Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1427/2022 ~ М-1661/2022 от 14.07.2022

Дело № 2-1427/2022

03RS0037-01-2022-001923-53

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 сентября 2022 года село Толбазы

Гафурийский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего федерального судьи Ахметова Р.Р., при секретаре Нигматуллиной А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Аургазинского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Кебячевский сельский совет муниципального района Аургазинский район РБ об обязании ликвидировать несанкционированную свалку мусора, образовавшуюся на территории сельского поселения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Аургазинского района РБ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Кебячевский сельский совет муниципального района Аургазинский район РБ об обязании ликвидировать несанкционированную свалку мусора, образовавшуюся на территории сельского поселения.

В обоснование требований прокурор ссылается на то обстоятельство, что проведена проверка соблюдения требований экологического законодательства в деятельности администрации сельского поселения Кебячевский сельсовет, которой установлено, что имеются несанкционированные свалки, расположенные на территории сельского поселения Кебячевский сельсовет по адресам: <адрес> Поскольку несанкционированные свалки отходов образовались на земельных участках, расположенных на территории Кебячевского сельского поселения МР Аургазинский район, в материалах дела отсутствуют документы, позволяющие определить принадлежность отходов, в связи с чем ответственность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия несет администрация сельского поселения.

Суд, исследовав письменные материалы дела, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Положениями п. 1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Абзацем 16 ст. 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Пунктом 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, и на основе таких принципов, как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

В силу ч. 1 ст. 51 данного закона отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные п.1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта РФ, а также межселенной территорией.

Согласно подп. 11, 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального округа, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно п. 17 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 вывоз и сброс отходов в места, не предназначенные для обращения с отходами, запрещен.

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 Закона об отходах производства и потребления).

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ N 607-ст (далее - ГОСТ 30772-2001), являются несанкционированными свалками отходов.

ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения, введенный постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ N 607-ст, в пункте 7.8 содержит примечание, согласно которому если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

В соответствии с пунктом 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1156 собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42).

В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации).

Как следует из содержания статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

В соответствии с положениями статьи 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования.

Материалами дела установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований экологического законодательства в деятельности администрации сельского поселения Кебячевскийй сельсовет.

Проверкой установлено, что имеются несанкционированные свалки, расположенные на территории сельского поселения Кебячевский сельсовет по адресам: 280 <адрес>), что подтверждается актами осмотра от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно акту ликвидации свалки ТКО от ДД.ММ.ГГГГ, при визуальном осмотре места нахождения ранее действующей несанкционированной свалки ТКО в <адрес>, отсутствуют отходы производства и потребления.

Оценив все письменные доказательства, доводы сторон в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, применив вышеуказанные нормы материального права, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований прокурора <адрес> Республики Башкортостан.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

исковое заявление прокурора <адрес> Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Признать бездействие администрации сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района <адрес> РБ, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории сельского поселения Кебячевскийй сельсовет по адресу: <адрес>), незаконным.

Обязать администрацию сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района <адрес> РБ ликвидировать свалку твердых бытовых отходов, образовавшуюся на земельном участке по адресу: <адрес> произвести рекультивацию земельного участка.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня составления его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Гафурийский межрайонный суд Республики Башкортостан.

Судья                    п/п                 Р.Р.Ахметов

Копия верна.

Судья                                     Р.Р.Ахметов

2-1427/2022 ~ М-1661/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Аургазинского района Республики Башкортостан
Ответчики
Администрация сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан
Другие
Стерлитамакское территориальное управление Минэкологии Республики Башкортостан
Суд
Гафурийский межрайонный суд Республики Башкортостан
Судья
Ахметов Р.Р.
Дело на странице суда
gafuriysky--bkr.sudrf.ru
14.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.07.2022Передача материалов судье
18.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.09.2022Судебное заседание
06.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее