Копия дело № 2-3838/2024
УИД: 24RS0048-01-2023-013038-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 июня 2024 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего - судьи Заверуха О.С.,
при секретаре – Огневой А.А.,
с участием представителя истца – Панюковой В.Н., доверенность от 28.11.2023г.,
представителя ответчика – Королевой А.С., доверенность от 27.12.2023г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровой Ирины Владимировны к ОСФР по Красноярскому краю о возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж, произвести перерасчет пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Петрова И.В. обратилась в суд с иском к ОСФР по Красноярскому краю о возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж, произвести перерасчет пенсии. Требования мотивированы тем, что истец является получателем страховой пенсии по старости, размер которой рассчитан в соответствии с п. 3 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях» № 173-ФЗ от 17.12.2001г., при этом в ее страховой стаж не включены период работы: с 13.03.1992г. по 12.08.1997г. в Термитауском Гормолокозаводе; с 13.08.1997г. по 20.10.1997г. в АООТ « Надежда» и с 29.06.1999г. по 18.06.2001г. в дочернем товариществе с ограниченной ответственностью «Ren-Milk». Трудовая деятельность истца в данные периоды подтверждается трудовой книжкой, выданной на имя Петровой И.В. Просит возложить обязанность на ОСФР по Красноярскому краю включить в страховой стаж Петровой И.В. периоды работы: с 13.03.1992г. по 12.08.1997г. в Термитауском Гормолокозаводе; с 13.08.1997г. по 20.10.1997г. в АООТ «Надежда» и с 29.06.1999г. по 18.06.2001г. в дочернем товариществе с ограниченной ответственностью «Ren-Milk», произвести перерасчет пенсии с учетом указанных периодов.
Истец – Петрова И.В. в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом и своевременно, доверила представление интересов Панюковой В.Н.
Представитель истца – Панюкова В.Н., действующая по доверенности от 28.11.2023г., в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика – ОСФР по Красноярскому краю – Королева А.С., действующая по доверенности от 27.12.2023г., в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, поскольку стаж в спорные периоды не подтвержден Компетентными органами Республики Казахстан.
Выслушав пояснения представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 37), гарантирует также каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, реализация которого осуществляется посредством обязательного и добровольного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", возраст (часть 1 статьи 8 названного Закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного Закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного Закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" исчисление страхового стажа производится в календарном порядке.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись гражданами РФ, застрахованными в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", за пределами территории РФ, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ".
13.03.1992 между государствами - участниками СНГ (Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной) было подписано Соглашение "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее по тексту - Соглашение), ст. 1 которого предусматривалось, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии с п. п. 2, 3 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992 для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу указанного Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.
В соответствии со ст. 10 Соглашения государства - участники Содружества взяли на себя обязательства принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР, или до 01.12.1991, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации (ст. 11 Соглашения от 13.03.1992).
Согласно письму Минтруда России от 29.01.2003 N 203-16, трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.
Таким образом, при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами РФ за пределами территории РФ (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства РФ.
При этом, периоды работы граждан, прибывших в РФ из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, и имевших место за пределами РФ до 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01.01.2002 стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Указанное Соглашение от 13 марта 1992 г. Федеральным законом от 11 июня 2022 г. N 175-ФЗ денонсировано Российской Федерацией, прекратило действие в отношениях между Российской Федерацией и Республикой Казахстан с 1 января 2023 г.
В соответствии с ч. 2 с. 18 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013 года перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:
1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года;
2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии;
3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
В развитие указанных принципов статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Петровой И.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 26.03.2022г. установлена страхования пенсия по старости в размере 6 564,31 руб. и фиксированная выплата к ней в размере 11 475,50 руб., в соответствии со ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ, бессрочно. При установлении пенсии, в страховой стаж истца включены периоды работы: 17.02.1987г. по 12.08.1988г.; с 29.08.1988г. по 12.09.1988г.; с 29.09.1988г. по 12.05.1989г.; с 13.11.1990г. по 12.03.1992г.; с 11.07.2001г. по 31.12.2001г.; с 01.01.2002г. по 18.03.2002г.; с 19.03.2002г. по 31.12.2002г.; с 01.01.2003г. по 01.07.2004г.; с 05.07.2004г. по 12.01.2005г.; с 14.02.2005г. по 31.12.2005г.; с 01.01.2006г. по 31.12.2007г.; с 01.06.2008г. по 27.11.2008г.; с 02.12.2008г. по 31.12.2009г.; с 01.01.2010г. по 28.03.2010г.; с 29.03.2010г. по 29.03.2010г.; 30.03.2010г. по 31.01.2011г.; с 01.02.2011г. по 11.08.2011г.; с 12.08.2011г. по 31.10.2011г.; с 01.11.2011г. по 31.12.2021г.; период отпуска по уходу за ребенком - с 13.05.1989г. по 12.11.1990г.; периоды обучения – с 01.09.1980г. по 20.07.1983г., с 01.09.1983г. по 25.02.1986г. Общей продолжительностью 24 года 11 месяцев 12 дней.
Согласно трудовой книжки №, выданной на имя Петровой И.В., последняя 29.08.1988г. принята Термитауский гормолокозавод на должность мастера по производству цельно-молочной и кисло-молочной продукции в сметано-сырный цех на основании приказа № № от 29.08.1988г.; приказом от 02.01.1991г. № № переведена на должность старшего инженера по ТБ; на основании приказа № № от 29.03.1991г. переведена на должность приемщика-складчика; 12.08.1997г. уволена в связи с ликвидацией предприятия на основании приказа № № от 12.08.1997г.; 13.08.1997г. принята в АООТ «Надежда» на должность сторожа (приказ № № от 13.08.1997г.); 20.10.1997г. уволена по инициативе работника на основании приказа № № от 20.10.1997г.; 29.06.199г. принята на должность продавца в Дочернее товарищество с ограниченной ответственностью «Ren-Milk» (приказ № № от 29.06.1999г.), откуда уволена по инициативе работника 18.06.2001г. на основании приказа № № от 18.06.2001г.
Указанные сведения подтверждаются информацией, предоставленной Министерством юстиции РФ, по запросу суда.
Так, согласно справке, выданной ТОО «Ren-Milk» 09.01.2024г., Петрова И.В. действительно работала в ДТОО «Ren-Milk» в качестве продавца с 29.06.1999г. по 30.03.2001г., что подтверждается приказом о приеме на работу № № от 29.06.1999г. и приказом об увольнении № № от 30.03.2001г.
Кроме того, ТОО «Ren-Milk» представлена справка о заработной плате № №, из которой следует, что Петровой И.В. в период с июня 1999г. по март 2001г. начислялась заработная плата, работодателем оплачивались обязательные пенсионные взносы.
Согласно архивной справке, выданной Коммунальным учреждением «Государственным архивом города Термитау» Управления культуры, архивов и документации Карагандинской области, в документах Термитауского Гормолокозавода и АООТ «Термитауский Гормолокозавод» имеется приказ № № от 29.09.1988г. о приеме Петровой И.В. мастером по производству ц/м и к/м продукции 5 разряда в сметано-сырковый цех с 29.09.1988г., а также лицевые счета по начислению Петровой И.В. заработной платы за период с сентября 1988г. по август 1997г.
С 14.08.1996г. Термитауский городской молочный завод преобразован в АООТ «Термитауский Гормолокозавод». Решением коллегии по хозяйственным делам Карагандинского областного суда от 18.09.1997г. АООТ «Термитауский Гормолокозавод» признан банкротом и ликвидирован, в связи с чем, документы поступили в архив на государственное хранение.
Также, в документах АООТ «Термитауский Гормолокозавод» имеются: приказ № № от 13.08.1997г. по АООТ «Надежда» о приеме Петровой И.В. сторожем с 13.08.1997г.; приказ № № от 29.10.1997г. об увольнении сторожа Петровой И.В. с 26.10.1997г.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в отношении Петровой И.В., последняя зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 11.03.2002г., ей присвоен номер индивидуального лицевого счета №.
В сведениях индивидуального персонифицированного учета, данные о спорных периодах работы Петровой И.В., отсутствуют.
В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 400 при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 данного Федерального закона).
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, периоды работы, в том числе на соответствующих видах работ, до регистрации в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору за период до регистрации в качестве застрахованного лица, при досрочном назначении страховой пенсии по старости является трудовая книжка.
Согласно Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 N 162, действующей в спорный период, все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении, а также о награждениях и поощрениях вносятся администрацией предприятия после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).
Записи производятся аккуратно, перьевой или шариковой ручкой, чернилами черного, синего или фиолетового цвета (п. 2.3).
В случае выявления неправильной или неточной записи сведений о работе, переводе на другую постоянную работу, о награждениях и поощрениях и др. исправление производится администрацией того предприятия, где была внесена соответствующая запись (п. 2.5).
При увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров (п. 4.1)
Учитывая, что согласно сведениям ИЛС (индивидуального лицевого счета), Петрова И.В. была зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 11.03.2002г., отсутствие сведений о занятости в спорный период ее работы до указанной даты не препятствует возможности подтверждения данного обстоятельства иными допустимыми доказательствами.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, в период с 13.03.1992г. по 20.10.1997г., а также с 29.06.1999г. по 30.03.2001г. истец осуществляла трудовую деятельность в АООТ «Термитауский Гормолокозавод» и в ДТОО «Ren-Milk», соответственно,что подтверждается его трудовой книжкой и ответом Компетентного органа Республики Казахстан, принимая во внимание то, что страховая пенсия назначена истцу 26.03.2022г., то есть до денонсации Российской Федерацией Соглашения от 13 марта 1992 г., поэтому имеются правовые основания для удовлетворения исковых требований Петровой И.В. о включении данных периодов в ее страховой стаж, в связи с чем, надлежит возложить обязанность на ОСФР по Красноярскому краю включить в страховой стаж периоды Петровой Ирины Владимировны с 13.03.1992г. по 20.10.1997г. в должностях мастера по производству, инженера по ТБ, сторожа в АООТ «Термитауский Гормолокозавод»; с 29.06.1999г. по 30.03.2001г. в должности продавца в ДТОО «Ren-Milk» и произвести перерасчет пенсии Петровой Ирине Владимировне с 26.03.2022г.
Вместе с тем, суд не находит оснований для включения периода работы Петровой И.В. в ДТОО «Ren-Milk» с 01.04.2001г. по 18.06.2001г., поскольку указанный период не подтвержден первичным документами, представленными Компетентным органом Республики Казахстан, согласно которым Петрова И.В. уволена из ДТОО «Ren-Milk» 30.03.2001г. на основании приказа № № от 30.03.2001г.
Разрешая требования о перерасчете пенсии в связи с включением названного периода работы в страховой стаж, суд исходит из следующего.
С 1 января 2015 г. введен в действие Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии.
Статьей 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ регламентировано, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК Российской Федерации) трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и о трудовом стаже работника.
Как указано в п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В силу ст. 18 п. 2 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" перерасчет размера трудовой пенсии возможен при наличии оснований, предусмотренных в случаях в том числе увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года.
Пунктом 15 Приказа Минтруда России от 04.08.2021 N 538н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению" установлено, что для перерасчета размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, доли страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие наличие оснований для такого перерасчета, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях".
В соответствии с п. 48 Приказа Минтруда России от 05.08.2021 N 546н "Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в редакции, действующей на дату назначения Петровой И.В. страховой пенсии), заявление о перерасчете размера пенсии и документы, необходимые для такого перерасчета, подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по выбору заявителя.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Порядок установления страховых пенсий с 01.01.2015 определен ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно части 1 указанной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Пункт 7 ст. 3 Федерального закона N 400-ФЗ дает определение понятия "корректировка размера страховой пенсии" - это повышение размера страховой пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента.
В силу ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
На основании п. 1 ст. 23 названного Закона перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится:
1) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения;
2) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2017 N 1575-О положения данной нормы, обеспечивая сохранение выплаты не полученной пенсионером своевременно пенсии за прошедшее время, но не более чем за три года, согласуется со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей общий срок исковой давности, направлено на достижение правовой определенности, а закрепленное в данной статье правило о том, что в случае вины органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплата пенсионеру всех причитающихся ему сумм производится без ограничения каким-либо сроком, гарантирует восстановление нарушенных пенсионных прав граждан и надлежащую их реализацию.
Таким образом, учитывая, что сведения о работе истца в спорные периоды были указаны в ее трудовой книжке при обращении с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, при этом не были учтены ответчиком при рассмотрении заявления Петровой И.В. о назначении пенсии, суд приходит к выводу о том, что перерасчет размера пенсии необходимо произвести с момента ее назначения, так как с этого времени при включении в страховой стаж истца спорного периода работы истец имела право на получение пенсии в большем размере. Следовательно, право истца на получение пенсии в большем размере должно быть восстановлено с 26.03.2022г., в связи с чем, суд считает необходимым возложить на ОСФР по Красноярскому краю обязанность произвести перерасчет пенсии с учетом включенных периодов работы с 13.03.1992г. по 20.10.1997г. и с 29.06.1999г. по 30.03.2001г., с даты назначения Петровой И.В. страховой пенсии по старости – 26.03.2022г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Петровой Ирины Владимировны (СНИЛС: №), к ОСФР по Красноярскому краю (ИНН: №) о возложении обязанности включить период работы в страховой стаж, произвести перерасчет пенсии – удовлетворить частично.
Возложить обязанность на ОСФР по Красноярскому краю включить в страховой стаж периоды работы Петровой Ирины Владимировны с 13.03.1992г. по 20.10.1997г. в должностях мастера по производству, инженера по ТБ, сторожа в АООТ «Термитауский Гормолокозавод»; с 29.06.1999г. по 30.03.2001г. в должности продавца в ДТОО «Ren-Milk» и произвести перерасчет пенсии Петровой Ирине Владимировне с 26.03.2022г.
В удовлетворении остальной части исковых требований Петровой Ирины Владимировны – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий О.С. Заверуха
Решение принято в окончательной форме 20.06.2024г.
Копия верна.