04RS0018-01-2022-001836-35
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 апреля 2022 года г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Болдохоновой С.С., при секретаре судебного заседания Литвиновой Ю.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Прокурора Октябрьского района в интересах неопределенного круга лиц к МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 63 г. Улан-Удэ, МУ "Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ" об устранении нарушений в сфере антитеррористической защищенности,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, обращаясь в суд с иском к МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № <адрес>, МУ "Комитет по образованию Администрации <адрес>", просит обязать МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № <адрес> устранить нарушения федерального законодательства в сфере антитеррористической защищенности, а именно установить оборудование контрольно-пропускных пунктов при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территории) и обеспечить оснащение въездов на объект (территорию) средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами; обязать МУ "Комитет по образованию Администрации <адрес>" обеспечить финансирование вышеуказанных мероприятий.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований антитеррористической защищенности в деятельности МАОУ «Средняя образовательная школа № <адрес>». В нарушение требований действующего законодательства в сфере антитеррористической защищенности в корпусе № МАОУ «СОШ №», расположенном в 112 квартале, <адрес>, оборудование контрольно-пропускных пунктов при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территории), а также оснащение въездов на объект (территорию) средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами не установлено. По результатам выявленных нарушений прокуратурой района 29.07.2021г. директору МАОУ «СОШ №» внесено представление. Вместе с тем, до настоящего времени вышеуказанные нарушения не устранены. Согласно информации МАОУ «СОШ №» причинами несвоевременного устранения выявленных нарушений является отсутствие финансирования. МАОУ «СОШ №» в 2021 году и истекшем периоде 2022г. неоднократно обращалось к Комитету по образованию Администрации <адрес> о выделении денежных средств для устранения указанных нарушений, однако, до настоящего времени указанный вопрос не решен. Вопросы местного значения в сфере образования, в частности функции и полномочия учредителя от имени Администрации <адрес> в отношении муниципальных общеобразовательных организаций, организаций дошкольного образования организаций дополнительного образования и иных организаций и предприятий, координация и деятельность возложены на МУ Комитет по образованию Администрации <адрес>. Несоблюдение и неисполнение действующего законодательства в сфере антитеррористической защищенности ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, в первую очередь несовершеннолетних, обучающихся в МАОУ «СОШ №.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора <адрес> Цыренова А.В., по доверенности, утонила исковые требования, просила в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу обязать ответчиков выполнить вышеуказанные требования.
В судебном заседании представитель ответчика МУ "Комитет по образованию Администрации <адрес>" Манханова Б.Б., по доверенности, не возражала против удовлетворения исковых требований.
В судебное заседание представитель ответчика МАОУ «СОШ №» не явился, надлежаще извещен. Ранее представитель Дугарова Б.Б., по доверенности, поясняла, что образовательным учреждением были запрошены денежные средства для исполнения предписания, однако в настоящее время денежных средств не имеется, в связи с чем предписание прокурора не исполнено. С учетом требований ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Заслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу статьи 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статьями 20, 41 Конституции РФ закреплено право граждан на безопасность жизни и здоровья.
Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета мер предупреждения терроризма (п.7 ст.2 Федерального закона № 35-ФЗ).
Согласно подпункту «д» п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009г., одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Частью 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено обеспечение защиты от несанкционированного вторжения в здании и сооружения. В зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных учреждений должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 202утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта (Далее по тексту Требования).
В соответствии с п.13 вышеуказанных Требований антитеррористическая защищенность объектов спорта обеспечивается путем осуществления мероприятий в целях:
а) воспрепятствования неправомерному проникновению на объекты спорта, что достигается посредством:
- установления и осуществления на объектах спорта пропускного и внутриобъектового режимов;
- организации и осуществления охраны объектов (территорий);
- оснащения объектов (территорий) охранными инженерными средствами - инженерными заграждениями, конструкциями, другими инженерными средствами защиты от противоправных посягательств;
- обеспечения оснащенности объектов (территорий) техническими средствами охраны;
б) выявления потенциальных нарушителей режимов, установленных на объектах спорта, и (или) признаков подготовки или совершения на них террористического акта, что достигается посредством:
- соблюдения на объектах спорта пропускного и внутриобъектового режимов;
- контроля за перемещением на объекты спорта предметов и грузов с целью выявления предметов и веществ, запрещенных к проносу и использованию в соответствии с подпунктом "м" пункта 5 Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1156 "Об утверждении Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований";
- контроля за соблюдением лицами, находящимися на объектах спорта, требований антитеррористической защищенности;
- обеспечения круглосуточного непрерывного функционирования на объектах спорта охранной телевизионной системы (в случае ее наличия в соответствии с категорией опасности);
в) пресечения попыток совершения террористических актов на объектах спорта, что достигается посредством:
- определения должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов спорта и их взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации;
- организации и осуществления профилактических мероприятий, направленных на устранение причин и условий совершения террористических актов на объектах спорта;
- обеспечения достаточного уровня подготовки должностных лиц и персонала объектов спорта к действиям по пресечению попыток совершения террористических актов на объектах спорта.
г) минимизации возможных последствий и ликвидации угроз совершения террористических актов на объектах спорта, что достигается посредством:
- оперативного оповещения и проведения эвакуации должностных лиц и персонала, а также посетителей объекта спорта в случае угрозы совершения или совершения террористического акта на объекте спорта;
- обеспечения достаточного уровня подготовки должностных лиц и персонала объектов спорта по вопросам проведения эвакуации в случае угрозы совершения или совершения террористического акта на объекте спорта;
- своевременного информирования территориальных органов безопасности, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объекте спорта;
д) обеспечения защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта спорта и иных документах объекта спорта, в том числе в служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по его антитеррористической защищенности, что достигается посредством:
- определения должностных лиц, ответственных за хранение паспорта безопасности объекта спорта и иных документов объекта спорта, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по его антитеррористической защищенности;
- определения должностных лиц, имеющих право использования паспорта безопасности объекта спорта и иных документов объекта спорта, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по его антитеррористической защищенности;
- обеспечения надлежащего хранения и использования служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта спорта и иных документах объекта спорта, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по его антитеррористической защищенности;
- осуществления мер по выявлению и предупреждению возможных каналов утечки служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта спорта и иных документах объекта спорта;
- подготовки и переподготовки должностных лиц по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта спорта и иных документах объекта спорта;
е) выявления и предотвращения несанкционированного проноса (провоза) и применения на объектах спорта токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении с использованием почтовых отправлений, что достигается посредством:
- организации санкционированного допуска на объекты спорта посетителей и автотранспортных средств;
- своевременного выявления фактов нарушения пропускного режима, попыток проноса (провоза) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов на объекты спорта;
- обеспечения достаточного уровня подготовки должностных лиц и персонала объектов спорта по вопросам выявления и предупреждения применения на объектах спорта токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении с использованием почтовых отправлений;
- осуществления контроля за состоянием помещений, используемых для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей.
Судом установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований антитеррористической защищенности в деятельности МАОУ «Средняя образовательная школа № <адрес>». В ходе проверки в МАОУ «СОШ №» (корпус 32) выявлены нарушения: не оснащен стационарными или ручными металлоискателями; отсутствует контрольно-пропускной пункт при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта, отсутствует средство снижения скорости и (или) противотаранное устройство. По результатам выявленных нарушений прокуратурой района 29.07.2021г. директору МАОУ «СОШ №» внесено представление.
Согласно письму директора МАОУ «СОШ №» от 24.08.2022г. нарушения были частично устранены, а именно: в здании школы установлен стационарный металлоискатель. Контрольно-пропускной пункт при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта, средства снижения скорости и (или) противотаранные устройства не установлены по причине отсутствия финансирования.
Также согласно письму директора МАОУ «СОШ №» от 08.02.2022г. нарушения в части оборудования контрольно-пропускного пункта при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта, средств для снижения скорости и (или) противотаранных устройств не устранены; рассмотрение предоставленных заявок будет производиться в срок с 08.03. по 31.03.2022г. с учетом размера доведенных лимитов бюджетных обязательств Комитету по образованию на 2022 год на данные цели и первоочередности выполнения мероприятий.
Судом установлено и не оспаривалось ответчиками, что до настоящего времени вышеуказанные нарушения устранены лишь в части. При этом, основными причинами несвоевременного устранения выявленных нарушений является отсутствие финансирования.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способом защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурору предоставлено право на обращение в суд с заявлением в защиту прав и свобод, законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.
Выявленные нарушения требований норм антитеррористического законодательства нарушают права, свободы и интересы неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, на жизнь и охрану здоровья, закрепленные в Конституции Российской Федерации. Суд полагает, что непринятие мер по антитеррористической защищенности МАОУ «СОШ №», являющегося объектом массового пребывания людей, влечет нарушение прав граждан, находящихся в здании и помещении учреждения, на защиту их жизни и здоровья при террористических актах и чрезвычайных ситуациях.
В связи с чем, суд признает заявленные прокурором требования в части возложения на МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № <адрес> устранить нарушения федерального законодательства в сфере антитеррористической защищенности, а именно установить оборудование контрольно-пропускных пунктов при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территории) и обеспечить оснащение въездов на объект (территорию) средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами.
При этом обязанность по финансированию проведения указанных мероприятий по устранению нарушений суд полагает возможным возложить на МУ "Комитет по образованию Администрации <адрес>", исполняющего функции и полномочия учредителя от имени Администрации <адрес> в соответствии с п. 1.10 Положения о Комитете по образованию Администрации <адрес>.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, исходя их характера и объема подлежащих проведению работ, учитывая установленные сроки учебного года и порядок финансирования мероприятий по устранению нарушений, суд полагает возможным установить ответчикам МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № <адрес>, МУ "Комитет по образованию Администрации <адрес>" срок для исполнения настоящего решения – в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу, что будет отвечать принципам разумности и исполнимости судебного акта, а также позволит соблюсти баланс интересов сторон.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № <адрес>, МУ "Комитет по образованию Администрации <адрес>" об устранении нарушений в сфере антитеррористической защищенности удовлетворить.
Обязать МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № <адрес> в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушения федерального законодательства в сфере антитеррористической защищенности, а именно установить оборудование контрольно-пропускных пунктов при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территории) и обеспечить оснащение въездов на объект (территорию) средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами.
Обязать МУ "Комитет по образованию Администрации <адрес>" в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить финансирование вышеуказанных мероприятий по установке оборудование контрольно-пропускных пунктов при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территории) МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № <адрес> и по оснащению въездов на объект (территорию) МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № <адрес> средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия через Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья подпись Болдохонова С.С.
Копия верна: Судья Болдохонова С.С.
Подлинник решения /заочного решения находится в Октябрьском районном суде г. Улан-Удэ и подшит в гражданское дело № 2-1664/2022