УИД: 44RS0011-01-2024-000298-75
Дело № 12-15/2024
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
29 июля 2024 года г. Нея
Судья Нейского районного суда Костромской области Размахов В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Смирнова А.П. на постановление главного государственного инспектора Нейского района по пожарному надзору по делу об административном правонарушении от 24 мая 2024 года, которым Смирнов А.П. привлечен к административной ответственности по ч.6 ст.20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа,
У С Т А Н О В И Л:
Согласно постановлению главного государственного инспектора Нейского района по пожарному надзору по делу об административном правонарушении от 24 мая 2024 года Смирнов А.П. был привлечен к административной ответственности и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.20.4 КоАП РФ, совершенного при следующих обстоятельствах:
15.05.2024 года в 13 часов 09 минут по адресу: <адрес> результате осмотра места пожара, выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения пожарной безопасности, а именно: Смирнов А.П. оставил без присмотра приготовление пищи в металлической печи вблизи строений, что привело к возникновению пожара и повреждение, уничтожение чужого имущества на территории населенного пункта <адрес>, чем допущено нарушение в области обеспечения пожарной безопасности, предусмотренные пунктами 65,66 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479 (ред. от 24.10.2022) "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" (далее - ППР), ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Не согласившись с постановлением, Смирнов А.П. обратился в суд с жалобой, в которой, не оспаривая факта совершения административного правонарушения, полностью признавая вину, полагал, что при рассмотрении дела возможно было применить положения п. 2.2, 2.3 ст.4.1 КоАП РФ. Указал, что он пенсионер. Пожар произошёл не в результате какого-либо его умысла. В результате пожара сгорел и его дом, который он использовал в качестве дачи на месте, где родился и вырос, с домом сгорело всё имущество, которое там находилось. То есть он сам значительно пострадал от этого пожара. Просил учесть, что он не является злостным нарушителем, административное правонарушение им совершено впервые, к уголовной ответственности так же никогда не привлекался, он пенсионер, сам значительно пострадал от произошедшего события, полагал возможным применения п. п. 2.2, 2.3 cт. 4.l. КоАП РФ и назначение наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.6 ст.20.4 КоАП РФ. Просил обжалуемое постановление изменить и снизить штраф до 20 000 рублей.
В судебном заседании Смирнов А.П. доводы жалобы поддержал в полном объёме. Дополнительно пояснил, что в результате пожара ему самому причинен значительный материальный ущерб, сгорел дом, имущество, а так же техника, находящаяся на территории дома. Он нигде не работает, является пенсионером, пенсия составляет 20 000 рублей. Он раскаивается в том, что произошло и просит снизить сумму штрафа.
Начальник Нейского УНД ПР ГУ МЧС России по Костромской области Преображенский И.С. показал, что факт пожара имел место, больше всего пострадало имущество Смирнова А.П. По результатам рассмотрения дела Смирнов А.П. был привлечен к административной ответственности, при этом он не возражает, если в соответствии с нормами КоАП РФ сумма штрафа будет уменьшена.
Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав доводы жалоб и материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов. Суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Частью 6 статьи 20.4 КоАП РФ (здесь и далее нормы приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела) предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 КоАП РФ, является пожарная безопасность, которая понимается как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, - составляющая часть общественной безопасности.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В силу статьи 20 названного закона нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности).
В соответствии со статьей 2 Закона о пожарной безопасности законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Частью 2 ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что граждане обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности; иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами противопожарного режима и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления.
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности регламентированы Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 "О противопожарном режиме" (далее - Правила противопожарного режима).
В соответствии с положениями п. 65 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в РФ" запрещается использовать противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства установки) зданий и сооружений, а также для разведения костров и сжигания отходов тары.
Пунктом 66 Правил противопожарного режима установлено, что на землях общего пользования населенных пунктов, а также на территориях частных домовладений, расположенных на территориях населенных пунктов, запрещено разводить костры, использовать открытый огонь для приготовления пищи вне специально отведенных и оборудованных для этого мест, а также сжигать мусор, траву, листву и иные отходы, материалы или изделия, кроме мест и (или) способов, установленных органами местного самоуправления городских и сельских поселений, муниципальных и городских округов, внутригородских районов.
Из материалов дела следует, что 15.05.2024 года в 13 часов 09 минут на пункт связи пожарной части № 8 ОГБУ ПСС по Костромской области поступило сообщение о том что по адресу: <адрес> горит дом. По прибытию на место установлено, что открытым огнем горит 1 жилой дом и 7 нежилых домов по <адрес> в <адрес>. В результате пожара уничтожены строения домов и надворных построек, общей площадью 818 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> у <адрес> результате осмотра места пожара, выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения пожарной безопасности, а именно: Смирнов А.П. оставил без присмотра приготовление пищи в металлической печи вблизи строений, что привело к возникновению пожара и повреждение, уничтожение чужого имущества на территории населенного пункта <адрес>, чем допущено нарушение в области обеспечения пожарной безопасности, предусмотренные пунктами 65,66 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479 (ред. от 24.10.2022) "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" (далее - ППР), ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Смирнова А.П. к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: рапортом от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, и фототаблицей и схемой к протоколу, объяснениями Смирнова А.П., ФИО1 и иными материалами дела, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений требований Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении процессуальных документов, а также при получении объяснений не установлено.
При рассмотрении дела должностным лицом административного органа на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения описанного выше административного правонарушения, дана надлежащая юридическая оценка действиям Смирнова А.П. и сделан обоснованный вывод о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и виновности Смирнова А.П., которая им не оспаривается, в его совершении.
Вывод должностного лица о наличии в деянии Смирнова А.П.. состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 6 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения может быть назначено в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом, в связи с чем судья, орган, должностное лицо не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, а также с превышением пределов, перечень которых четко определен названным Кодексом.
Согласно части 2.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа, в частности для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 указанной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 2.3 статьи 4.1 Кодекса).
На основании вышеизложенного, принимая во внимание цели административного наказания, установленные ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, учитывая характер совершенного административного правонарушения, личность Смирнова А.П., его имущественное положение, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, наличие обстоятельства, смягчающего административную ответственность, постановление должностного лица в части назначения размера штрафа подлежит изменению, а размер штрафа снижению.
Руководствуясь ст. 30.6, п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление главного государственного инспектора Нейского района по пожарному надзору - начальника территориального отделения надзорной деятельности и профилактической работы Нейского района Приображенского И.С. от 24 мая 2024 года №, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст. 20.4 КоАП РФ, вынесенное в отношении Смирнова А.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> изменить, снизив назначенное ему наказание в виде административного штрафа до 20 000 рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Нейский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: В.Н. Размахов