Дело № 2-2640/22
УИД 21RS0025-01-2022-002261-98
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Чебоксары
Московский районный суд города Чебоксары под председательством судьи Кулагиной З.Г., при секретаре Халимовой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Голландцева А.П. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии о признании решения незаконным, включении в специальный стаж период службы в армии по призыву,
у с т а н о в и л:
Голландцев А.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии (далее ОПФР по ЧР) о признании решения ГУ-ОПФР в г. Канаш ЧР-Чувашии № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, включении в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию период службы в армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 9 месяцев 27 дней).
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГУ-ОПФР в г. Канаш ЧР-Чувашии с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением им педагогической деятельности в учреждениях для детей не менее 25 лет. Решением ГУ-ОПФР в г. Канаш ЧР-Чувашии № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Отказ мотивирован отсутствием требуемого 25-летнего стража работы. Указанным решением в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии, не был включен период службы в Вооруженных Силах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что данное решение незаконное и необоснованное. Период службы в составе Вооруженных Сил СССР подлежит включению в стаж педагогическим работникам в целях назначения досрочной пенсии в соответствии с Определением Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №
В судебном заседании истец Голландцев А.П. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, пояснив суду, что на момент призыва на службу в Вооруженные Силы СССР он обучался в <данные изъяты>. После окончания 1 курса, его призвали в армию. Просит признать решение ГУ-ОПФР в <адрес> ЧР-Чувашии № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным в части не включении периода службы в армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и включить в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию период службы в армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 9 месяцев 27 дней). От исковых требований о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости с момента выработки необходимого стажа с ДД.ММ.ГГГГ отказался.
Определением суда производство по делу по иску Голландцева А.П. к ГУ ОПФР по ЧР о назначении досрочной страховой пенсии по старости с момента выработки необходимого стажа с ДД.ММ.ГГГГ прекращено.
Представитель ответчика ГУ-ОПФР по ЧР Тамбова А.В. исковые требования не признала, пояснив суду, что период службы истца в Вооруженных Силах СССР пенсионным фондом не включен в педагогический стаж, поскольку с 01 января 1992 года постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463 были изменены правила начисления стажа работы для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе служба в составе Вооруженных Силах СССР, не стали учитываться при начислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а начало педагогической деятельности истца имело место с 15 августа 1990 года, то есть у него отсутствовал специальный стаж педагогической деятельности как на момент прохождения службы в составе Вооруженных Силах СССР, так и на момент изменения правового регулирования спорных отношений, то ромы Положения о порядке начисления стажа для начисления пенсий за выслугу лет работника просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, предусматривающие возможность зачёта в стаж работы по специальности работникам просвещения службы в составе Вооруженных Силах СССР при условии начисления не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии стажа работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на эту пенсию, не могут применяться при начислении стажа педагогической деятельности истца для решения вопроса о его досрочном пенсионном обеспечении.
Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ст.39 ч.2 Конституции РФ).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ.
Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону (ч. 3,4 ст.36 Федерального закона № 400-ФЗ).
Согласно п.1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, страховая пенсия назначается независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.2 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ).
В соответствии с подпунктом "м" пункта 1, подпунктом "в" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, а также Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года; Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года; Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
В силу ч. 3 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ).
Как следует из материалов дела, Голландцев А.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Голландцев А.П. обратился в ГУ-ОПФР в г. Канаш ЧР-Чувашии с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением им педагогической деятельности в учреждениях для детей не менее 25 лет (пп.19 ст. 30 ФЗ от 28.12.20213г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Решением ГУ-ОПФР в г. Канаш ЧР-Чувашии (межрайонного) от ДД.ММ.ГГГГ № Голландцеву А.П. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, предусмотренной п.п.19 п.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации», ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения за пенсией.
Согласно вышеназванному решению, в специальный стаж Голландцева А.П. не включен период службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 9 месяцев 27 дней).
Согласно справке Военного комиссариата Комсомолького и Яльчикского районов Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № Голландцева А.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения находился на военной службе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по призыву. Основание: военный билет серии <данные изъяты>
Судом установлено и не оспаривается сторонами, Голландцева А.П. работал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>
Так, положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В указанный спорный период времени (с 01 июля 1984 года по 27 апреля 1986 года) действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Период службы Голландцева А.П. в Советской Армии относится к периодам деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
Таким образом, вышеназванный период службы Голландцева А.П. подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Следовательно, период службы Голландцева А.П. в составе Вооружённых сил СССР с 01 июля 1984 года по 27 апреля 1986 года подлежит включению в специальный стаж пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.
С учётом изложенного, решение ГУ-ОПФР в г. Канаш ЧР-Чувашии от 29 сентября 2021 года № 3368 в части не включении периода службы в составе Вооружённых сил СССР армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать законным.
В силу ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать незаконным решение Государственного учреждения – Отделения пенсионного фонда Российской Федерации в г. Канаш Чувашской Республике – Чувашии № от ДД.ММ.ГГГГ в части не включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии Голландцева А.П. период <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Возложить обязанность на Государственное Учреждение – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии зачесть Голландцеву А.П. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии период <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного учреждения - Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии в пользу Голландцева А.П. уплаченную госпошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий З.Г. Кулагина
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.