УИД 02RS0011-01-2022-000323-48
Дело № 2-142/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 июля 2022 года село Шебалино
Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Т.В. Поленниковой,
при секретарях М.О. Сенбиновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шебалинского района Республики Алтай в интересах неопределённого круга лиц к Администрации МО «Шебалинский район» о возложении обязанности зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Шебалинского района Республики Алтай обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к Администрации МО «Шебалинский район» о возложении на ответчика обязанности в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оформить право собственности на следующие объекты жилищно-коммунального хозяйства, находящиеся на территории Шебалинского района Республики Алтай:
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
Требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства об использовании государственного и муниципального имущества в части оформления права собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства в деятельности ответчика выявлены нарушения требований Федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О водоснабжении и водоотведении», «О государственной регистрации недвижимости». Отсутствие закрепленного права собственности на вышеуказанные объекты жилищно-коммунального хозяйства нарушает права неопределенного круга граждан на обеспечение доступного и бесперебойного качественного водоснабжения, так как объект водоснабжения, не имеющий собственника, может оставаться без надлежащего обслуживания и ремонта, что впоследствии может повлиять на их надлежащую эксплуатацию. Также неисполнение администрацией МО «Шебалинский район» требований законодательства в сфере водоснабжения влечет опасность возникновения угрозы здоровья граждан, пользующихся указанным объектом водоснабжения.
Определениями суда от <ДАТА> и <ДАТА> к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «Жилкомсервис» и Правительство Республики Алтай в лице Министерства регионального развития Республики Алтай.
В судебном заседании помощник прокурора Д.М. Шадеев поддержал заявленные требования по изложенным основаниям.
Представитель ответчика ФИО5 в судебном заседании не признала заявленные требования в части, пояснила, что подтверждает, что указанное в иске недвижимое имущество числится в реестре муниципального имущества МО « Шебалинский район», однако право собственности на него не признано. Вместе с тем часть имущества передано по концессионному соглашению ООО « Жилкомсервис» и оставшееся планируется также передать, в связи с чем, по Закону о концессии, концессионер обязан произвести регистрацию имущества за концендентом.
ООО « Жилкомсервис» в суд представителя не направило, извещены надлежаще.
От представителя третьего лица Правительства РА в лице Министерства регионального развития РА ФИО8 в суд поступило письменное мнение, согласно которому организация в границах поселения электро-,тепло-,газо и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ на территориях сельских поселений осуществляется органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. Полагают рассмотрение иска на усмотрение суда.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 49 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14, ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 131-ФЗ от 06.10.2003 года) к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 51 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 года органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, (ч. 5 ст. 51 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 года).
В соответствии с ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее также - Федеральный закон N 218-ФЗ от 13.07.2015 года) государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (ч. 3 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ от 13.07.2015 года).
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (ч. 5 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ от 13.07.2015 года).
Обязанность органов местного самоуправления представлять заявление и прилагаемые к нему документы для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав предусмотрена ст. 19 Федерального закона N 218-ФЗ от 13.07.2015 года.
Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Шебалинского района Республики Алтай проведена проверка соблюдения законодательства об использовании государственного и муниципального имущества в части оформления права собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства в деятельности администрации МО «Шебалинский район», в ходе которой установлено, что в реестр муниципальной собственности МО «Шебалинский район» включено следующее недвижимое имущество водопроводные сети, расположенные по адресам: <адрес>
Судом установлено и подтверждается ответчиком, что право собственности на вышеуказанные объекты недвижимости органом местного самоуправления не зарегистрировано в установленном порядке.
Согласно ч. 3 ст. 42 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ (ред. от 11.06.2022) "О концессионных соглашениях" в случае, если права на недвижимое имущество, переданное концессионеру в соответствии с концессионным соглашением, не зарегистрированы в установленном законодательством порядке, концессионер обязан в течение одного года с момента заключения концессионного соглашения за счет собственных средств обеспечить осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности концедента на такое имущество, в том числе при необходимости выполнения кадастровых работ в отношении такого имущества. Если по истечении одного года с момента заключения концессионного соглашения права на незарегистрированное недвижимое имущество не были зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, незарегистрированное недвижимое имущество, передача которого концессионеру предусмотрена концессионным соглашением, считается возвращенным во владение и в пользование концедента, а с концессионером в отношении такого незарегистрированного недвижимого имущества заключается договор аренды на срок действия концессионного соглашения без проведения конкурса в порядке и на условиях, определенных Правительством Российской Федерации. При заключении такого договора аренды обязательства концессионера, установленные ранее концессионным соглашением в отношении передаваемого в аренду незарегистрированного недвижимого имущества, сохраняются. В случае одностороннего отказа концедента от исполнения концессионного соглашения концедент также имеет право расторгнуть в одностороннем порядке договор аренды, предметом которого является незарегистрированное недвижимое имущество, переданное концессионеру ранее в соответствии с таким концессионным соглашением.
<ДАТА> между Администрацией МО « Шебалинский район» и ООО « Жилкомсервис», и третьей стороной –Правительством РА заключено концессионное соглашение <Номер изъят>, согласно которому Концендент предоставил Концессионеру права владения и пользования обьектом соглашения без перехода права собственности.
Согласно приложения <Номер изъят>, акту приема передачи Концессионеру переданы водопроводные сети, расположенные по адресу: <адрес>.
Однако указанным договором стороны обязались осуществить действия, необходимые для государственной регистрации прав Концессионера на временное владение и пользование указанным недвижимым имуществом, в связи с чем, довод ответчика об обязанности Концессионера зарегистрировать право собственности на указанные объекты за Концендентом, не состоятельны.
Поскольку отсутствие зарегистрированного в установленном порядке права муниципальной собственности на объекты недвижимости является препятствием для передачи их в установленном порядке для использования по назначению, осуществлению их содержания и ремонта, контроля за их техническим состоянием и эксплуатацией, нарушает права неопределенного круга граждан на обеспечение доступного и бесперебойного качественного водоснабжения, что свидетельствует о ненадлежащем учете муниципального имущества и нарушении требований действующего законодательства, суд находит исковое заявление прокурора Шебалинского района подлежащим удовлетворению.
На основании ст. 206 ГПК РФ с учетом мнения сторон, обстоятельств дела, суд полагает необходимым установить срок исполнения решения суда, указанный в иске, - в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, который является разумным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Шебалинского района Республики Алтай в интересах неопределённого круга лиц к Администрации МО «Шебалинский район» удовлетворить.
На Администрацию МО «Шебалинский район» возложить обязанность в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оформить право собственности на следующие объекты жилищно-коммунального хозяйства, находящиеся на территории Шебалинского района Республики Алтай:
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Шебалинский районный суд Республики Алтай.
Решение в окончательной форме изготовлено <ДАТА>.
Председательствующий Т.В. Поленникова