№ 2-133/2023 37RS0015-01-2023-000128-47
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
28 марта 2023 года г. Приволжск
Приволжский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Философова Д.С.,
при секретаре Шеламовой И.Н.,
с участием истца Прокурора Приволжского района Ивановской области Марфина И.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Приволжского района Ивановской области к Администрации Плесского городского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области об обязании создать условия для обеспечения населения услугами бытового обслуживания,
установил:
Прокурор Приволжского района Ивановской области обратился в Приволжский районный суд Ивановской области в соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации Плесского городского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области с иском, в котором просил обязать Администрацию Плесского городского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области создать на территории Плесского городского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области условия для бытового обслуживания населения в части предоставления услуг бани в соответствии с требованиями действующего законодательства в срок - в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведенной Прокуратурой Приволжского района Ивановской области проверки установлено, что на очередном заседании Совета Плесского городского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области, состоявшегося 24.03.2017 года, ввиду обрушения потолочных перекрытий в женском отделении бани, расположенной по адресу: Ивановская область, Приволжский район, г. Плес, ул. Советская, д. 3, принято решение приостановить работу бани до получения заключения о техническом состоянии конструкций здания бани.
Согласно заключению ЗАО «ПРОЕКТИНВЕСТ» от 11.04.2018, по результатам произведенного технического обследования несущих строительных конструкций здания бани по адресу: Ивановская область, Приволжский район, г. Плес, ул. Советская, д. 3, сделан вывод об общем состоянии как аварийном.
Таким образом, с 2017 здание бани не функционирует, условия для бытового обслуживания населения путем предоставления услуг общественной бани не созданы, конкретные меры к этому Администрацией Плесского городского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области не приняты.
Численность населения Плесского городского поселения составляет 2 856 человек (по состоянию на 2021 год). Учитывая, что жители Плесского городского поселения проживают в жилом фонде, не обеспеченном централизованным горячим водоснабжением, при этом не все из них имеют индивидуальные бани, они не имеют возможности осуществлять помывку в условиях проживания.
Неисполнение органом местного самоуправления предусмотренной законом обязанности по созданию условий для обеспечения надлежащего бытового обслуживания населения, безусловно, приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц в сфере санитарно - эпидемиологического благополучия, охраны жизни и здоровья, права на благоприятные и безопасные условия проживания.
В судебном заседании истец – прокурор Марфин И.О. исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик Администрация Плесского городского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области явку своего представителя в суд не обеспечила. О дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. В суд представлено письменное ходатайство от 27.03.2023 года, в котором ответчик просит рассмотреть дело без участия своего представителя, а также то, что не имеет каких-либо возражений против удовлетворения исковых требований.
При имеющихся обстоятельствах, с учетом требований ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке, в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного заседания.
Выслушав истца - прокурора Марфина И.О., исследовав все представленные в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п.1 ч.1 ст.27, п.3 ст.35 Федеральному закону от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Под защитой неопределенного круга лиц следует понимать защиту общих интересов физических лиц, права которых нарушены, когда персонифицировать их как до начала судебного разбирательства, так и после окончания, привлечь в процесс в качестве сторон, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела не представляется возможным.
Согласно ст. 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации бытовые услуги - платные услуги, которые оказываются физическим лицам и коды которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и гарантии его осуществления определены в Федеральном законе от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 14 вышеуказанного Федерального закона к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, создание условий для обеспечения жителей поселения услугами бытового обслуживания.
Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 года № 14-ст, предусматривает такой вид услуг в области физкультурно-оздоровительной деятельности как услуги, предоставляемые банями. Данный вид услуг в соответствии с Приложением № 2 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 24.11.2016 года № 2496-р отнесен к бытовым услугам.
Приказом Минстроя России от 30.12.2016 года № 1034/пр (ред. 31.05.2022) утвержден «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» (далее - СП 42.13330.2016).
В соответствии с СП 42.13330.2016 для городских населенных пунктов установлено наличие бани на 5 помывочных мест на 1 тыс. человек; в населенных пунктах, обеспеченных благоустроенным жилым фондом, нормы расчета вместимости бань и банно-оздоровительных комплексов на 1 тыс. чел. допускается уменьшать до трех мест.
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
По смыслу положений п. 2 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан - это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно- противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
При этом одним из способов профилактики возникновения и (или) распространения заболеваний является проведение санитарно-технических, санитарно-гигиенических мероприятий, в том числе посредством создания для населения условий для соблюдения правил личной гигиены.
Согласно п. 6 ст. 2 указанного Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» профилактика - это комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.
При этом одним из способов профилактики возникновения и (или) распространения заболеваний является проведение санитарно-технических, санитарно-гигиенических мероприятий, в том числе посредством создания для населения условий для соблюдения правил личной гигиены.
Материалами дела подтверждается, что основанием для проведения прокурором Приволжского района Ивановской области проверки явились обращения граждан, проживающих в г. Плес Приволжского района Ивановской области по поводу прекращения работы общественной бани и отсутствия возможности получения банных услуг в г. Плесе.
Судом установлено, что на очередном заседании Совета Плесского городского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области (далее - Совет), состоявшегося 24.03.2017 года, ввиду обрушения потолочных перекрытий в женском отделении бани, расположенной по адресу: г. Плес, ул. Советская, д. 3, принято решение приостановить работу бани до получения заключения о техническом состоянии конструкций здания бани.
Отсутствие в г. Плес общественной бани свидетельствует о том, что Администрацией Плесского городского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области не принимаются меры к организации бытового обслуживания населения в части предоставления услуг бани, что влечет нарушение конституционных прав граждан на охрану здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучие, права на благоприятные и безопасные условия проживания и жизнедеятельности.
Согласно заключению ЗАО «ПРОЕКТИНВЕСТ» от 11.04.2018 года, по результатам произведенного технического обследования несущих строительных конструкций здания бани по адресу: Ивановская область, Приволжский район, г. Плес, ул. Советская, д. 3, сделан вывод об общем состоянии как аварийном.
Таким образом, с 2017 года здание бани не функционирует, условия для бытового обслуживания населения путем предоставления услуг общественной бани не созданы, конкретные меры к этому Администрацией Плесского городского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области не приняты.
Численность населения Плесского городского поселения составляет 2 856 человек (по состоянию на 2021 год). Учитывая, что жители Плесского городского поселения проживают в жилом фонде, не обеспеченном централизованным горячим водоснабжением, при этом не все из них имеют индивидуальные бани, они не имеют возможности осуществлять помывку в условиях проживания.
Неисполнение органом местного самоуправления предусмотренной законом обязанности по созданию условий для обеспечения надлежащего бытового обслуживания населения, безусловно, приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц в сфере санитарно - эпидемиологического благополучия, охраны жизни и здоровья, права на благоприятные и безопасные условия проживания.
Учитывая полномочия органа местного самоуправления Администрации Плесского городского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области, предусмотренные Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части создания условий для обеспечения жителей поселения услугами бытового обслуживания, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором исковых требований и о наличии оснований для удовлетворения иска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Устанавливая срок исполнения решения суда, суд учитывает характер заявленных требований, социальную значимость спора, отсутствие в собственности ответчика помещений (здания), приспособленных для оказания населению банных услуг, и приходит к выводу, что надлежит установить срок исполнения решения – в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Данный срок будет достаточным для исполнения решения суда с учетом того, что согласно выписке из протокола заседания Совета Плесского городского поселения от 16.11.2022 года по вопросу выделения средств из бюджета на строительство (ремонт) здания общественной бани в г. Плес поддержано предложение продать здание прежней общественной бани и на вырученные деньги построить новую, в связи с чем внести изменения в бюджет на 2023 год и плановые 2024-2025 годы с учетом продажи прежней общественной бани в г. Плес.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск Прокурора Приволжского района Ивановской области к Администрации Плесского городского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области об обязании создать условия для обеспечения населения услугами бытового обслуживания - удовлетворить.
Обязать Администрацию Плесского городского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области (ИНН 3719009150) создать на территории Плесского городского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области условия для бытового обслуживания населения в части предоставления услуг бани в соответствии с требованиями действующего законодательства в срок - в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Приволжский районный суд Ивановской области в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья Философов Д.С.
Мотивированное решение суда составлено «04» апреля 2023 года.