К делу №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
26 мая 2023 года <адрес>
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе: председательствующего – судьи Катбамбетова М.И.,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
с участием истца ФИО1 и его представителя по доверенности ФИО5, представителя ответчика Администрации МО «<адрес>» по доверенности ФИО6, третьего лица ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации МО «<адрес>» и Комитету по управлению имуществом Администрации МО «<адрес>» о признании отказа незаконным и возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО1, обратился в суд с иском к ответчику Администрации МО «<адрес>» о признании отказа незаконным и возложении обязанности.
В обоснование требований указано, что он является участником боевых действий в ВОВ в составе партизанского отряда и военных событий во время подавления вооружённого восстания в Венгрии 1956 года. В октябре 2022 года обратился в Администрацию муниципального образования «<адрес>» с заявлением о выделении жилья или выплате денежных средств для приобретения жилья как участнику боевых действий в Венгрии, составом семьи из 2 человек, он и супруга ФИО4 Обращение было рассмотрено и ему направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ №-р, в котором ему в составе семьи 2 человека в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма как ветерана-участника Великой Отечественной войны и инвалида отказано, в связи с предоставлением документов, которые не подтверждают его право состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении, на основании пункта 2 ч.1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ. С ответом Администрации МО «<адрес>» истец не согласен.
Просит суд с учетом письменных уточненных требований признать незаконным отказ Администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №-р в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении как ветерана-участника Великой Отечественной войны и инвалида. Признать его право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность. Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>» включить истца в список граждан, нуждающихся в жилом помещении и в сводный список участников Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность.
В письменных возражениях на иск представитель ответчика Администрации муниципального образования «<адрес>» исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении в полном объеме.
В судебное заседание истец ФИО1 и его представитель по доверенности ФИО5, явились. Представитель истца ФИО5, поддержала уточненные требования и дала пояснения согласно описательной части решения, просила суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации МО «<адрес>» по доверенности ФИО6, в суд явилась, исковые требования не признала и просила суд отказать.
Представитель ответчика Комитета по управлению имуществом Администрации МО «<адрес>» в суд не явился, сведений об уважительности причин неявки не сообщил. На основании ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований ФИО2, в ходе судебного заседания полагала требования истца законными и обоснованными, просила удовлетворить.
Выслушав доводы лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, и сторонами не оспаривается, что ФИО1 проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе в действующей армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Южной группе войск в Венгрии.
Согласно справке МСЭ-010 № от ДД.ММ.ГГГГ, истец является инвали<адрес>-ой группы бессрочно в связи с заболеванием, полученным в период прохождения военной службы.
Согласно п. 3 ст. 3 ФЗ «О ветеранах», перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону.
В разделе I указанного Перечня, который является приложением к Федеральному закону «О ветеранах», указаны и боевые действия в Венгрии в 1956 году. Таким образом, Федеральный закон «О ветеранах» относит лиц, принимавших участие в боевых действиях в Венгрии в 1956 году, к категории ветеранов боевых действий.
Согласно положению, содержащемуся в Разделе II Приложения к указанному федеральному закону, на лиц, принимавших участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в разделах I и II Перечня, распространяется действие статьи 2 и 4 Федерального закона «О ветеранах», то есть норм, определяющих статус ветеранов Великой Отечественной войны и инвалидов Великой Отечественной войны.
Следовательно, законодатель приравнял к лицам, участвовавшим в Великой Отечественной войне, и участников других боевых действий, указанных в разделах I и II Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, предоставив им единый статус и определив объем мер предоставляемой социальной поддержки.
Между тем приравнивание ветеранов и инвалидов боевых действий по предоставляемым мерам социальной поддержки к ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны не отождествляет их между собой в полном объеме.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 14, подпункта 3 пункта 1 статьи 15 и подпункта 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» указанные категории граждан имеют право на такую меру социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2. Закона, однако, основания и условия ее предоставления различны. В частности, инвалиды и участники Великой Отечественной войны имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета вне зависимости от срока их постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и независимо от их имущественного положения. Реализация же прав инвалидов и ветеранов боевых действий на такую меру социальной поддержки ставится в зависимость от времени постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, и право на данную меру они имеют лишь в случае их постановки на учет нуждающихся до ДД.ММ.ГГГГ. Инвалиды и ветераны боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, то есть на общих основаниях.
Согласно удостоверению серия ВОВ № от ДД.ММ.ГГГГ, выданному Министерством труда и социального развития Республики Адыгея, ФИО1 является ветераном-участником Великой Отечественной войны, по льготам приравнен к ветеранам-участникам Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны на основании статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах».
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., имеет состав семьи 2 человека (он и супруга - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.).
В октябре 2022 года ФИО1 обратился в Администрацию муниципального образования «<адрес>» с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для получения социальной поддержки на состав семьи из 2 человек.
Заявление ФИО1 было рассмотрено. Согласно выписке из распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» Комиссией по жилищным вопросам Администрации МО «<адрес>» принято решение об отказе ФИО1 в принятии на учёт, в составе семьи 2 человека в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма как ветерана-участника Великой Отечественной войны и инвалида, в связи с предоставлением документов, которые не подтверждают его право состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении, на основании пункта 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ.
В силу пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В судебном заседании стороны не оспаривали, что на момент обращения к ответчику с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован и проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью 55,8 кв. м., 1/2 доля данного жилого помещения принадлежит ФИО1 на основании договора приватизации № от ДД.ММ.ГГГГ, что составляет 27,9 кв. м.
Супруга истца ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью 206,6 кв. м.; 1/2 доля данного жилого помещения принадлежит ФИО7 на основании договора пожизненного содержания с иждивением от ДД.ММ.ГГГГ в пользу ФИО2 (ФИО4), что составляет 103,3 кв. м., и следует из договора пожизненного содержания с иждивением от ДД.ММ.ГГГГ
Указанные обстоятельства стали основанием для принятия Комиссией по жилищным вопросам Администрации МО «<адрес>» решения об отказе ФИО1 в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, так как представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» постановлено, что в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ «О ветеранах».
Получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета реализуется в порядке очередности путем их принятия на соответствующий учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с положениями Федерального закона «О ветеранах» и требованиями жилищного законодательства.
Отношения, связанные с осуществлением права граждан на жилище, регламентируются нормами жилищного законодательства, прежде всего Жилищным кодексом Российской Федерации, определяющим общие параметры в этой сфере правового регулирования, включая определение критериев нуждаемости граждан в жилье, к которым относится учетная норма площади жилого помещения, определяющая уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен статьей 51 Жилищного кодекса РФ.
Исходя из содержания пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно части 4 статьи 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (часть 5 статьи 50 Жилищного кодекса РФ).
Пунктом 1 Постановления Совета народных депутатов муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № установлена учетная норма площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в муниципальном образовании «<адрес>» в размере 10 кв. метров и менее общей площади жилого помещения.
Согласно частей 1 и 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Таким образом, применительно к положениям статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищная обеспеченность истца должна быть определена с учетом прав всех проживающих с ними членов семьи на все имеющиеся у них в собственности объекты, поскольку иное толкование указанной правовой нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства.
Общая суммарная площадь жилых помещений, находящихся в собственности семьи ФИО1 составляет 131,2 кв. м. (103,3+27,9=131,2), на каждого члена семьи ФИО1 и его супруги приходится по 65,6 кв. м. (131,2:2=65,6), что выше учетной нормы площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в муниципальном образовании «<адрес>» и установленной п. 1 Постановления Совета народных депутатов муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №. При таких обстоятельствах, исходя из суммарной общей площади всего жилого недвижимого имущества, занимаемого и находящегося в собственности членов семьи ФИО1, суд приходит к выводу, что ФИО1, обеспечен жилой площадью более учетной нормы - 65,6 кв.м., на одного человека, что больше установленной в муниципальном образовании <адрес> учетной нормы - 10,0 кв. м, в связи с чем не может быть признан нуждающимся в жилых помещениях в связи с чем, ответчиком ей законно было отказано в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется, в связи с чем, в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Суд, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации МО <адрес> и Комитету по управлению имуществом Администрации МО <адрес> о признании отказа незаконным и возложении обязанности - отказать в полном объеме.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд РА в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий подпись М.И. Катбамбетов
Уникальный идентификатор дела 01RS0№-84
Подлинник находится в материалах дела №
в Майкопском городском суде Республики Адыгея.