпус ### ... - ### ... - корпус ### ... - общежитие. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить срок, в течение которого указанные действия должны быть совершены, до **.**.****.
В судебном заседании представитель истца – прокурор Золотарева Е.С., действующая по удостоверению и поручению, поддержала исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика КемГУ - Аширафулина Ю.Р., действующая по доверенности, в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований, но просила установить срок для выполнения обязанностей до июля 2025 года.
Третьи лица – Министерство науки и высшего образования РФ, ФАУГИ, кузбасский гуманитарно-педагогический институт ЛИЦО_1 ВО «КемГУ» явку представителей не обеспечили, извещены надлежаще о слушании дела. Ходатайства не направили.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд рассмотрел дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Заслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд пришел к выводу о том, что измененные требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме на основании следующего.
Пунктом 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ) закреплена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В силу п. 1-3, 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Закон № 35-ФЗ) одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно положениям ст. 3 Закона № 35-ФЗ антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2019 № 1421 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, его территориальных органов и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).
В соответствии с подп. «а» пункта 21 указанных выше Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных, в частности, на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории). Подпунктом «г» пункта 22 данных Требований установлено, что воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается в том числе посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
В соответствии с подп. «б» пункта 29 Требований объекты (территории) второй категории опасности должны быть оснащены системой видеонаблюдения.
В соответствии с пунктом 33 Требований система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение 1 месяца.
В соответствии с пунктом 19 Требований срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов с учетом объема планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории).
Согласно пункту 3.1 статьи 5 Закона № 35-ФЗ юридические лица должны обеспечивать выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии с пунктом 4 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
На основании пункта **.**.****. Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2018 № 682, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций.
В силу положений ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах, в том числе науки и образования. При этом свою деятельность бюджетные учреждения осуществляют в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетными учреждениями осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения, по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 123.21 ГК РФ на имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ государственное учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
В абзаце 2 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками, и возникают с момента их государственной регистрации.
Статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном граве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Согласно ч.1 ст. 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на граве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
Судом установлено, что ... на основании поручения прокуратуры ... с привлечением специалиста Новокузнецкого филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Кемеровской области-Кузбассу» проведена проверка исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности в Кузбасском гуманитарно-педагогическом институте Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (далее - ЛИЦО_1 ВО «КемГУ»).
ЛИЦО_1 ВО «КемГУ» является филиалом, структурным подразделением Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (далее - КемГУ), юридическим лицом не является, осуществляет образовательную деятельность. КемГУ является образовательной организацией высшего образования, осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность, создан для осуществления образовательных, научных, социальных и иных функций некоммерческого характера. ЛИЦО_1 ВО «КемГУ» действует от имени Кем ГУ на основании доверенности (пункты 1.1, 3.5, 3.6 Устава КемГУ, п.п. 3.1, 3.5, 3.6, 4.8 Положения о ЛИЦО_1 ВО «КемГУ»).
В ходе проведения проверки установлено, что у образовательного учреждения в оперативном управлении находится 8 объектов, расположенных в городе Новокузнецке по адресам: ... - спортивный комплекс ... ... - учебный корпус ###; ... - корпус ### ... - корпус ### ... - корпус ### ... - корпус ### ... - общежитие; ... - общежитие.
Все объекты образовательного учреждения категорированы, имеются паспорта безопасности, утвержденные **.**.****, всем объектам присвоена 2 категория опасности.
По результатам проведения проверки установлено, что имеющаяся на объектах система видеонаблюдения не соответствует предъявляемым требованиям об обеспечении антитеррористической защищенности объектов образования, так как не обеспечивает хранение видеоматериала в течение 1 месяца. Модернизация системы видеонаблюдения невозможна, требуется ее замена. Также не все потенциально опасные участки и критические элементы объектов (территорий) охватываются видеонаблюдением.
В соответствии с выводами и рекомендациями, указанными в паспорте безопасности объектов (территорий), перечнем мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности ЛИЦО_1 ВО «КемГУ» все 8 объектов (территорий) необходимо оборудовать системой видеонаблюдения со сроком архивации данных с камер видеонаблюдения до 30 суток. Срок выполнения указанного мероприятия истек в 1 квартале 2021 года.
Согласно заключению ### от **.**.**** по результатам технического обследования существующей системы охранного телевидения образовательного учреждения система охранного телевидения устарела, не соответствует предъявляемым требованиям, ее модернизация невозможна, так как используемое оборудование снято с производства, в связи с этим необходимо создание новой системы охранного телевидения.
... установлено, что указанные нарушения выявлялись ранее в 2021 году, в связи с этим **.**.**** прокурором Центрального района ... ЛИЦО_1 ВО «КемГУ» внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства. Однако до настоящего времени выявленные нарушения не устранены ввиду отсутствия финансирования на данные нужды.
Отдельно стоящие нежилые здания, расположенные по адресам: ... - учебный корпус ###; ... - спортивный комплекс «Олимп»; ...; ... - учебный корпус ### ... - учебный корпус ### ... — учебный корпус ### ... - общежитие ###; ... ... - общежитие ###, являются собственностью Российской Федерации и переданы в оперативное управление КемГУ, что подтверждается выписками из ЕГРН.
При таких данных, учитывая, что здания образовательного учреждения переданы на праве оперативного управления КемГУ, суд приходит к выводу, что данное юридическое лицо является ответственным за обеспечение антитеррористической безопасности на вышеуказанных объектах.
Суд соглашается с доводами истца о том, что оборудование объектов (территорий) ЛИЦО_1 ВО «КемГУ» надлежащей системой видеонаблюдения необходимо в целях обеспечения антитеррористической защищенности образовательного учреждения, обеспечения надлежащей защиты неопределенного круга лиц в период образовательного процесса, пресечения преступлений террористической направленности, обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся, работников и посетителей учреждения.
Следовательно, суд обязывает Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кемеровский государственный университет» ### оборудовать новой системой видеонаблюдения здания (территории) образовательного учреждения, расположенные в ... по адресам: ... - спортивный комплекс ... ... - учебный корпус ###; ... - корпус ### ... - корпус ### ... - корпус ### ... - корпус ### ... – общежитие в срок до 31.12.2024.
Предоставление более длительного срока необоснованно приведет к затягиваю исполнения ответчиком возложенных обязанностей.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ суд взыскивает с Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (ИНН 4207017537, ОГРН 1034205005801) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 рублей, от уплаты которой истец был освобожден при подаче иска.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Куйбышевского района г. Новокузнецка к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Кемеровский государственный университет» о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кемеровский государственный университет» ###) оборудовать новой системой видеонаблюдения здания (территории) образовательного учреждения, расположенные в ... по адресам: ... - спортивный комплекс ... ... - учебный корпус ###; ... - корпус ### ... - корпус ### ... - корпус ### ... - корпус ### ... - общежитие.
Установить ответчику срок для совершения названных действий до 31.12.2024.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (ИНН 4207017537, ОГРН 1034205005801) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Кемерово.
Судья подпись Т.А. Шурхай
Мотивированное решение изготовлено 08.11.2023.
Копия верна судья Т.А. Шурхай