Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-142/2022 ~ М-103/2022 от 15.03.2022

УИД 02RS0011-01-2022-000323-48

Дело № 2-142/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 июля 2022 года          село Шебалино

Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Т.В. Поленниковой,

при секретарях М.О. Сенбиновой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шебалинского района Республики Алтай в интересах неопределённого круга лиц к Администрации МО «Шебалинский район» о возложении обязанности зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Шебалинского района Республики Алтай обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к Администрации МО «Шебалинский район» о возложении на ответчика обязанности в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оформить право собственности на следующие объекты жилищно-коммунального хозяйства, находящиеся на территории Шебалинского района Республики Алтай:

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

Требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства об использовании государственного и муниципального имущества в части оформления права собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства в деятельности ответчика выявлены нарушения требований Федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О водоснабжении и водоотведении», «О государственной регистрации недвижимости». Отсутствие закрепленного права собственности на вышеуказанные объекты жилищно-коммунального хозяйства нарушает права неопределенного круга граждан на обеспечение доступного и бесперебойного качественного водоснабжения, так как объект водоснабжения, не имеющий собственника, может оставаться без надлежащего обслуживания и ремонта, что впоследствии может повлиять на их надлежащую эксплуатацию. Также неисполнение администрацией МО «Шебалинский район» требований законодательства в сфере водоснабжения влечет опасность возникновения угрозы здоровья граждан, пользующихся указанным объектом водоснабжения.

Определениями суда от <ДАТА> и <ДАТА> к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «Жилкомсервис» и Правительство Республики Алтай в лице Министерства регионального развития Республики Алтай.

В судебном заседании помощник прокурора Д.М. Шадеев поддержал заявленные требования по изложенным основаниям.

Представитель ответчика ФИО5 в судебном заседании не признала заявленные требования в части, пояснила, что подтверждает, что указанное в иске недвижимое имущество числится в реестре муниципального имущества МО « Шебалинский район», однако право собственности на него не признано. Вместе с тем часть имущества передано по концессионному соглашению ООО « Жилкомсервис» и оставшееся планируется также передать, в связи с чем, по Закону о концессии, концессионер обязан произвести регистрацию имущества за концендентом.

ООО « Жилкомсервис» в суд представителя не направило, извещены надлежаще.

От представителя третьего лица Правительства РА в лице Министерства регионального развития РА ФИО8 в суд поступило письменное мнение, согласно которому организация в границах поселения электро-,тепло-,газо и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ на территориях сельских поселений осуществляется органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. Полагают рассмотрение иска на усмотрение суда.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 49 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14, ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 131-ФЗ от 06.10.2003 года) к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 51 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 года органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, (ч. 5 ст. 51 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 года).

В соответствии с ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее также - Федеральный закон N 218-ФЗ от 13.07.2015 года) государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (ч. 3 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ от 13.07.2015 года).

Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (ч. 5 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ от 13.07.2015 года).

Обязанность органов местного самоуправления представлять заявление и прилагаемые к нему документы для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав предусмотрена ст. 19 Федерального закона N 218-ФЗ от 13.07.2015 года.

Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Шебалинского района Республики Алтай проведена проверка соблюдения законодательства об использовании государственного и муниципального имущества в части оформления права собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства в деятельности администрации МО «Шебалинский район», в ходе которой установлено, что в реестр муниципальной собственности МО «Шебалинский район» включено следующее недвижимое имущество водопроводные сети, расположенные по адресам: <адрес>

Судом установлено и подтверждается ответчиком, что право собственности на вышеуказанные объекты недвижимости органом местного самоуправления не зарегистрировано в установленном порядке.

Согласно ч. 3 ст. 42 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ (ред. от 11.06.2022) "О концессионных соглашениях" в случае, если права на недвижимое имущество, переданное концессионеру в соответствии с концессионным соглашением, не зарегистрированы в установленном законодательством порядке, концессионер обязан в течение одного года с момента заключения концессионного соглашения за счет собственных средств обеспечить осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности концедента на такое имущество, в том числе при необходимости выполнения кадастровых работ в отношении такого имущества. Если по истечении одного года с момента заключения концессионного соглашения права на незарегистрированное недвижимое имущество не были зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, незарегистрированное недвижимое имущество, передача которого концессионеру предусмотрена концессионным соглашением, считается возвращенным во владение и в пользование концедента, а с концессионером в отношении такого незарегистрированного недвижимого имущества заключается договор аренды на срок действия концессионного соглашения без проведения конкурса в порядке и на условиях, определенных Правительством Российской Федерации. При заключении такого договора аренды обязательства концессионера, установленные ранее концессионным соглашением в отношении передаваемого в аренду незарегистрированного недвижимого имущества, сохраняются. В случае одностороннего отказа концедента от исполнения концессионного соглашения концедент также имеет право расторгнуть в одностороннем порядке договор аренды, предметом которого является незарегистрированное недвижимое имущество, переданное концессионеру ранее в соответствии с таким концессионным соглашением.

<ДАТА> между Администрацией МО « Шебалинский район» и ООО « Жилкомсервис», и третьей стороной –Правительством РА заключено концессионное соглашение <Номер изъят>, согласно которому Концендент предоставил Концессионеру права владения и пользования обьектом соглашения без перехода права собственности.

Согласно приложения <Номер изъят>, акту приема передачи Концессионеру переданы водопроводные сети, расположенные по адресу: <адрес>.

Однако указанным договором стороны обязались осуществить действия, необходимые для государственной регистрации прав Концессионера на временное владение и пользование указанным недвижимым имуществом, в связи с чем, довод ответчика об обязанности Концессионера зарегистрировать право собственности на указанные объекты за Концендентом, не состоятельны.

Поскольку отсутствие зарегистрированного в установленном порядке права муниципальной собственности на объекты недвижимости является препятствием для передачи их в установленном порядке для использования по назначению, осуществлению их содержания и ремонта, контроля за их техническим состоянием и эксплуатацией, нарушает права неопределенного круга граждан на обеспечение доступного и бесперебойного качественного водоснабжения, что свидетельствует о ненадлежащем учете муниципального имущества и нарушении требований действующего законодательства, суд находит исковое заявление прокурора Шебалинского района подлежащим удовлетворению.

На основании ст. 206 ГПК РФ с учетом мнения сторон, обстоятельств дела, суд полагает необходимым установить срок исполнения решения суда, указанный в иске, - в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, который является разумным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Шебалинского района Республики Алтай в интересах неопределённого круга лиц к Администрации МО «Шебалинский район» удовлетворить.

На Администрацию МО «Шебалинский район» возложить обязанность в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оформить право собственности на следующие объекты жилищно-коммунального хозяйства, находящиеся на территории Шебалинского района Республики Алтай:

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Шебалинский районный суд Республики Алтай.

Решение в окончательной форме изготовлено <ДАТА>.

Председательствующий Т.В. Поленникова

2-142/2022 ~ М-103/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Шебалинского района Республики Алтай
Ответчики
Администрация МО "Шебалинский район"
Другие
ООО «Жилкомсервис»
Министерство регионального развития Республики Алтай
Суд
Шебалинский районный суд Республики Алтай
Судья
Поленникова Т.В.
Дело на странице суда
shebalinsky--ralt.sudrf.ru
15.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.03.2022Передача материалов судье
15.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.04.2022Судебное заседание
18.05.2022Судебное заседание
08.06.2022Судебное заседание
12.07.2022Судебное заседание
13.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.08.2022Дело оформлено
09.02.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее