УИД 92RS0003-01-2021-001383-05
Судья Степанова Ю.С. Дело № 21-6/2024
(дело № 12-109/2023)
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
19 января 2024 года город Севастополь
Судья Севастопольского городского суда Бояринова Елена Владимировна, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (<адрес>), жалобу Межрегионального Управления ФАС по Республике Крым и городу Севастополю на решение судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 11 октября 2023 года, которым постановление №.32.3-398/2023 от 05 апреля 2023 года заместителя руководителя Управления ФАС по Республике Крым и городу Севастополю Мехтиева В. В. в отношении должностного лица – члена комиссии Государственного унитарного предприятия города Севастополя «Севэлектроавтотранс им. А.С. Круподерова» Ходаковской М. В. о привлечении к административной ответственности по ч. 8 ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде предупреждения, отменено, производство прекращено,
установил:
Постановлением №.32.3-398/2023 от 05 апреля 2023 года заместителя руководителя Управления ФАС по Республике Крым и городу Севастополю Мехтиева В.В. должностное лицо - член комиссии Государственного унитарного предприятия города Севастополя «Севэлектроавтотранс им. А.С. Круподерова» Ходаковская М.В. привлечена к административной ответственности по ч. 8 ст. 7.32.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения.
Не согласившись с данным постановлением защитник должностного лица Ходаковской М.В. – Ольжич О.О. обратился с жалобой в Ленинский районный суд города Севастополя.
Решением судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 11октября 2023 года постановление должностного лица от 05 апреля 2023 года отменено, производство прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с принятым решением должностное лицо, принявшее постановление подал в адрес Севастопольского городского суда жалобу, в которой просит признать незаконными и отменить состоявшийся судебный акт, оставить постановление по делу об административном правонарушении от 05 апреля 2023 года без изменения.
В обоснование жалобы ссылается на то, что выводы судьи районного суда, о том, что решение Крымского УФАС России, послужившее поводом для привлечения должностного лица Ходаковской М.В. к административной ответственности является отмененным - ошибочен, не соответствует фактическим обстоятельствам и подлежит отмене.
Представитель Межрегионального Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю Данилович Е.С. жалобу, по доводам в ней изложенным поддержала, просила отменить решение судьи районного суда, оставить без изменения постановление по делу об административном правонарушении от 05 апреля 2023 года.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении- Ходаковская М.В., ее защитник в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, что не является препятствием для слушания дела.
Заслушав пояснения должностного лица, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, изучив доводы жалобу, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности: виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Частью 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг.
Признавая должностное лицо - члена комиссии Государственного унитарного предприятия города Севастополя «Севэлектроавтотранс им. А.С. Круподерова» Ходаковскую М.В. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ, указано, в УФАС по Республике Крым и городу Севастополю поступила жалоба ООО «ПТБ «Скат-ТБ» на действия Государственного унитарного предприятия города Севастополя «Севэлектроавтотранс им. А.С. Круподерова» при проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по защите от актов незаконного вмешательства объектов, извещение № 32211707315.
По результатам рассмотрения поступившей жалобы Комиссией по контролю в сфере закупок города федерального значения Севастополя Управлением были выявлены нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, о чем вынесено решение от 22.12.2022 года №8/514с по делу №092/07/18.1-281/2022 по результатам рассмотрения жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФХЗ «О защите конкуренции»; материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу Крымского УФАС России для рассмотрения вопроса о наличии в действиях должностных лиц Заказчика признаков административного правонарушения.
21.09.2022 ГУП «Севэлектроавтотранс им. А.С. Круподерова» (заказчик) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС) размещено извещение №32211707315, при проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по защите от актов незаконного вмешательства объектов транспортной инфраструктуры морского транспорта (номер процедуры 0018622008DP). Начальная (максимальная) цена договора 4 890 000,00 руб.; дата начала срока подачи заявок - 21.09.2022 00:00 (МСК); дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) - 03.10.2022 12:00 (МСК); дата подведения итогов - 05.10.2022 (МСК).
05.10.2022 опубликован первоначальный протокол подведения итогов закупки, согласно которому победителем определено ООО «Грифон».
Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок на участие в запросе предложений в электронной форме №32211707315-03 от 11.11.2022 года, заявка ООО «ПТБ Скат-ТБ» (порядковый номер заявки 6479) была отклонена на основании пункта 9.4.30 Положения о закупки по причине того, что участник в составе заявки предоставил недостоверные сведения о наличии аттестованного персонала, а именно: по Комаровой И.А., Фролову Д.С., Воробей В.И.
ООО «ПТБ «Скат-ТБ», в свою очередь, возражая относительно принятых результатов закупки, 13.10.2022 направило жалобу в Крымское УФАС России с указанием на нарушение проведения закупки, отмене ее результатов и признанием победителем закупки ООО «ПТБ «Скат-ТБ».
Решением Крымского УФАС России от 01.11.2022 по делу №092/07/18.1-258/2022 жалоба ООО «ПТБ «Скат-ТБ» признана обоснованной, в действиях заказчика установлены нарушения пункта 1 части 1 статьи 3 части 12 статьи 4, пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона №223-ФЗ.
01.11.2022 Крымским УФАС России по делу №092/07/18.1-258/2022 вынесено предписание исх. №8/4433с с требованием ГУП «Севэлектроавтотранс им. А.С. Круподёрова» отменить все протоколы, составленные в ходе определения поставщика в запросе предложений в электронной форме (извещение №32211707315), повторно рассмотреть все заявки участников запроса предложений, разместить все протоколы, составленные в ходе определения поставщика в запросе предложений заново в соответствии с требованиями Федерального закона №223-ФЗ.
В ходе повторного рассмотрения заявок, заявка ООО «ПТБ «Скат-ТБ» №6479 отклонена.
По результатам рассмотрения жалобы общества 22.12.2022 Крымским УФАС России вынесено решение по делу №092/07/18.1-281/2022, в соответствии с которым жалоба ООО «ПТБ «Скат-ТБ» при проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по защите от актов незаконного вмешательства объектов транспортной инфраструктуры морского транспорта признана обоснованной, и в действиях заказчика установлены нарушения части 6 статьи 3, пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона №223-ФЗ.
В ходе рассмотрения дела судья Ленинского районного суда города Севастополя указал, что закупочной комиссией предприятия по результатам запроса предложений в электронной форме отклонена заявка № 6479 участника ООО «ПТБ «Скат-ТБ» ввиду наличия в документах, входящих в заявку на участие в закупке, недостоверных сведений об аттестованных сотрудниках (ООО «ПТБ «Скат-ТБ» представлены данные относительно Комаровой И.А. и Фролова Д.С. как аттестованных сотрудников общества, в то время как последние являлись сотрудниками ООО «Грифон», а также данные Воробей В.И., которая с 06.07.2021 является сотрудником заказчика, ранее с 16.03.2020 по 03.06.2020 находилась в трудовых отношениях с ООО «ПТБ «Скат-ТБ»).
При этом указал, что ссылка антимонопольного органа на пункт 3.9 документации по запросу предложений в электронной форме № 8-ЗП-223-22 в отрыве от Положения о закупке ГУП «Севэлектроавтотранс им. А.С. Круподёрова» является несостоятельной, поскольку в данном конкретном случае следует исходить из системного содержания указанных актов, а в случае наличия в них противоречий применять положение о закупках.
Ссылаясь на требования Положения о закупке, которые имеют приоритетное значение перед требованиями документации о закупке, указал, что заказчик при оценке заявки ООО «ПТБ «Скат-ТБ» верно в приоритетном порядке учитывал положения пункта 9.4.30 Положения о закупках, содержащего условие об отклонении заявки участника запроса предложений в электронной форме.
При этом указал, что предприятие осуществляет деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров, что является особо важной сферой деятельности и предоставление недостоверных сведений относительно аттестованных сотрудников недопустимо в целях безопасности неопределенного круга лиц.
Более того, решением Арбитражного суда Республики Крым от 10.10.2023 года по делу №А83-8117/2023 признано незаконным решение УФАС по Республике Крым и городу Севастополю от 22.12.2022 года №8/514с по делу №092/07/18.1-281/2022 по результатам рассмотрения жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФХЗ «О защите конкуренции», которое послужило основанием для привлечения Ходаковской М.В. к административной ответственности.
С учетом изложенных обстоятельств, судья районного суда пришёл к выводу, что объективная сторона вмененного Ходаковской М.В. правонарушения в ее действиях отсутствует, что свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения. В связи с чем, отменил постановление по делу об административном правонарушении подлежит, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 ст.7.32.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица Ходаковской М.В. – прекратил в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Указанные судьей районного суда обстоятельства полностью согласуются с Обзором судебной практики от 16.05.2018 Верховный Суд Российской Федерации отметил, что уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.
Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора.
Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 8 ст. 7.32.3 названного Кодекса, составляет год.
Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении должного лица настоящего дела об административном правонарушении, согласно протокола об административном правонарушении имели место 11 ноября 2022 года (дата подписания протокола).
Установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности истек 11 ноября 2023 года.
В связи с чем, в настоящее время исключена возможность проверки доводов жалобы должностного лица, поскольку установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности истек, производство по делу возобновлено быть не может.
Исходя из положений части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.
При таких обстоятельствах, жалоба должностного лица – Межрегионального Управления ФАС по Республике Крым и городу Севастополю об отмене решения судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 11 октября 2023 года не может быть удовлетворена.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7 - 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях
решил:
решение судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 11 октября 2023 года оставить без изменения, жалобу должностного лица - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу после его вынесения и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статей 30.12 – 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Е.В. Бояринова