Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1187/2023 ~ М-323/2023 от 30.01.2023

К делу

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

26 мая 2023 года                                                                            <адрес>

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе: председательствующего – судьи Катбамбетова М.И.,

при секретаре судебного заседания ФИО3,

с участием истца ФИО1 и его представителя по доверенности ФИО5, представителя ответчика Администрации МО «<адрес>» по доверенности ФИО6, третьего лица ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации МО «<адрес>» и Комитету по управлению имуществом Администрации МО «<адрес>» о признании отказа незаконным и возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Истец ФИО1, обратился в суд с иском к ответчику Администрации МО «<адрес>» о признании отказа незаконным и возложении обязанности.

В обоснование требований указано, что он является участником боевых действий в ВОВ в составе партизанского отряда и военных событий во время подавления вооружённого восстания в Венгрии 1956 года. В октябре 2022 года обратился в Администрацию муниципального образования «<адрес>» с заявлением о выделении жилья или выплате денежных средств для приобретения жилья как участнику боевых действий в Венгрии, составом семьи из 2 человек, он и супруга ФИО4 Обращение было рассмотрено и ему направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ -р, в котором ему в составе семьи 2 человека в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма как ветерана-участника Великой Отечественной войны и инвалида отказано, в связи с предоставлением документов, которые не подтверждают его право состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении, на основании пункта 2 ч.1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ. С ответом Администрации МО «<адрес>» истец не согласен.

Просит суд с учетом письменных уточненных требований признать незаконным отказ Администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ -р в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении как ветерана-участника Великой Отечественной войны и инвалида. Признать его право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность. Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>» включить истца в список граждан, нуждающихся в жилом помещении и в сводный список участников Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность.

В письменных возражениях на иск представитель ответчика Администрации муниципального образования «<адрес>» исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении в полном объеме.

В судебное заседание истец ФИО1 и его представитель по доверенности ФИО5, явились. Представитель истца ФИО5, поддержала уточненные требования и дала пояснения согласно описательной части решения, просила суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации МО «<адрес>» по доверенности ФИО6, в суд явилась, исковые требования не признала и просила суд отказать.

Представитель ответчика Комитета по управлению имуществом Администрации МО «<адрес>» в суд не явился, сведений об уважительности причин неявки не сообщил. На основании ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований ФИО2, в ходе судебного заседания полагала требования истца законными и обоснованными, просила удовлетворить.

Выслушав доводы лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, и сторонами не оспаривается, что ФИО1 проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе в действующей армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Южной группе войск в Венгрии.

Согласно справке МСЭ-010 от ДД.ММ.ГГГГ, истец является инвали<адрес>-ой группы бессрочно в связи с заболеванием, полученным в период прохождения военной службы.

Согласно п. 3 ст. 3 ФЗ «О ветеранах», перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону.

В разделе I указанного Перечня, который является приложением к Федеральному закону «О ветеранах», указаны и боевые действия в Венгрии в 1956 году. Таким образом, Федеральный закон «О ветеранах» относит лиц, принимавших участие в боевых действиях в Венгрии в 1956 году, к категории ветеранов боевых действий.

Согласно положению, содержащемуся в Разделе II Приложения к указанному федеральному закону, на лиц, принимавших участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в разделах I и II Перечня, распространяется действие статьи 2 и 4 Федерального закона «О ветеранах», то есть норм, определяющих статус ветеранов Великой Отечественной войны и инвалидов Великой Отечественной войны.

Следовательно, законодатель приравнял к лицам, участвовавшим в Великой Отечественной войне, и участников других боевых действий, указанных в разделах I и II Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, предоставив им единый статус и определив объем мер предоставляемой социальной поддержки.

Между тем приравнивание ветеранов и инвалидов боевых действий по предоставляемым мерам социальной поддержки к ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны не отождествляет их между собой в полном объеме.

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 14, подпункта 3 пункта 1 статьи 15 и подпункта 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» указанные категории граждан имеют право на такую меру социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2. Закона, однако, основания и условия ее предоставления различны. В частности, инвалиды и участники Великой Отечественной войны имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета вне зависимости от срока их постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и независимо от их имущественного положения. Реализация же прав инвалидов и ветеранов боевых действий на такую меру социальной поддержки ставится в зависимость от времени постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, и право на данную меру они имеют лишь в случае их постановки на учет нуждающихся до ДД.ММ.ГГГГ. Инвалиды и ветераны боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, то есть на общих основаниях.

Согласно удостоверению серия ВОВ от ДД.ММ.ГГГГ, выданному Министерством труда и социального развития Республики Адыгея, ФИО1 является ветераном-участником Великой Отечественной войны, по льготам приравнен к ветеранам-участникам Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны на основании статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах».

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., имеет состав семьи 2 человека (он и супруга - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.).

В октябре 2022 года ФИО1 обратился в Администрацию муниципального образования «<адрес>» с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для получения социальной поддержки на состав семьи из 2 человек.

Заявление ФИО1 было рассмотрено. Согласно выписке из распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» Комиссией по жилищным вопросам Администрации МО «<адрес>» принято решение об отказе ФИО1 в принятии на учёт, в составе семьи 2 человека в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма как ветерана-участника Великой Отечественной войны и инвалида, в связи с предоставлением документов, которые не подтверждают его право состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении, на основании пункта 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ.

В силу пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В судебном заседании стороны не оспаривали, что на момент обращения к ответчику с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован и проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью 55,8 кв. м., 1/2 доля данного жилого помещения принадлежит ФИО1 на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ, что составляет 27,9 кв. м.

Супруга истца ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью 206,6 кв. м.; 1/2 доля данного жилого помещения принадлежит ФИО7 на основании договора пожизненного содержания с иждивением от ДД.ММ.ГГГГ в пользу ФИО2 (ФИО4), что составляет 103,3 кв. м., и следует из договора пожизненного содержания с иждивением от ДД.ММ.ГГГГ

Указанные обстоятельства стали основанием для принятия Комиссией по жилищным вопросам Администрации МО «<адрес>» решения об отказе ФИО1 в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, так как представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» постановлено, что в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ «О ветеранах».

Получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета реализуется в порядке очередности путем их принятия на соответствующий учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с положениями Федерального закона «О ветеранах» и требованиями жилищного законодательства.

Отношения, связанные с осуществлением права граждан на жилище, регламентируются нормами жилищного законодательства, прежде всего Жилищным кодексом Российской Федерации, определяющим общие параметры в этой сфере правового регулирования, включая определение критериев нуждаемости граждан в жилье, к которым относится учетная норма площади жилого помещения, определяющая уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен статьей 51 Жилищного кодекса РФ.

Исходя из содержания пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно части 4 статьи 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (часть 5 статьи 50 Жилищного кодекса РФ).

Пунктом 1 Постановления Совета народных депутатов муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ установлена учетная норма площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в муниципальном образовании «<адрес>» в размере 10 кв. метров и менее общей площади жилого помещения.

Согласно частей 1 и 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

В соответствии с частью 2 статьи 51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Таким образом, применительно к положениям статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищная обеспеченность истца должна быть определена с учетом прав всех проживающих с ними членов семьи на все имеющиеся у них в собственности объекты, поскольку иное толкование указанной правовой нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства.

Общая суммарная площадь жилых помещений, находящихся в собственности семьи ФИО1 составляет 131,2 кв. м. (103,3+27,9=131,2), на каждого члена семьи ФИО1 и его супруги приходится по 65,6 кв. м. (131,2:2=65,6), что выше учетной нормы площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в муниципальном образовании «<адрес>» и установленной п. 1 Постановления Совета народных депутатов муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ . При таких обстоятельствах, исходя из суммарной общей площади всего жилого недвижимого имущества, занимаемого и находящегося в собственности членов семьи ФИО1, суд приходит к выводу, что ФИО1, обеспечен жилой площадью более учетной нормы - 65,6 кв.м., на одного человека, что больше установленной в муниципальном образовании <адрес> учетной нормы - 10,0 кв. м, в связи с чем не может быть признан нуждающимся в жилых помещениях в связи с чем, ответчиком ей законно было отказано в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При таких обстоятельствах, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется, в связи с чем, в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

Суд, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации МО <адрес> и Комитету по управлению имуществом Администрации МО <адрес> о признании отказа незаконным и возложении обязанности - отказать в полном объеме.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд РА в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий            подпись               М.И. Катбамбетов

Уникальный идентификатор дела 01RS0-84

Подлинник находится в материалах дела

в Майкопском городском суде Республики Адыгея.

2-1187/2023 ~ М-323/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Зделар Николай Владимирович
Ответчики
АМО "Город Майкоп
Другие
Комитет по управлению имуществу МО «Город Майкоп»
Суд
Майкопский городской суд Республики Адыгея
Судья
Катбамбетов Мурат Измайлович
Дело на странице суда
maikopsky--adg.sudrf.ru
30.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.02.2023Передача материалов судье
03.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.03.2023Подготовка дела (собеседование)
01.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.03.2023Судебное заседание
11.04.2023Судебное заседание
26.05.2023Судебное заседание
02.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.11.2023Дело оформлено
21.11.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее